Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:23, курсовая работа
Анализируя поведение какого-то покупателя на рынке товара X, можно заметить, что когда цена этого товара повышается, покупатель начинает уменьшать количество приобретаемых единиц X. Это дает основание для теоретического обоснования двух положений: во-первых, покупатель каждый раз будет приобретать разное количество товара Х при изменении его цены и, во-вторых, что подобным образом могут вести себя остальные покупатели.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная линия: понятие и её основные черты.
Понятие бюджетной линии, её графическое представление…………..5
Свойства бюджетной линии. Реакция потребителя на изменение дохода…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Кривые безразличия.
Понятие кривых безразличия, их представление на графике.……….13
Характерные черты кривых безразличия. Предельная норма замещения.……………………………………………………………………..16
Глава 3. Равновесие в точке касания.
Равновесное положение потребителя………………………………….21
Излишек потребителя…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ | ||||||||
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) | ||||||||
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | ||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||||||
По дисциплине: | Микроэкономика | |||||||
На тему: | Практическое использование модели «кривые безразличия – бюджетная линия» в стратегии бизнеса | |||||||
Студент(ка) группы | ||||||||
код | фамилия, имя, отчество | подпись | ||||||
Научный руководитель | ||||||||
должность | фамилия, имя, отчество | подпись | ||||||
МОСКВА 2010г. |
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюджетная линия: понятие и её основные черты.
Глава 2. Кривые безразличия.
Глава 3. Равновесие в точке касания.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с фундаментальной проблемой – проблемой адекватного, рационального использования ограниченных ресурсов. Вследствие этого следует учитывать, как будет распределяться продукция, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные. Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит перед собой цель – обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода.
Анализируя поведение какого-то покупателя на рынке товара X, можно заметить, что когда цена этого товара повышается, покупатель начинает уменьшать количество приобретаемых единиц X. Это дает основание для теоретического обоснования двух положений: во-первых, покупатель каждый раз будет приобретать разное количество товара Х при изменении его цены и, во-вторых, что подобным образом могут вести себя остальные покупатели.
Тема данной курсовой работы: «Практическое использование модели «кривые безразличия – бюджетная линия» в стратегии бизнеса». Актуальность ее исследования обусловлена возросшим интересом в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям.
Изучение
принципов функционирования рыночного
механизма помогает лучше ориентироваться
в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры,
анализировать текущее
Итак,
целью данной курсовой работы является
- исследовать такой вопрос как
практическое использование модели
«кривые безразличия –
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: исследовать кривые безразличия и бюджетную линию, раскрывая их сущность и характерные черты, также проанализировать равновесное положение потребителя и излишек потребителя.
Глава 1. Бюджетная линия
Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен. Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетной линией, иначе говоря, бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат.1
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, если продукт X стоит 1,5 доллара, а продукт Y — 1 доллар, то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов X и Y, показанные в таблице 1.1, при денежном доходе, равном 12 долларов. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта X так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта Y. Или, отказавшись от 2 единиц продукта X и тем самым "высвободив" 3 доллара, он мог бы купить 6 единиц X и 3 — продукта Y. И так далее вплоть до другого крайнего случая, когда потребитель мог бы купить 12 единиц продукта В по цене 1 доллар каждая, тем самым затратив весь свой денежный доход на продукт Y и ничего не оставив на покупку продукта X.
Бюджетная линия строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета. Удовлетворение любых потребностей всегда ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия2 бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке.3
Таблица 1.1
Бюджетная линия: комбинации продуктов X и Y,
доступные покупателю с доходом в 12 дол.
Единицы продукта X (цена = 1,5 дол.) | Единицы продукта Y (цена = 1 дол.) | Суммарный расход (дол.) |
8 | 0 | 12 (= 12 + 0) |
6 | 3 | 12 (= 9 + 3) |
4 | 6 | 12 (= 6 + 6) |
2 | 9 | 12 (= 3 + 9) |
0 | 12 | 12 (= 0 + 12) |
Рисунок 1.1. Бюджетная линия потребителя.
На рисунке 1.1 бюджетная линия изображена графически. Заметим, что наклон бюджетной линии зависит от отношения цены продукта Y к цене продукта X; точнее говоря, абсолютная крутизна наклона равна PY/РX = 1доллар/1,5доллара=2/3. Это всего лишь математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц продукта X (отмечаемых на вертикальной оси) по 1,5 доллара каждая, чтобы получить в свое распоряжение 3 доллара, необходимых для покупки 3 единиц продукта Y (отмечаемых на горизонтальной оси). Иными словами, при перемещении вниз по бюджетной, или ценовой, прямой, следует отказаться от двух X (по 1,5 доллара каждая) для приобретения трех Y (по 1 доллара каждая). Это свидетельствует о наклоне, равном 2/3.
Расположение бюджетной линии зависит от:
Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или одновременно пропорционально понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, сопровождается одновременным пропорциональным (то есть в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает бюджетную линию параллельно вправо), и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.
В случае если цены на товары станут меняться не пропорционально, а по отношению друг к другу, произойдет следующее. К примеру, если апельсины стали дешевле, а цены на яблоки не изменились, то потребитель может приобрести больше апельсинов. Понятно, что, если цены на яблоки возрастут, потребитель уменьшит их покупки.
Таким
образом, изменение относительных
цен товаров приводит к изменению
наклона бюджетной линии.4
Реакция
потребителя на изменение
дохода.
При условии, что цены на оба товара постоянны, бюджетная линия обладает следующими свойствами:
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода: увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.
Изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо, и наоборот, рост цен на продукты X и Y приводит к перемещению графика влево. Также при изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (либо соответственно меньше) купить продукта Х (Y).5
Точки А и В (на рисунке 1.1) показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, то есть весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.