Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».
Факультет экономики и управления
Кафедра
управления внешнеэкономической деятельностью
предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Правовое обеспечение экономики»
на тему:
«Правовое обеспечение
функционирования особых
экономических зон в
РФ»
Студент | Солтыс Д.С. | |
гр. ЭМ-390101 | дата, подпись | |
Руководитель | Раменская В.С. | |
дата, подпись |
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Одним
из направлений развития предпринимательской
деятельности, а также формирования
оптимальных взаимоотношений
Создание ОЭЗ является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике России. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для России, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Особые экономические зоны являются относительно новым явлением и для правовой системы Российской Федерации. Следует отметить, что создание и развитие ОЭЗ является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.
Кроме того, данная работа поможет научиться работать с литературой, выработать умение применять теоретические знания для объяснения реальных процессов и явлений.
В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы понятия «особые экономические зоны», классификация, принципы особых экономических зон и некоторые другие вопросы.
Вторая часть посвящена исследованию правовой базы по данному вопросу. В частности, будут изучены правовые механизмы создания, управления и контроля над деятельностью ОЭЗ, особенности налогообложения и таможенного режима в таких зонах, предусмотренные законом.
Для написания данной курсовой работы использовались нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ), федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ), печатные периодические издания (газеты, журналы), книжные издания (учебные пособия, монографии, автореферат диссертации), интернет-ресурсы. Кроме того, в работе приводится практика Верховного Суда РФ за 2007 год и Федерального Арбитражного Суда Московского округа за 2007 и 2010 годы.
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Согласно ст.2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"2 (далее – Федеральный закон №116-ФЗ), особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Иными словами, она являет собой анклав3, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.
Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства4.
Хочется отметить следующие характерные черты особых экономических зон5:
а) Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
– внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
– фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
– финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
– административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
б)
наличие локальной, относительно обособленной
системы управления зоной, наделенной
правом принимать самостоятельные
решения в широком
в)
всесторонняя поддержка со стороны
центральной государственной
Создание ОЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании ОЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития6.
Анализ опыта многих стран, где были созданы свободные зоны, позволяет выявить ряд важнейших предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приведет либо к полному провалу проектов ОЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности7.
1.
Благоприятное географическое
2. Наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны – потенциального инвестора.
3. Относительно дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила.
4. Достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами; доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками.
5. Благоприятная для промышленного производства среда, создаваемая предоставлением различных услуг, например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий.
6. Развитая и устойчивая правовая база; развитие ОЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной власти.
Мировая практика организации и функционирования ОЭЗ свидетельствует о том, что они создаются для достижения разнообразных целей8.
1.
Более глубокое включение
2.
Насыщение внутреннего рынка
заинтересованной страны
3. Более глубокое включение в мировую торговлю не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и в санаторно-курортной сфере, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.
4. Стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.
5. В отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как рациональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
Российскими
специалистами разработана
Торговые зоны
Одной из простейших форм ОЭЗ являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.
Информация о работе Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ