Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности функционирования и правового регулирования деятельности особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– анализ российского законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, выявление пробелов в нем и предложение способов их исправления;
– рассмотрение существующей в РФ судебной практики по вопросам функционирования ОЭЗ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 7
1.3. Формы ОЭЗ 8
2. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 10
2.1. Порядок создания ОЭЗ 10
2.2. Правовое регулирование деятельности ОЭЗ 14
2.3. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов в ОЭЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Для подтверждения нулевой ставки нужно представить в налоговый орган пакет документов. В его состав входят: контракт с резидентом ОЭЗ, документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации резидента ОЭЗ и таможенная декларация с отметками о выпуске товаров в режиме свободной таможенной зоны (пп.5 п.1 ст.165 НК РФ).
Вывоз товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы территории ОЭЗ означает прекращение использования указанного режима. Те же последствия будут и в случае передачи товаров на территории зоны, но нерезиденту ОЭЗ.
В обоих перечисленных случаях нужно будет заплатить НДС. Однако с ответом на вопрос, кто является плательщиком в данном случае, возникают проблемы – в законе плательщик не назван. На наш взгляд, при ввозе товаров с территории ОЭЗ на остальную таможенную территорию России НДС платит именно резидент зоны. Такой вывод следует из толкования ст.37 Федерального закона №116-ФЗ и правил НК РФ. Правда, в таком случае возникает еще одна проблема. Поскольку ОЭЗ – это территория РФ, а реализация резидентом облагается НДС, то у последнего объект налогообложения появляется дважды. Первый раз – при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а второй раз – на общих основаниях. Но здесь нельзя говорить о двойном налогообложении, поскольку резидент может получить налоговые вычеты в размере НДС, уплаченного им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст.170 НК РФ). Налоговая база по НДС в рассматриваемой ситуации – это таможенная стоимость вывозимых товаров, увеличенная на таможенную пошлину и акциз (п.п.1,5 ст.160 НК РФ).
А вот при определении стоимости товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны, в целях уплаты таможенных пошлин и акцизов нужно учитывать некоторые особенности. Так, стоимость определяется как цена сделки, то есть сумма, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже лицом, являющимся резидентом ОЭЗ, лицу, не являющемуся резидентом ОЭЗ. Датой пересечения границы считается день принятия таможенным органом декларации. А такая декларация подается в связи с вывозом товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ20.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом задач, поставленных во введении, были получены следующие результаты.
Рассматривая особые экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования ОЭЗ во многих странах мира свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики. При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики особые экономические зоны будут длительное время оставаться «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние на остальное экономическое пространство.
Процесс создания ОЭЗ – процесс, требующий тщательного продумывания всех составляющих ОЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного и налогового законодательств, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование ОЭЗ будет эффективным.
Посредством создания ОЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно эти условия и являются особенностями функционирования ОЭЗ.
В работе был проведен анализ существующей в РФ законодательной базы по вопросам, касающимся ОЭЗ. В результате были выявлены некоторые проблемы и предложены способы устранения пробелов.
Так
как организационно-правовая база правовых
институтов не стоит на месте, а является
гибким инструментом экономической
и социальной политики государства,
даже самые современные
Образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться единой концепции развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит разработать и сделать частью законодательной системы государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные акты:
1.
Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
5. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 27.07.2005.
6. Указ Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2009, N 41, ст. 4731.
7. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" // "Российская газета", N 236, 19.10.2010.
II. Судебная практика:
1. Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2007 № 86-Г07-15 Об оставлении без изменения решения Владимирского областного суда от 20.04.2007, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим закона Владимирской области "О зонах регулируемого развития" от 11.01.2006 № 1-ОЗ.
2. Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007, 21.08.2007 N КА-А40/7891-07 по делу N А40-78765/06-140-496.
3. Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КГ-А40/9284-10 по делу N А40-121706/09-24-986.
III. Учебная и периодическая литература:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник / М.:Юристъ, 1999. 368 с.
2. Архипов А., Павлов П. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. 2006. №11. С. 28-34.
3. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / М.: ООО «Книгодел», 2008. 160 с.
4. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. "Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики". № 9, 2007. "Российский внешнеэкономический вестник".
5. М.В.Батыров. Правовые механизмы регулирования отношений в сфере функционирования особых экономических зон Российской Федерации / Автореферат диссертации канд. юрид. наук - М., 2011.
6. Н.Орлова, О.Плахтиенко. Таможенный режим особой экономической зоны // "Учет. Налоги. Право", 2006, N 3.
7. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 544 с.
8. Сидоренко Ю., Клепиков А. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 2010.
Информация о работе Правовое обеспечение функционирования особых экономических зон в РФ