Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории страны, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
К
числу простейших ЗСТ можно отнести
специальные магазины «дьюти фри» в
крупных международных
Промышленно-
Промышленно-
Технико-внедренческие зоны
Технико-внедренческие зоны образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Сервисные зоны
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Следует также особо выделить российские игорные зоны, где осуществляется любая игорная деятельность (казино, залы игровых автоматов и т.д.), за исключением букмекерских контор и тотализаторов. С 1 июля 2009 года подобная деятельность может осуществляться только в данных зонах, которых на сегодняшний день создано четыре.
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
На отношения, связанные с функционированием ОЭЗ на территории РФ, распространяются только нормы Федерального закона № 116-ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, прежде всего Министерства экономического развития РФ.
В соответствии с законодательством ОЭЗ создаются по решению Правительства РФ и оформляются постановлением Правительства РФ. Особая экономическая зона создается на 20 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. (п.6 ст.6 Федерального закона N116-ФЗ).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством РФ.
Затем в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, заключают соглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются:
1)
объем и сроки финансирования
создания инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур
2)
план обустройства и
7)
обязательства органов
8)
порядок формирования
Решение о создании ОЭЗ может приниматься как на основе проведения конкурса по отбору заявок регионов, претендующих на получение статуса ОЭЗ, так и без его проведения. Так, например, согласно Постановлению Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея"10 на территории ряда регионов были созданы туристско-рекреационные ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок.
Следует сказать, что принятие решения о создании ОЭЗ на территории того или иного региона не должно происходить по политическим мотивам, а основываться только на критериях готовности территории региона для обеспечения поступательного развития зоны. Поэтому необходимо на стадии рассмотрения заявок субъектов федерации не только проводить анализ представленных документов, но и осуществлять фактическую проверку в регионе, для чего должны быть созданы специальные федеральные комиссии.
Существующую модель создания ОЭЗ на территории России необходимо дополнить возможностью включения в данный процесс органов законодательной власти посредством принятия федеральных программ развития особых экономических зон (ежегодно корректируемых) на основе предложений о создании зон, поступивших от субъектов Федерации, предварительно согласованных с соответствующими органами местного самоуправления. Это позволит не только повысить качество отбора регионов, претендующих на приобретение статуса ОЭЗ, но и установить общую концепцию их развития11.
В
судебной практике РФ был случай, когда
принятый субъектом РФ – Владимирской
областью – закон об особых зонах
противоречил федеральному законодательству,
вследствие чего он был признан недействительным12
Речь идет о Законе Владимирской области "О зонах регулируемого развития" от 11 января 2006 г. № 1-ОЗ (далее – Закон № 1-ОЗ), который был официально опубликован в газете "Владимирские Ведомости".
Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании указанного Закона противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления судебного решения в законную силу.
Свое требование обосновал тем, что обжалуемый им нормативный правовой акт, определяя создание, функционирование и ликвидацию зон регулируемого развития на территории Владимирской области, фактически устанавливает особые правила поведения хозяйствующих субъектов в вопросах предпринимательской деятельности, что относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ.
Решением Владимирского областного суда от 20 апреля 2007 г. заявленное прокурором области требование о признании недействующим Закона № 1-ОЗ было удовлетворено, и суд признал указанный Закон не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, администрация и Законодательное Собрание Владимирской области обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене вынесенного судом решения, утверждая, что выводы суда, положенные в его обоснование, не соответствуют установленным обстоятельствам и сделаны в силу ошибочного понимания и применения положений действующего гражданского, налогового, бюджетного законодательства.
Проанализировав
положения оспариваемого
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 №184-ФЗ13 деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ.
Пункт "о" ст.71 Конституции РФ определяет, что гражданское законодательство находится в ведении РФ.
Таким образом, Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что Закон N 1-ОЗ, регулировавший отношения в области гражданского законодательства, и, в целом, порядок установления особого режима предпринимательской деятельности, противоречил ст.2 и ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации14 (далее – ГК РФ), относящим регулирование предпринимательской деятельности как способа реализации гражданских прав к исключительному ведению РФ, был принят с превышением полномочий, предоставленных законом представительному органу субъекта РФ.
Кроме того, согласно пункту "н" ст.71Конституции РФ определение исключительной экономической зоны находится в ведении РФ.
Ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ устанавливает, что особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Суд также указал, что понятие "особая экономическая зона", введенное Федеральным законом, и "зона регулируемого развития", как понятие, установленное оспариваемым Законом области, являются тождественными понятиями.
В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона №116-ФЗ решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется Постановлением Правительства РФ.
Исходя из всего вышеперечисленного, Судебной коллегией был сделан вывод о том, что Законодательное Собрание Владимирской области не вправе было осуществлять собственное правовое регулирование в области установления территорий с особым, льготным режимом хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности.
Таким
образом, решение Владимирского
областного суда от 20.04.2007 было оставлено
без изменения, а кассационные жалобы
администрации и
Как уже отмечалось выше, основным правовым документом, регулирующим функционирование ОЭЗ, является Федеральный закон № 116-ФЗ. С 1 января 2010 г. в данный закон внесены изменения, касающиеся системы управления ОЭЗ. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации"15 Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было ликвидировано, а его функции были переданы напрямую Министерству экономического развития РФ. В свою очередь, указанное Министерство получило право передачи части полномочий на места по выбору либо муниципальным властям, либо управляющим компаниям, в том числе ОАО "Особые экономические зоны" и его дочерним предприятиям с возможностью отзыва таких полномочий в случае их неисполнения либо ненадлежащего исполнения. Таким образом, осуществлен переход к двухуровневой системе управления ОЭЗ в целях ее оптимизации. В связи с вышеописанными законодательными изменениями закономерно встает вопрос об их эффективности и рациональности. Анализ сложившейся системы управления ОЭЗ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых,
на законодательном уровне не закреплена
система отношений между
Информация о работе Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ