Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Содержание

Введение ............................................................................................................. 3

Глава I. Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства) ...................................................................................... 7

Глава II. Применение Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
по кругу лиц ...................................................................................... 14

2.1. Несостоятельность физических лиц................................................. 14
2.2. Применение законодательства о банкротстве
к коммерческим и некоммерческим организациям........................ 17

2.3. Возможность признания банкротом объединения,
не являющегося юридическим лицом.............................................. 28


Глава III. Действие Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) во времени и пространстве .................................. 30

3.1. Проблема применения законодательства
о банкротстве во времени ................................................................ 30
3.2. Действие Закона Российской Федерации
«О несостоятельности (банкротстве) в пространстве ................... 35

Заключение ...................................................................................................... 36

Список литературы ........................................................................................ 40

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ Российского закона о банкротстве.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Невозможность признания  некоммерческого партнерства банкротом  может привести к полной незащищенности его кредиторов; это тем более опасно потому, что партнерство, в отличие от других некоммерческих организаций, имеет очень широкие возможности по ведению предпринимательской деятельности (это цель его создания), а при выходе участник может забрать часть его имущества. В литературе высказывается мнение о необходимости применения к некоммерческим партнерствам законодательства о несостоятельности.

Автономная некоммерческая организация – юридическое лицо, создание которого предусмотрено законом «О некоммерческих организациях». Автономная некоммерческая организация не имеет членства, создается на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера), является собственником своего имущества, на которое учредители не сохраняют никаких прав. Автономные организации могут вести предпринимательскую деятельность (с некоторыми ограничениями); создаются они в основном в сфере культуры, здравоохранения, спорта и частными лицами. Статус этих организаций имеет много общего со статусом учреждений, однако принципиальное отличие состоит в наличии права собственности автономной некоммерческой организации на ее имущество и в отсутствии субсидиарной ответственности учредителя такой организации по ее долгам. Очевидно, в этом смысл создания такого юридического лица: частное медицинское учреждение организуется на базе имущества учредителя (который может быть и один), осуществляет как непредпринимательскую, так и предпринимательскую деятельность, при этом не рискуя быть объявленным банкротом.

Торгово-промышленная палата – некоммерческое юридическое лицо, объединяющее российские предприятия  и российских предпринимателей, создание которого предусмотрено Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года  № 5340-1. Торгово-промышленная палата – добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов. В силу п.2 Закона  № 5340-1 торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Товарная биржа –  юридическое лицо, созданное в соответствии с законом «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года  № 2383-1 в редакции от 30 апреля 1993 года  № 4919-1. Это некоммерческая организация, основанная на началах членства, созданная предпринимателями с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарная биржа может осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с организацией биржевой торговли.

Товарищество собственников  жилья – некоммерческая организация, созданная в соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  № 4218-1 «Об основах Федеральной жилищной политики» от 19 марта 1997 года  № 68-ФЗ и Законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 года  № 72-ФЗ. Это организация, образованная на началах членства юридическими лицами либо гражданами, имеющими в собственности жилье для совместного использования и управления находящимися в общей собственности объектами недвижимости, обслуживающими принадлежащие им жилые помещения. Товарищество собственников жилья может заниматься предпринимательской деятельностью в целях осуществления эксплуатации и ремонта общих для определенного количества квартир лестничных клеток, лифтов, коридоров, чердаков, крыш, подвалов и т.д.

Товарищество как юридическое лицо имеет в собственности имущество, которое включает вступительные, членские и иные взносы участников. Кроме того, оно может быть субъектом права собственности на недвижимое имущество. Товарищество может распоряжаться, во0первых, чужим имуществом (находящимся в общей долевой собственности участников товарищества, которые предоставляют созданному ими юридическому лицу такие правомочия); во-вторых, собственным имуществом, включая недвижимость.

Выше были названы  и кратко охарактеризованы некоммерческие юридические лица, которые могут функционировать в соответствии с действующим российским законодательством. Практически все они (за исключением учреждений) могут иметь на праве собственности имущество, в определенных пределах осуществлять предпринимательскую деятельность (за исключением ассоциаций (союзов); не попадают под сферу регулирования законодательства о банкротстве (за исключением потребительских кооперативов и фондов), вследствие чего, во-первых, их нельзя объявить несостоятельными, во-вторых, к ним не применимы процедуры, предусмотренные законом о банкротстве. На мой взгляд, участие в гражданском обороте такого количества субъектов, которые, даже осуществляя предпринимательскую деятельность, могут не опасаться возможного банкротства, для рыночной экономики ненормально.

Представляется необходимым  внести в ГК РФ изменения с тем, чтобы действие Закона о несостоятельности распространялось на любое некоммерческое юридическое лицо. Следует отметить, что в рамках производства по делу о несостоятельности возможно исполнение обязательств должника в полном объеме любым лицом (собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника -юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами) (п.1 ст.27 Закона о банкротстве). Таким образом, факт возбуждения производства по делу о несостоятельности может способствовать исполнению обязательств некоммерческой организации перед кредиторами.

В настоящее время  открытым остается вопрос, почему большинство некоммерческих организаций не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности, если они не исполняют своих обязательств перед кредиторами в течение длительного времени (даже если эти обязательства являются предпринимательскими)?

 

2.3.        Возможность признания банкротом объединения,

                       не являющегося юридическим лицом.

 

Действующее российское законодательство говорит о несостоятельности только в отношении объединений, имеющих как право, так и дееспособность, то есть осуществивших государственную регистрацию. До этого момента объединение как субъект права не имеет каких-либо прав и обязанностей. Порядок государственной регистрации установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года  № 1482 и действующим до принятия соответствующего закона. Кроме того, регистрация некоторых некоммерческих организаций производится по специальным правилам, установленным, в частности, такими актами, как Временные правила регистрации уставов политических партий и иных общественных объединений, утвержденные Приказом Минюста РФ от 16 сентября 1994 года  № 19-47-94-94; Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений (Приказ Минюста РФ от 30 ноября 1994 года  № 19-01-159-04).

Если должником является группа лиц, действовавшая без регистрации  юридического лица, применение закона о банкротстве по отношению к  нему невозможно. В таких ситуациях  действуют положения данного  Закона о несостоятельности граждан, в данном случае составляющих эту группу. При этом, очевидно, требования могут быть предъявлены к любому из должников, если речь идет о предпринимательской деятельности, так как в силу п.2 ст.322 ГК РФ обязательства с участием предпринимателей презюмируются солидарными. Если отношения не носили характера предпринимательских, требования могут быть предъявлены (в этом случае, как отмечалось, с заявлением о банкротстве придется подождать до внесения соответствующих изменений в ГК РФ).

Любой ли субъект гражданского права может быть признан банкротом? Как известно, в гражданском обороте участвуют физические, юридические лица, публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования гл.5 ГК РФ). В соответствии со ст.124 ГК РФ Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В случае участия публично-правовых образований в гражданском обороте к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

На практике не исключены  ситуации, когда задолженность государства  по гражданско-правовым обязательствам превысит сумму и срок, минимально необходимые для возбуждения процедуры банкротства. Нередко возникает вопрос: нельзя ли обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельности Российской Федерации (что, очевидно, будет способствовать надлежащему исполнению ею своих обязательств)? Закон на указанный вопрос отвечает отрицательно: на публично-правовое образование действие законодательства о банкротстве не распространяется. Исчерпывающий перечень субъектом, к которым оно применяется, содержат п.1 ст.65 ГК РФ и п.2 ст.1 Закона о несостоятельности. Публично-правовые образования в него не входят. И «в силу особенностей данных субъектов» (п.2 ст.124 ГК РФ) это понятно. Представляется, что невозможность применения законодательства о банкротстве к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям позволяет сделать вывод о наличии исключения из общего правила, по которому публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях на равных с другими субъектами условиях.

Глава III.           Действие Федерального Закона

                         «О несостоятельности (банкротстве)

                                 во времени и пространстве

 

3.1. Проблема  применения законодательства о  банкротстве во времени.

Статья 4 ГК РФ содержит общее правило действия законодательства во времени: гражданский закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу. Однако, в силу прямого указания нового Закона, возможно его применение к отношениям, возникшим ранее.

Как известно, Закон о  банкротстве, вступивший в силу 1 марта 1998 года, принципиально иным образом регулирует многие вопросы, нежели Закон о банкротстве предприятий, действовавший с 1 марта 1992 года по 1 марта 1998 года. Так, старый Закон определял критерием несостоятельности неоплатность, действующий – неплатежеспособность; Закон 1992 года не предусматривал проведения наблюдения; допускал признание недействительными сделок должника, а также осуществление продажи его бизнеса только на стадии конкурсного производства (сейчас это возможно и при проведении внешнего управления); он не содержал дифференцированного подхода к банкротству различных категорий должников, имел много других недостатков. Действующий Закон эти недостатки исправляет. Но существует большое количество дел, производство по которым начато до 1 марта 1998 года. Целесообразно ли по всем этим делам применять Закон старый? Поскольку на этот вопрос очевиден отрицательный ответ, резонно предположить, что новый Закон о несостоятельности в ряде случаев должен иметь обратную силу.

О порядке его применения говорится в ст.187 этого Закона: он применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 года. В соответствии с п.2 ст.187 Закона в таких случаях арбитражный суд может ввести три из четырех процедур, им предусмотренных, - внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. И тогда дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с новым Законом.

Итак, Закон о несостоятельности  имеет обратную силу, если:

  1. арбитражный суд принимает соответствующее решение;
  2. после 1 марта 1998 года речь идет о назначении внешнего управления, объявлении должника банкротом и открытии конкурсного производства, заключении мирового соглашения.

В перечисленных ситуациях  применение нового закона к отношениям, возникшим до вступления его в  силу, бесспорно. Но может или должен судья арбитражного суда, рассматривая вопрос о назначении внешнего управления, конкурсного производства, мировом соглашении по делу, возбужденному до 1 марта 1998 года вводить эти процедуры в соответствии с новым законом (что ведет к дальнейшему применению Закона)? Из буквального толкования п.2 ст.187 данного акта следует вывод о праве, а не обязанности суда применять новый закон. Усмотрение судьи по такому вопросу может привести к отрицательным последствиям, поэтому следует прибегнуть к ограниченному толкованию приведенной нормы как обязанность суда вводить указанные процедуры в соответствии с новым законом.

Закон о банкротстве, в отличие от Закона 1992 года, предусматривает  проведение наблюдения. Это означает, что с момента возбуждения  производства по делу о несостоятельности арбитражный суд назначает временного управляющего, в обязанности которого входит контролировать действия руководителя должника (с целью предотвратить злоупотребления со стороны последнего) и изучать его финансовое положение (с целью сделать вывод о возможности проведения внешнего управления). Деятельность временного управляющего позволяет сбалансировать интересы кредиторов и должника в период после возбуждения производства по делу о банкротстве и до рассмотрения арбитражным судом дела. Ранее в этот период возможны были злоупотребления: недобросовестный должник мог реализовать или скрыть активы; недобросовестный кредитор мог ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника, что вело к невозможности оздоровления даже потенциально жизнеспособного лица. Таким образом, наличие и деятельность временного управляющего имеет огромное значение для проведения конкурсного процесса.

Информация о работе Правовые основы, понятие и признаки несостоятельности (банкротства)