Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - на сдачу2007.docx

— 85.32 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, круг полномочий, которые могут передаваться на места, а именно управляющим компаниям, значительно расширился: обеспечение  проведения экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий; получение технических условий присоединения к сети и их передача резидентам ОЭЗ; управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости в пределах зоны без права их отчуждения, создание объектов инфраструктуры на территории зон и пр16.

     Вышесказанное позволяет сделать вывод, что  предоставление такого объема полномочий в "частные руки", хотя и со 100%-ной долей государства, слишком поспешно и не совсем рационально, а самое главное, имеет негативный опыт. К тому же, такое широкое взаимодействие частных управляющих компаний с другими частными компаниями повышает возможность различного рода конфликтов с последующим судебным разбирательством.

     В качестве примера можно привести следующий случай из судебной практики РФ17.

     ОАО "Особые экономические зоны" обратилось с иском к ОАО "Ярнефтехимстрой" о признании незаключенным договора субподряда от 28.11.2005 № 63-22/050062 и взыскании 1 707 283 руб. 30 коп., из которых 1 485 730 руб. 54 коп. – сумма неосновательного обогащения и 221 552 руб. 76 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами.

     Исковые требования были заявлены в соответствии со статьями 395, 432, 708, 1102, 1107 ГК РФ и мотивированы тем, что подписанный между сторонами договор субподряда от 28.11.2005 № 63-22/050062 являлся незаключенным, поскольку в нем отсутствовали сроки выполнения работ. Истец также ссылался на то, что в результате произведенного взаимозачета оплаты выполненных работ и суммы ранее перечисленного ответчику аванса, размер неиспользованного ответчиком аванса составил 1 485 730 руб. 54 коп. В этой связи истец подал иск о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

     Суд установил, что ГП "Внешнеэкономическое объединение "Внешстройимпорт" (правопредшественник истца, генподрядчик) и ответчик (подрядчик) 28.11.2005 подписали договор № 63-22/050062, согласно которому истец поручил, а ответчик обязался выполнить комплекс работ подготовительного периода по строительству объекта "Областной перинатальный центр в г. Ярославле". Подрядчик обязался выполнить работы собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций, а генподрядчик обязался принять и оплатить результат работ.

     Работы  по договору должны были быть выполнены в соответствии с графиком производства работ (Приложение № 1 к договору), который составлялся подрядчиком в 10-дневный срок с момента подписания договора (пункт 4.1 и раздел 12 договора).

     Суд установил, что ответчик требования указанных пунктов не выполнил, график выполнения работ не предоставил. Поскольку  в результате отсутствия графика  выполнения работ по спорному договору и отсутствия возможности в соответствии с другими условиями спорного договора определить начальный и  конечный сроки выполнения работ, несмотря на произведенные сторонами действия, суд сделал вывод о том, что подписанный между сторонами договор от 28.11.2005 № 63-22/050062, являлся незаключенным в силу ст.432 и 708 ГК РФ.

     В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое  без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

     Согласно  ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

     Учитывая, что после перечисления истцом денежных средств, ответчиком выполнялись работы, и последние работы были приняты  истцом 25.12.2006, что подтверждается Актом  № 5 и справками о стоимости работ и затрат по форме КС-3, то суд сделал вывод о том, что срок исковой давности следовало исчислять с 25.12.2006. Так как исковое заявление было подано в суд 15.09.2009, то сроки исковой давности истцом пропущены не были.

     Решением  от 09.02.2010 исковые требования были удовлетворены частично. Суд признал договор субподряда от 28.11.2005 № 63-22/050062 незаключенным. С ОАО "Ярнефтехимстрой" в пользу ОАО "Особые экономические зоны" было взыскано 1 485 730 руб. 54 коп. неотработанного аванса, 180 333 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 20 474 руб. 40 коп. расходов по госпошлине. Во взыскании остальной части иска было отказано.

     Удовлетворяя  иск в части, суд исходил из того, что в договоре отсутствуют сроки выполнения работ, и ответчик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что у него имеются правовые основания для удержания взыскиваемой суммы. Суд уменьшил размер взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствами, применив положения ст.333 ГК РФ.

     В целях совершенствования системы  управления ОЭЗ, представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон №116-ФЗ, а именно все полномочия по управлению ОЭЗ передать в ведение соответствующих администраций регионов и муниципальных образований, усилив при этом контроль (как федеральный, так и муниципальный), в том числе за целевым использованием бюджетных средств. Администрациям же, в свою очередь, предоставить право на гражданско-правовой конкурсной основе привлекать коммерческие организации для выполнения отдельных полномочий, в том числе по строительству необходимой инфраструктуры. Внедрение вышеописанной модели позволит не только расширить полномочия региональных властей в части управления ОЭЗ, но и установить четкие правовые границы ответственности за их ненадлежащее исполнение.

2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ

     1) Резидентами технико-внедренческой и туритско-рекреационной зоны могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие лица. Резидентами промышленно-производственной и портовой зоны – только коммерческие организации.

     По  общему правилу, ИП или коммерческая организация должны быть зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении соответствующей деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (п.п. 1-2.2 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ).

     Статус  резидента ОЭЗ присваивается  коммерческой организации или ИП с момента внесения записи в реестр резидентов ОЭЗ. Для приобретения статуса резидента ОЭЗ хозяйствующим субъектам необходимо пройти регистрацию в реестре резидентов ОЭЗ. Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ и ведение реестра резидентов ОЭЗ осуществляют органы управления ОЭЗ (подпункт 1 п.1 ст.8 Федерального закона №116-ФЗ).

     Регистрация лиц в реестре резидентов ОЭЗ производится путем внесения в него соответствующей записи. Органы управления ОЭЗ проводят регистрацию лица в течение трех дней со дня подписания с ним соглашения о ведении соответствующей деятельности (п.4 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ).

     В подтверждение регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ ему  выдается свидетельство установленного образца. Форма свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ должна быть разработана и утверждена Министерством по экономическому развитию и торговли РФ (п.5 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ).

     Регистрация в реестре резидентов ОЭЗ является юридически значимым действием, поскольку  именно она является непосредственным основанием приобретения лицом статуса резидента ОЭЗ. С момента регистрации лицо вправе использовать льготы и преимущества, следующие из особого режима ведения предпринимательской деятельности. Но такая регистрация, исходя из существа закона, носит формальный характер и не должна требовать от хозяйствующего субъекта совершения каких-либо дополнительных действий: уплаты государственной пошлины или иного сбора, предоставления дополнительных документов, за исключением тех, которые необходимы для заключения соглашения о ведении соответствующей деятельности, и т.п.

     На органы управления ОЭЗ, осуществившие регистрацию резидента ОЭЗ, возложена обязанность информировать налоговые и таможенные органы о такой регистрации. Одновременно с предоставлением сведений о регистрации в качестве резидента ОЭЗ органы управления ОЭЗ предоставляют в налоговые и таможенные органы копию соглашения о ведении соответствующей деятельности. Данные сведения направляются в налоговые и таможенные органы в течение дня, следующего за днем регистрации (п.6,7 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ).

     2) Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. (ст.36 Федерального закона N 116-ФЗ).

     Согласно  ст.241 Налогового кодекса Российской Федерации18 (далее – НК РФ), для налогоплательщиков-организаций и ИП, имеющих статус резидента ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ, применяются специальные налоговые ставки.

     Так, с 1 января 2006 года для организаций, имеющих статус резидента ОЭЗ, применяются  ставки налога, установленные в п.1 ст.241 НК РФ.

     С 1 января 2006 года не подлежит обложению  налогом на имущество организаций имущество, учитываемое на балансе организации-резидента ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет (ст. 381 НК РФ).

     Кроме того, согласно п.9 ст.395 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2006 г., от обложения земельным налогом освобождаются организации-резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

     В части налоговых споров, которые  можно отнести к рассматриваемому вопросу, можно привести следующий  пример из судебной практики РФ19.

     ОАО "Особые экономические зоны" обратилось в Арбитражный суд        г. Москвы с заявлением к ИФНС России № 3 по г. Москве о признании недействительным требования № 10571 об уплате налога по состоянию на 09.10.2005.

     Из  материалов дела следовало, что согласно требованию № 10571 об уплате налога по состоянию на 09.10.2006 за обществом числилась задолженность в сумме 22304420 рублей 49 коп. При этом инспекция ссылалась на ст.45 (ч.1) НК РФ, которая регулирует общие обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в бюджет.

     Суд, удовлетворяя заявление общества, исходил  из того, что обязанность по уплате указанных в требовании сумм налогов  и сборов была признана исполненной по решению Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2006 по делу    № А40-20976/06-107-152.

     Инспекцией  не были представлены доказательства того, что суммы пени возникли и  были рассчитаны из того, что уплата причитающихся сумм налогов или  сборов, в т.ч. налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, были произведена обществом в более  поздние по сравнению с установленными ст.75 НК РФ сроками. Каких-либо доказательств  наличия у общества недоимки инспекция  не представила, и это не оспаривалось инспекцией.

     Кроме того, суд указал на то, что требование в нарушение п.4 ст.69 НК РФ не содержит данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые бы устанавливали обязанность налогоплательщика уплатить налог.

     Исходя  из этого, решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2007 заявленные обществом требования были удовлетворены в полном объеме.

     3) На территории ОЭЗ товары помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст.37 Федерального закона №116-ФЗ).

     Учет  ввозимых и вывозимых товаров  обязаны вести как резиденты  ОЭЗ, так и другие лица, осуществляющие деятельность на территории ОЭЗ (нерезиденты). Учитываются также товары, которые приобретаются, реализуются, хранятся, изготавливаются и перерабатываются на территории ОЭЗ. Для этого резиденты и нерезиденты обязаны представлять отчетность в таможенные органы.

     Что касается налогообложения, то при импорте товаров НДС не платится (п.1 ст.151 НК РФ).

     В свою очередь ввоз товаров на территорию свободной таможенной зоны с остальной  территории РФ фактически приравнивается к экспорту. При этом товары также  считаются помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны. Соответственно, в этом случае применяется нулевая ставка НДС (п.1 ст.164 НК РФ).

Информация о работе Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ