Предпринимательство в Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства и анализ его состояния на современном этапе.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
3. Отметить и охарактеризовать формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
4. Выявить возможные резервы и направления развития предпринимательской сферы на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
1.1 Возрождение предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы дальнейшего развития
2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития……..11
2.2 Формы поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по формам предпринимательства РФ и РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

    При этом по своему профилю бизнес-инкубаторы могут существенно различаться. В зависимости от местных условий  и постановки цели акцент может быть сделан в большей степени на производстве товаров или на оказании услуг (или на том и другом одновременно). В наукоградах, например, бизнес-инкубаторы могут носить скорее характер технопарка или инновационного центра, в то время как в других городах в качестве участников могут приглашаться либо исключительно лица, основывающие собственное дело, либо частично и уже созданные предприятия. Несмотря на эти различия в деталях, общий принцип функционирования, тем не менее, единый и широко применимый. Во всем мире в основу деятельности всех бизнес-инкубаторов заложен этот принцип. Однако ориентированность на местные условия приводит к возникновению самых различных вариантов.

    Правовое  обеспечение создания и деятельности бизнес-инкубатора обеспечивается уставом, а также внутренними документами, регламентирующими полномочия и регламент работы отдельных органов и должностных лиц (если предусматривается принятие таких положений), правила внутреннего распорядка, договорами аренды помещений.

    Выбор претендентов, который должен осуществляться в соответствии с условиями конкурса и быть открытым и прозрачным, определяет профиль бизнес-инкубатора. Преимущество должно быть оказано производящим предприятиям и фирмам, предоставляющим услуги предпринимателям.

    Согласно  действующего законодательства инкубатор, это юридическое лицо:

    - целью или одной из целей деятельности которого является создание благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством обеспечения организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность;

    - виды деятельности юридического лица, предусмотренные в его учредительных документах, должны позволять выполнять функции инкубатора;

    - юридическое лицо должно иметь офисные, производственные площади, офисное оборудование и иное движимое и недвижимое имущество на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, необходимое для осуществления функций инкубатора;

    - в штате юридического лица должны состоять специалисты, квалификация которых позволяет обеспечить выполнение основных задач инкубатора.

    Консультационные  услуги, предоставляемые персоналом бизнес-инкубатора, можно четко дифференцировать: консультирование по производственно-экономическим вопросам, опосредование контактов, информационная поддержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако эти сервисные услуги не должны замыкаться на инкубируемых предприятиях, они должны предлагаться всем молодым предпринимателям региона.

    В целом, бизнес-инкубаторы помогают улучшить начальные условия и перспективу  выживания для лиц, создающих свое дело, и начинающих предпринимателей. Кроме того, прием в центр крепко стоящих на ногах предпринимателей малого и среднего звена позволяет поделиться опытом предпринимательской деятельности, что может послужить на благо всем участникам.

    Гибкая  система аренды помещений и, частично, оборудования, совместно используемые сервисные услуги, поддержка при получении информации, установлении контактов и освоении рынка, а также пространственная близость к другим таким же активным и динамичным молодым предпринимателям являются надежной опорой для преодоления обычных трудностей начального этапа.

    В свою очередь, центры поддержки предпринимательсьва организовали и провели 202 семинара, участие в которых приняли 5.133 человека. Тематика обучающих мероприятий достаточно разнообразна — это основы предпринимательской деятельности, налогообложение, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охране труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.

    Из  общего количества клиентов центров  в I квартале 2007 года начинающие и работающие свыше одного года предприниматели  составили 7.453 человека (62,6%), безработные  — 515 человек (4,3%), студенты — 701 человек (5,9%), другие категории граждан — 3.236 человек (27,2%).

    В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры в отчетном периоде за услугами, связана с розничной  торговлей — 34,1%, осуществлением производственной деятельности — 21,2%, оказанием услуг  — 15,3%, оптовой торговлей — 7,6%, строительством — 8,4%, оказанием транспортных услуг — 5,2%.

    По  состоянию на 1 апреля 2007 года в Беларуси действуют 38 центров поддержки предпринимательства, которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан. Также они консультируют по различным вопросам создания и управления организацией, раздают методическую литературу, подготавливают бизнес-планы и заявки на получение кредитов, содействуют в переподготовке кадров, участию субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках.

    Правительство в феврале 2007 года утвердило программу  государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на этот год. Она предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям: достижение прогнозных параметров развития малого предпринимательства; совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и их имущественная поддержка; совершенствование деятельности инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства и другие. На реализацию мероприятий программы из средств республиканского и местных бюджетов намечено выделить 3 млрд. 368,4 млн. рублей. Белорусскими банками на кредитование субъектов малого предпринимательства будет направлен 1 трлн. рублей.

    Технопарк – юридическое лицо, осуществляющее научно-технологическую, опытно-конструкторскую, производственную и коммерческую деятельность в целях создания, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной инновационной деятельности субъектов предпринимательства посредством освоения ими научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий. Технопарки могут создаваться в форме объединений научных организаций, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений и субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных организаций.

     Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства - некоммерческая организация,  аккумулирующая финансовые средства и использующая их  для финансирования программ, проектов и мероприятий, имеющих целью поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, а также оказывающая помощь  отдельным  субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной основе или льготных условиях. Источником средств  фонда  поддержки  малого и среднего предпринимательства могут служить добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от принадлежащего ему имущества и собственной деятельности,  доходы от выпуска и размещения  облигационных займов и  иные  поступления,  не запрещенные законодательством Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 

    2.3 Состояние и перспективы  развития современного  предпринимательства  в России 

    Предпринимательство как особая форма экономической  активности, как конкретная форма  обеспечения самозанятости части  населения и создания новых рабочих  мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в остальных странах большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть правительственной (государственной) поддержки предпринимательства в России сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

    - консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют региональные отделения правительственного "Агентства по малому бизнесу";

    - оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

    - оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических и технологических проблем, связанных с производственным процессом).

    Государство, также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так например, 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". А на основании этого закона Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 года, как и в Беларуси был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .

    Основной  задачей Фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

    Исполнение  этой задачи реализуются основные направления деятельности:

    1.Выработка  финансовой стратегии по привлечению  российского и международного  банковского капитала, а также  других кредитно-финансовых организаций  под государственные гарантии Правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.

    2.Содействие  формированию льготного налогового  режима для работающих в сфере  малого бизнеса. 

    3.Формирование  системы лизинга как одной  из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.

    4.Содействие  развитию внешнеэкономической активности  субъектов малого предпринимательства.

    5.Подготовку  и переподготовку кадров для  работы в структурах малого предпринимательства.

    6.Создание  условий для успешного развития  предпринимательской деятельности  путем формирования благоприятной  инфраструктуры.

    7.Информационное  и нормативно-правовое обеспечение  деятельности малых предпринимателей.

    8.Развитие  рекламно-выставочной и издательской  деятельности в сфере малого  предпринимательства. 

    9.Развитие  инновационной деятельности в  предпринимательских структурах, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений.

    Для реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства при участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров. Они находятся под реальным контролем местных органов власти. Региональные фонды начинают брать на себя ключевую роль по проектному и финансовому управлению региональными программами развития малого предпринимательства на основе использования ресурсов Федерального фонда и регионов. 
Одним из результатов деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства , утвержденная 7 июня 1996 года постановлением Государственной Думы № 444-II ГД, Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы.

    Основные  разработчики проекта Минэкономики России, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, ГКРП России, ГКАП России, Миннауки России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики Минэкономики России и Госкомвуза России.

    Целью развития предпринимательства в России на современном этапе является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований. 
 

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси и России