Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа
Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства и анализ его состояния на современном этапе.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
3. Отметить и охарактеризовать формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
4. Выявить возможные резервы и направления развития предпринимательской сферы на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
1.1 Возрождение предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы дальнейшего развития
2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития……..11
2.2 Формы поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35
При этом по своему профилю бизнес-инкубаторы могут существенно различаться. В зависимости от местных условий и постановки цели акцент может быть сделан в большей степени на производстве товаров или на оказании услуг (или на том и другом одновременно). В наукоградах, например, бизнес-инкубаторы могут носить скорее характер технопарка или инновационного центра, в то время как в других городах в качестве участников могут приглашаться либо исключительно лица, основывающие собственное дело, либо частично и уже созданные предприятия. Несмотря на эти различия в деталях, общий принцип функционирования, тем не менее, единый и широко применимый. Во всем мире в основу деятельности всех бизнес-инкубаторов заложен этот принцип. Однако ориентированность на местные условия приводит к возникновению самых различных вариантов.
Правовое
обеспечение создания и деятельности
бизнес-инкубатора обеспечивается уставом,
а также внутренними
Выбор претендентов, который должен осуществляться в соответствии с условиями конкурса и быть открытым и прозрачным, определяет профиль бизнес-инкубатора. Преимущество должно быть оказано производящим предприятиям и фирмам, предоставляющим услуги предпринимателям.
Согласно действующего законодательства инкубатор, это юридическое лицо:
- целью или одной из целей деятельности которого является создание благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством обеспечения организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность;
- виды деятельности юридического лица, предусмотренные в его учредительных документах, должны позволять выполнять функции инкубатора;
- юридическое лицо должно иметь офисные, производственные площади, офисное оборудование и иное движимое и недвижимое имущество на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, необходимое для осуществления функций инкубатора;
- в штате юридического лица должны состоять специалисты, квалификация которых позволяет обеспечить выполнение основных задач инкубатора.
Консультационные услуги, предоставляемые персоналом бизнес-инкубатора, можно четко дифференцировать: консультирование по производственно-экономическим вопросам, опосредование контактов, информационная поддержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако эти сервисные услуги не должны замыкаться на инкубируемых предприятиях, они должны предлагаться всем молодым предпринимателям региона.
В
целом, бизнес-инкубаторы помогают улучшить
начальные условия и
Гибкая система аренды помещений и, частично, оборудования, совместно используемые сервисные услуги, поддержка при получении информации, установлении контактов и освоении рынка, а также пространственная близость к другим таким же активным и динамичным молодым предпринимателям являются надежной опорой для преодоления обычных трудностей начального этапа.
В свою очередь, центры поддержки предпринимательсьва организовали и провели 202 семинара, участие в которых приняли 5.133 человека. Тематика обучающих мероприятий достаточно разнообразна — это основы предпринимательской деятельности, налогообложение, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охране труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.
Из общего количества клиентов центров в I квартале 2007 года начинающие и работающие свыше одного года предприниматели составили 7.453 человека (62,6%), безработные — 515 человек (4,3%), студенты — 701 человек (5,9%), другие категории граждан — 3.236 человек (27,2%).
В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры в отчетном периоде за услугами, связана с розничной торговлей — 34,1%, осуществлением производственной деятельности — 21,2%, оказанием услуг — 15,3%, оптовой торговлей — 7,6%, строительством — 8,4%, оказанием транспортных услуг — 5,2%.
По
состоянию на 1 апреля 2007 года в Беларуси
действуют 38 центров поддержки
Правительство в феврале 2007 года утвердило программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на этот год. Она предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям: достижение прогнозных параметров развития малого предпринимательства; совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и их имущественная поддержка; совершенствование деятельности инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства и другие. На реализацию мероприятий программы из средств республиканского и местных бюджетов намечено выделить 3 млрд. 368,4 млн. рублей. Белорусскими банками на кредитование субъектов малого предпринимательства будет направлен 1 трлн. рублей.
Технопарк – юридическое лицо, осуществляющее научно-технологическую, опытно-конструкторскую, производственную и коммерческую деятельность в целях создания, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной инновационной деятельности субъектов предпринимательства посредством освоения ими научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий. Технопарки могут создаваться в форме объединений научных организаций, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений и субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных организаций.
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства
- некоммерческая организация, аккумулирующая
финансовые средства и использующая их
для финансирования программ, проектов
и мероприятий, имеющих целью поддержку
и развитие малого и среднего предпринимательства,
а также оказывающая помощь отдельным
субъектам малого и среднего предпринимательства
на безвозмездной основе или льготных
условиях. Источником средств фонда поддержки
малого и среднего предпринимательства
могут служить добровольные взносы физических
и юридических лиц, доходы от принадлежащего
ему имущества и собственной деятельности,
доходы от выпуска и размещения облигационных
займов и иные поступления, не запрещенные
законодательством Республики Беларусь.
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России
Предпринимательство
как особая форма экономической
активности, как конкретная форма
обеспечения самозанятости
- консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют региональные отделения правительственного "Агентства по малому бизнесу";
- оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
- оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических и технологических проблем, связанных с производственным процессом).
Государство, также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так например, 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". А на основании этого закона Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 года, как и в Беларуси был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .
Основной задачей Фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Исполнение этой задачи реализуются основные направления деятельности:
1.Выработка
финансовой стратегии по
2.Содействие
формированию льготного
3.Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.
4.Содействие
развитию внешнеэкономической
5.Подготовку и переподготовку кадров для работы в структурах малого предпринимательства.
6.Создание
условий для успешного
7.Информационное
и нормативно-правовое
8.Развитие
рекламно-выставочной и
9.Развитие
инновационной деятельности в
предпринимательских
Для
реализации мероприятий Федеральной
программы государственной поддержки
малого предпринимательства при участии
Фонда созданы 76 региональных фондов и
центров. Они находятся под реальным контролем
местных органов власти. Региональные
фонды начинают брать на себя ключевую
роль по проектному и финансовому управлению
региональными программами развития малого
предпринимательства на основе использования
ресурсов Федерального фонда и регионов.
Одним из результатов деятельности Федерального
фонда поддержки малого предпринимательства
, утвержденная 7 июня 1996 года постановлением
Государственной Думы № 444-II ГД, Федеральная
программа государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской
Федерации на 1996-1997 годы.
Основные разработчики проекта Минэкономики России, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, ГКРП России, ГКАП России, Миннауки России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики Минэкономики России и Госкомвуза России.
Целью
развития предпринимательства в России
на современном этапе является обеспечение
устойчивого развития малого предпринимательства
в производственной, инновационной и других
сферах как неотъемлемой части новой структуры
экономики, важнейшего направления создания
новых рабочих мест и эффективных институциональных
преобразований.