Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - на сдачу2007.docx

— 85.32 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».

Факультет экономики и управления

Кафедра управления внешнеэкономической деятельностью предприятия 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Правовое обеспечение экономики»

на тему: «Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ» 
 
 

Студент   Солтыс Д.С.
гр. ЭМ-390101 дата, подпись  
     
Руководитель   Раменская В.С.
  дата, подпись  
   
   
   
   
 
 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН 5

1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5

1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7

1.3. Формы ОЭЗ 8

2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН 10

2.1. Порядок создания ОЭЗ 10

2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14

2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 26

 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из направлений развития предпринимательской  деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между  государством и субъектами предпринимательской  деятельности является создание особых экономических зон (ОЭЗ).

     Создание  ОЭЗ является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике России. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для России, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

     Особые экономические зоны являются относительно новым явлением и для правовой системы Российской Федерации. Следует отметить, что создание и развитие ОЭЗ является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

     Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.

     В связи с этим можно выделить следующие  задачи:

       – изучение теоретических основ особых экономических зон;

       – анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;

     – рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.

     Кроме того, данная работа поможет научиться  работать с литературой, выработать умение применять теоретические знания для объяснения реальных процессов и явлений.

     В первой части работы будут рассмотрены  теоретические основы понятия «особые экономические зоны», классификация, принципы особых экономических зон и некоторые другие вопросы.

     Вторая  часть посвящена исследованию правовой базы по данному вопросу. В частности, будут изучены правовые механизмы создания, управления и контроля над деятельностью ОЭЗ, особенности налогообложения и таможенного режима в таких зонах, предусмотренные законом.

     Для написания данной курсовой работы использовались нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ), федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ),  печатные периодические издания (газеты, журналы), книжные издания (учебные пособия, монографии, автореферат диссертации), интернет-ресурсы. Кроме того, в работе приводится практика Верховного Суда РФ за 2007 год и Федерального Арбитражного Суда Московского округа за 2007 и 2010 годы.

 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

    1. Понятие и сущность ОЭЗ

     Согласно  ст.2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации"2 (далее – Федеральный закон №116-ФЗ), особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Иными словами, она являет собой анклав3, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.

     Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства4.

     Хочется отметить следующие характерные  черты особых экономических зон5:

     а) Применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

       – внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

       – фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

       – финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

       – административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

     б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

     в) всесторонняя поддержка со стороны  центральной государственной власти.

     Создание  ОЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании ОЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития6.

     1.2. Предпосылки  и цели создания ОЭЗ

     Анализ  опыта многих стран, где были созданы свободные зоны, позволяет выявить ряд важнейших предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приведет либо к полному провалу проектов ОЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности7.

     1. Благоприятное географическое положение  на пересечении важнейших транспортных  сетей.

     2. Наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны – потенциального инвестора.

     3. Относительно дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила.

     4. Достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами; доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками.

     5. Благоприятная для промышленного производства среда, создаваемая предоставлением различных услуг, например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий.

     6. Развитая и устойчивая правовая база; развитие ОЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной власти.

     Мировая практика организации и функционирования ОЭЗ свидетельствует о том, что они создаются для достижения разнообразных целей8.

     1. Более глубокое включение стран  в процесс развития мировой  торговли. Речь идет об увеличении  выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста валютных поступлений.

     2. Насыщение внутреннего рынка  заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозамещающими товарами.

     3. Более глубокое включение в  мировую торговлю не только  по производственной линии, но и в области туризма, культуры и в санаторно-курортной сфере, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.

     4. Стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.

     5. В отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как рациональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

     1.3. Формы ОЭЗ

     Российскими специалистами разработана примерная  классификация по признаку хозяйственной специализации – по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм9.

     Торговые  зоны

     Одной из простейших форм ОЭЗ являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

Информация о работе Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ