Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Содержание

Введение ............................................................................................................. 3

Глава I. Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства) ...................................................................................... 7

Глава II. Применение Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
по кругу лиц ...................................................................................... 14

2.1. Несостоятельность физических лиц................................................. 14
2.2. Применение законодательства о банкротстве
к коммерческим и некоммерческим организациям........................ 17

2.3. Возможность признания банкротом объединения,
не являющегося юридическим лицом.............................................. 28


Глава III. Действие Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) во времени и пространстве .................................. 30

3.1. Проблема применения законодательства
о банкротстве во времени ................................................................ 30
3.2. Действие Закона Российской Федерации
«О несостоятельности (банкротстве) в пространстве ................... 35

Заключение ...................................................................................................... 36

Список литературы ........................................................................................ 40

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ Российского закона о банкротстве.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

 

ГК РФ и Закон о  банкротстве устанавливают, что  далеко не все юридические лица, - участники гражданского оборота (как профессиональные, так и непрофессиональные) могут быть признаны несостоятельными. При этом субъекты могут быть разделены на три группы: во-первых, изъятые из-под действия законодательства о несостоятельности; во-вторых, те, к которым применяются общие правила; в-третьих, те, для которых установлены те или иные особенности производства по делу о несостоятельности.

К первой группе относятся  казенные предприятия и все коммерческие организации, за исключением потребительских  кооперативов и фондов, к третьей  – такие юридические лица, как  страховые, кредитные, градообразующие, сельскохозяйственные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники, находящиеся в процессе ликвидации или так называемые отсутствующие должники. Все остальные должники могут быть признаны банкротами по общим правилам, установленным законом. Это означает, что в случае неисполнения должником денежного обязательства либо неуплаты обязательных платежей в размере более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение более трех месяцев возможно обращение в арбитражный суд самого должника, кредиторов, прокурора, иных уполномоченных лиц с требованием о признании должника банкротом. Далее запускается процедура, направленная в первую очередь на восстановление финансового состояния должника в течение наблюдения и внешнего управления. Если арбитражный суд придет к выводу о невозможности оздоровления должника, выносится решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. Это означает, что, во-первых, конкурсный управляющий проводит мероприятия по выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц, и взысканию дебиторской задолженности; во-вторых, при распределении имущества, составляющего конкурсную массу, применяются нормы об очередности и соразмерности удовлетворения требований кредиторов.

Очевидно, что указанные  выше мероприятия не проводятся, если должник является субъектом, в отношении которого не может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности. Чтобы ответить на вопрос о практических последствиях невозможности применения законодательства о несостоятельности, целесообразно подробнее рассмотреть и очертить круг этих субъектов, а также некоторые особенности их функционирования.

Как было отмечено, несостоятельными могут быть признаны все коммерческие юридические лица за исключением казенных предприятий. Казенное предприятие – государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, которое в соответствии с п.1 ст.115 ГК РФ может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Поскольку казенные предприятия не могут быть созданы субъектами РФ и муниципальными образованиями, их количество обычно невелико. К таким предприятиям, в частности, относятся те, которые производят некоторые виды оборонной продукции, исправительно-трудовые учреждения.

Казенное предприятие не может быть банкротом в силу того, что п.5 ст.115 ГК РФ предусматривает по его обязательствам субсидиарную ответственность при недостаточности его имущества. Из этого следует, что кредитор, не получив удовлетворения своих требований от такого предприятия, может добиваться их удовлетворения Российской Федерацией.

Эта позиция законодателя понятна и оправданна: поскольку  требования кредиторов в любом случае будут удовлетворяться посредством  применения субсидиарной ответственности, нет смысла допускать возможность объявления казенного предприятия банкротом. Однако с точки зрения практического аспекта применения субсидиарной ответственности (субъектом которой является Российская Федерация, то есть средства должны быть выплачены из бюджета) возможет другой вариант.

При всем этом невозможность банкротства  казенных предприятий резких возражений не вызывает. Чего, к сожалению, не скажешь о ситуации, связанной с банкротством, во-первых, некоммерческих организаций, во-вторых, предприятий – не собственников (в том числе ИЧП), в массовом количестве образованных до принятия ГК РФ. Подобные предприятия могли быть созданы любым субъектом гражданского права и собственниками переданного им имущества не являются. Участие таких субъектов в гражданском обороте весьма сомнительно, но в настоящее время возможно. В соответствии с п.5 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 года указанные предприятия до 1 июля 1999 года должны быть преобразованы в хозяйственные общества, товарищества, кооперативы либо ликвидированы. До этого момента к ним применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятиях), из чего следует невозможность признания индивидуального частного предприятия (и ему подобных) банкротом. Такое положение гораздо менее оправданно, чем невозможность признания банкротом казенного предприятия, поскольку наличие субсидиарной ответственности владельца ИЧП в ряде случаев неспособно как-либо защитить интересы кредиторов. Ведь собственниками таких предприятий могут являться субъекты, не имеющие достаточных средств для удовлетворения всех претензий кредиторов. Вследствие чего возможны два варианта развития событий, связанных с отказом ИЧП от удовлетворения требований кредиторов и предъявлением требований собственнику – субъекту субсидиарной ответственности: во-первых, необходимость возбуждения процедуры банкротства собственника, если он может быть объявлен банкротом; во-вторых, невозможность для кредиторов получить сколько-нибудь равное и справедливое удовлетворение, если собственник ИЧП банкротом объявлен быть не может и не обладает достаточным для погашения всех требований имуществом.

Очевидно, следует законодательно опустить возможность банкротства индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и других не находящихся в государственной или муниципальной собственности предприятий.

Как было отмечено, из некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только потребительские кооперативы и фонды (то есть только к этим субъектам применяется законодательство о несостоятельности). Система некоммерческих организаций по законодательству РФ следующая. В соответствии с п.3 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К последним относятся некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарные биржи, товарищества собственников жилья, торгово-промышленные палаты.

Потребительский кооператив – объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых фондов. В силу п.5 ст.116 ГК РФ доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (которую кооператив вправе осуществлять, если это соответствует целям его создания в соответствии с законом и уставом), распределяются между его членами.

Деятельность потребительских  кооперативов регулируется, помимо ГК РФ, Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»  № 97-ФЗ от 13 июня 1997 года и Законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 15 ноября 1995 года  № 193-ФЗ в редакции Закона от 7 марта 1997 года  № 47-ФЗ (последний предусматривает функционирование как производственных, так и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве). В случае производства по делу о несостоятельности в отношении потребительского кооператива, являющегося сельскохозяйственной организацией, применяются особенности, установленные §3 гл.VIII Закона о банкротстве.

Фонд – организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В соответствии с п.2 ст.118 ГК РФ фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых он создан.

Учреждение – организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник (которым может быть как государство, так и любой субъект гражданского оборота). При этом обязанность отвечать по долгам у субъекта субсидиарной ответственности возникает в случае недостатка на счету учреждения денежных средств. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами; доходы, полученные от этой деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение (но не в собственность) учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждение не может  быть признано банкротом, что не обоснованно. Как отмечалось выше, возможны две разновидности учреждений: созданные государством и созданные частным лицом. В первом случае речь может идти не о признании должника банкротом (что, естественно, невозможно вследствие наличия норм о субсидиарной ответственности государства-собственника), а о распространении действия законодательства о несостоятельности на учреждения, что усилит гарантии для кредиторов (с тем, чтобы субсидиарная ответственность осуществлялась либо с целью недопущения возбуждения производства по делу о несостоятельности, либо в рамках этого производства в установленные Законом о несостоятельности сроки). Во втором случае ситуация представляется более сложной. ГК РФ не отвечает на вопрос о порядке действий кредиторов, если имущества собственника учреждения недостаточно для удовлетворения всех требований, то есть при отсутствии средств у субъекта субсидиарной ответственности. С одной стороны, возможно обращение в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности собственника учреждения. А если он относится к тем субъектам, на которых Закон о банкротстве не распространяется? А если у собственника много своих кредиторов, не имеющих отношения к обязательствам учреждения?

В таких ситуациях  взыскание будет обращено на имущество  собственника, включая учреждения, и требования кредиторов будут удовлетворяться в полном объеме (пока хватит имущества) по мере их поступления. Кредиторы учреждения окажутся в менее выгодном положении, нежели кредиторы собственника, так как требования кредиторов учреждения будут учитываться по дате их предъявления не самому учреждению, а субъекту субсидиарной ответственности – собственнику.

Все это крайне сложно и способно породить на практике множество  вопросов, на которые законодательство ответа не дает.

Представляется, что всех перечисленных и многих не перечисленных сложностей можно избежать в случае распространения действия законодательства о целесообразности и на учреждения. Целесообразна следующая модель. Кредиторы учреждения в случае отсутствия у него денежных средств обращаются к собственнику с требованием о погашении всех обязательств учреждения. При отказе собственника возможно предъявление требования о признании несостоятельности, как собственника, так и самого учреждения. В последнем случае взыскание обращается на имущество учреждения (следует учитывать, что не желающий этого собственник в любой момент может удовлетворить требования кредиторов, что ведет к прекращению производства по делу о банкротстве). В первом случае требования кредиторов собственника учреждения и кредиторов учреждения дифференцируются, что ведет к отдельному их удовлетворению из имущества соответственно собственника и учреждения.

Объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, созданные в целях  координации деятельности как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Кроме того, ассоциации и союзы могут иметь цели представления и защиты интересов участников.

Общественные и религиозные  организации (объединения) – добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные  объединения имеют в собственности  определенное имущество, переданное их учредителями, но не сохраняют на него никаких прав. В силу ч.2 п.1 ст.117 ГК РФ общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Статья 24 закона «О некоммерческих организациях» содержит требования о некоторых ограничениях предпринимательской деятельности рассматриваемых организаций. Кроме того, определенные ограничения установлены и в других законах (например. П.6 ст.24 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ограничивает права профсоюзов в учреждении определенных юридических лиц всех, за исключением банков и фондов, соответствующих уставным целям).

Помимо указанных выше законов деятельность общественных и религиозных организаций регламентируется Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года  № 135-ФЗ; Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 года  № 125-ФЗ; Законом «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года  № 82-ФЗ.

Некоммерческое партнерство – юридическое лицо, создание которого предусмотрено Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческое партнерство – основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности. Партнерство – собственник своего имущества. В отличие от других некоммерческих организаций члены партнерства имеют право при некоторых обстоятельствах получить часть его имущества при выходе или ликвидации. Представляется верным мнение Е.А.Суханова: «Партнерство получает возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что противоречит его статусу некоммерческой организации. Данная юридическая конструкция заимствована из зарубежного (американского) права с сомнительной целью открытия более широких возможностей осуществления предпринимательской деятельности в форме некоммерческой организации.

Информация о работе Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства)