Предпринимательство в Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства и анализ его состояния на современном этапе.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
3. Отметить и охарактеризовать формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
4. Выявить возможные резервы и направления развития предпринимательской сферы на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
1.1 Возрождение предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы дальнейшего развития
2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития……..11
2.2 Формы поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по формам предпринимательства РФ и РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

    Предложенный  подход выглядит логичным, но имеет, на наш взгляд, определенный недостаток. Развитие предпринимвыглядит вторичным по отельства по отношению к происходившим в стране реформам, тогда как (особенно на первых порах становления в России новых экономических отношений) его вклад в это становление был весьма значительным.п

    Является целесообразным выделить следующие этапы эволюции отечественного предпринимательства: три уже состоявшихся и начинающийся четвертый.

    Первоначально предпринимательство выполняло революционную по своей сути функцию формирования принципиально новых для страны рыночных отношений, поскольку являлось единственным рыночным типом из всех существующих в обществе хозяйствующих субъектов. Главенствующую роль в государственной поддержке играло формирование нового институционального поля, в котором зарождающиеся малые предпринимательские структуры становились легитимными. В этой ситуации роль предпринимательства никак нельзя назвать пассивной. Фактически это был испытательный полигон, на котором проверялась жизнеспособность бизнеса в целом и совместимость рыночной и планово-директивной систем.

    Принято вести отсчет развития и возрождения предпринимательства в России от 1988 года, но подготовка к решительному шагу -  началась на два¾переходу к реальным, а не декларируемым рыночным отношениям  года раньше. По сути, исходным пунктом становления российского бизнеса явилось принятие 19 ноября 1986 года закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», хотя индивидуальную деятельность нельзя в полной мере отождествлять с предпринимательской. В то время еще не был официально разрешен наемный труд на негосударственных предприятиях, не существовало множества присущих рынку атрибутов, но уже стали законными доходы, полученные вне общественного сектора. Это был своеобразный «пробный шар». Но даже этот маленький шаг встретил со стороны консервативной части социалистического общества активное неприятие, что нашло свое отражение в появлении закона «О нетрудовых доходах», который, по мнению его создателей, защищал советское общество от возможного разгула мелкобуржуазной стихии.

    С принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было легализовано явление, уже имевшее в стране широкое распространение. По оценкам экономистов, до 1986 года «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 80-х годов в сфере обслуживания было занято около 2 миллионов человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17-18 миллионов человек. [7; 138]

    Официальным признанием предпринимательства в России стало принятие 26.08. 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР». Он заложил уже подлинные основы рыночной системы, хотя и не для всех. Кооперативам было разрешено использовать наемный труд, что фактически легализовало частную собственность и право устанавливать свободные рыночные цены на собственную продукцию. Малое предпринимательство в лице кооперативов заняло свое место в экономической системе российского общества.

    Таким образом, малое предпринимательство в России на сегодняшний день обладает самодостаточностью, активно участвуя в процессе формирования новых экономических отношений. Это отнюдь не снимает с повестки дня необходимость его государственной поддержки. Такой этап непременно наступит, когда российское государство столкнется с проблемами, побуждающими развитые капиталистические страны к активной поддержке малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Предпринимательство  в Республике Беларусь  и России: современное  состояние и проблемы  дальнейшего развития 

    2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития

    Правовую  основу современного предпринимательства  определяет множество нормативных  актов, которые определяют правовой статус субъектов предпринимательской  деятельности, порядок их образования, регистрации, налогообложения, возможность осуществлять отдельные виды деятельности и др. Основными нормативными актами определяющими основу предпринимательской деятельности является Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. с изм. и доп. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», Закон РБ от 09.12.1992 г. с изм. и доп. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», Указ № 285 от 18.06.2005 г. с изм. и доп. от 29.12.2006 г. № 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. в ред. от 12.11.2003 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и др.

    Предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь рассматривается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Из данного определения предпринимательской деятельности следует сделать вывод о том, что основное отличие предпринимательской деятельности от иных видов деятельности, в том числе и от хозяйственной деятельности бюджетных организаций, культурных, оздоровительных и иных учреждений состоит в том, что основной целью ее осуществления является получение прибыли или личного дохода. Кроме того, важнейшим признаком предпринимательской деятельности является то, что ее субъекты осуществляют такую деятельность от своего имени и под свою ответственность.

    Современное положение предпринимательства  в современных условиях можно  оценивать с нескольких позиций, с одной стороны государство  старается обеспечить все условия для повышения эффективности предпринимательской деятельности, с другой стороны положение предпринимателей в Республике Беларусь становится все сложнее. Поэтому, необходимо отметить наиболее существенные аспекты функционирования предпринимательства в современных условиях.

    На  сегодняшний день в Республике Беларусь поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  Государственной программой поддержки  малого предпринимательства, а также  отраслевыми и региональными  программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Советом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

    Для координации деятельность предпринимательства  создан специальный орган. Совет по развитию предпринимательства в Беларуси должен стать эффективным связующим звеном между руководством страны и предпринимательством. Однако в нашей стране власть и бизнес несовместимы, любые попытки создать «крышу» бесполезны. Совет по развитию предпринимательства был создан Указом Президента в 1999 году. В новый состав Совета для повышения эффективности его работы вошли представители как субъектов предпринимательской деятельности, предпринимательских объединений, так и государственных органов, ибо власть и предприниматели должны работать в одном ключе и на благо нашей страны, убежден белорусский лидер.

    В настоящее время Совет по развитию предпринимательства призван представлять и защищать интересы всех белорусских  предпринимателей (а не только членов Совета), своевременно информировать власть об актуальных проблемах в этой сфере, обобщать различные предложения субъектов хозяйствования, самостоятельно решать возникающие вопросы, а при необходимости обращаться за помощью в государственные органы и к Президенту. Совет совместно с госорганами должен детально прорабатывать проекты решений, касающиеся деятельности предпринимателей, «чтобы не допускать ошибок, ведущих к вспышкам и к противодействию властям».

    Необходимость государственного регулирования данной сферы обуславливается тем, что предпринимательство в Беларуси является важным фактором социально-экономического развития, благодаря которому создаются новые рабочие места, привносится дух конкуренции, активизируются творчество и предприимчивость людей. Именно поэтому развитию среднего и малого бизнеса в республике уделяется особое внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Формы поддержки  предпринимательства  в Беларуси 

    В целях реализации государственной политики, создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам хозяйствования в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации,  а также в прочих аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей, на республиканском и местном уровнях создается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства как совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и других организаций, необходимых для развития бизнеса и формирования условий для производства товаров и услуг.

    Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает коммерческие и некоммерческие организации (центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки предпринимательства, общества взаимного кредитования, союзы и ассоциации предпринимателей и другие организации), целью или одной из целей деятельности которых является осуществление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В Республике Беларусь создана и действует сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая включает в себя центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

    Деятельность  центров поддержки предпринимательства  и инкубаторов малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 года №1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 года № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», Постановление Министерства экономики от 10.01.2003 г. № 14 «Об утверждении Положения о порядке присвоения юридическим лицам статуса центра поддержки предпринимательства», Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 04.07.2006 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства».

    В республике зарегистрировано 50 центров поддержки предпринимательства, 8 инкубаторов малого предпринимательства и 2 Научно-технологических парка. Они действуют во всех областях республики и в городе Минске.

    Основными направлениями деятельности центров  поддержки предпринимательства  являются информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства, маркетинговые исследования, консалтинговые услуги, подготовка и переподготовка кадров, а также независимая экспертиза инвестиционных проектов.

    Инкубаторы  осуществляют свою деятельность по следующим  основным направлениям: предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство площадей субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного имущества; оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства услуг, как общего, так и специализированного финансового и коммерческого характера: оценка и отбор предпринимательских проектов, поиск инвесторов и кредиторов, информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, оказание консалтинговых и иных услуг, содействие внедрению современных технологий, подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства.

    В соответствии с Постановлением, инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Инкубатором может стать юридическое лицо независимо от формы собственности, имеющее на праве собственности или ином вещном праве специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Бизнес-инкубатор является инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии.

    В центре внимания находится сдача  предпринимателям внаем офисных  и производственных помещений, а частично и технического оборудования на выгодных условиях, а также предоставление соответствующих сервисных услуг (консультации, сопровождение и инфраструктура). Бизнес-инкубаторы создают хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси и России