Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа
Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства и анализ его состояния на современном этапе.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
3. Отметить и охарактеризовать формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
4. Выявить возможные резервы и направления развития предпринимательской сферы на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
1.1 Возрождение предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы дальнейшего развития
2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития……..11
2.2 Формы поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России
Как показал анализ возрождения и современного состояния предпринимательства в Беларуси и России, многие направления развития значительно схожи в этих странах. Как в Беларуси, так и в России созданы фонды поддержки предпринимательства, оказывается государственная помощь, консультирование в предпринимательской сфере. Однако, в сфере предпринимательства в Беларуси и России имеются и значительные отличия, которые главным образом, касаются государственной политики в отношении малого бизнеса в стране.
Вопрос о развитии предпринимательства нельзя обсуждать, не выработав некую достаточно реалистическую модель предпринимателя и не смоделировав взаимодействие предпринимателя с основными компонентами политико-правового пространства, в которое он погружен.
Как в России, так и в Беларуси перед государством проявляется одна насуная проблема– максимальная легализация личных доходов и, соответственно; - технологии их декларирования и подоходного налогообложения. В этой сфере переход к цивилизованным отношениям государства и налогоплательщика связан с огромным сдвигом в сознании. Из частички народа, который учрежден неким всенародным государством – кормящим, образовывающим, здравоохраняющим, человек должен превратиться в нормального гражданина, который для удобства учредил государство и посему должен содержать его в складчину с другими гражданами.
В этом смысле налоги – не некие безвозмездные взносы на содержание царя-батюшки и приписанной к нему армии чиновников, а плата за те услуги, которые государство как особая подсистема общества должно оказывать своим гражданам и другим подсистемам общества, которые граждане сочтут нужным создать. И налоговая система – не удовлетворение любых фантазий власти предержащих, а некий оптимальный баланс между предельно скромными и глубоко обоснованными запросами государства и стремлением граждан к максимально обеспеченному существованию и эффективному развитию.
Как в России, так и в Беларуси свобода предпринимательства должна включать в себя:
- свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь и заключенными международными договорами;
- свободный выбор видов деятельности и программ ее осуществления,
- свободное привлечение на добровольных началах имущества и финансовых средств юридических и физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности;
- свободный наем работников с соблюдением норм трудового законодательства;
- самостоятельное определение форм, системы и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму, но не ниже минимального уровня, определяемого нормативными правовыми актами ;Республики Беларусь; свободный выбор контрагента во всех отношениях;
- развитие деятельности на основе интеллектуальной собственности;
- свободное установление цен на предлагаемые товары (работы, услуги), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- свободу распоряжения чистой прибылью, остающейся после внесения обязательных платежей, установленных государством, а также выполнения принятых на себя обязательств перед контрагентами;
- самостоятельное осуществление субъектом предпринимательства внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством, использование им валютной выручки по собственному усмотрению.
Попытки обойти эти общие положения, явно или неявно используя популистскую идеологию, резко повышают криминогенность налогового законодательства и неизбежно ведут к сокращению бюджетных поступлений.
В первую
очередь речь идет о политико-правовом
обеспечении инвестогенной
Необходим
жесткий запрет на такие
Нигде в мире не происходило столь глубокого и одновременно столь длительного подавления частной инициативы, связанного с постоянными экспроприациями и репрессиями. Созданная большевиками лагерная система оказалась крайне криминогенной, стимулируя на протяжении десятилетий развитие «теневого предпринимательства» и соответствующей психологической установки наиболее активной части населения на полное и безусловное недоверие государству. Непонимание этих тонкостей стало, на мой взгляд, основной причиной стратегических неудач наших экономических реформ. Когда я говорил о данных факторах в 1992 году, это вызывало удивление чистых экономистов либерального направления, убежденных в том, что некое сочетание макроэкономических параметров дает универсальный рецепт для быстрого осуществления рыночных трансформаций в любой стране. И, разумеется, - крайнее раздражение у высоких чиновников, интуитивно осознавших, что попытка всерьез учесть интересы предпринимателей - это прямое покушение на приватизированные чиновниками гарантии.
Однако в Беларуси и ряде
других бывших советских
К сожалению, современная Беларусь дает нам именно такой пример антирыночного фазового перехода. И говорить здесь о поддержке предпринимательства можно лишь в неком весьма условном смысле – важно, чтобы предпринимательство не успело полностью уйти «в тень» и за пределы страны. Надеюсь, такая ситуация продлится не слишком долго, и мы станем свидетелями обратного перехода к четкой рыночной ориентации. И в этом случае - на старте новой волне реформ - необходимо будет учесть ошибки прошлого и обеспечить предпринимателям максимальный объем гарантий и умеренное налогообложение, стимулируя инвестиционный бум, естественный рост ВВП и предельно быструю интеграцию в европейский рынок.
Предпринимательство
в Республике Беларусь несмотря на
детальное регулирование и
Однако, следует отметить, что сфера развития малого предпринимательства в Республике Беларусь пока невелика. За последние 2 года оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства.
Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.
Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы. [3; с. 15]
Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.
Кроме
государственной поддержки
Условия эффективного взаимодействия предпринимательских структур и государства Реформы и изменения системного плана. Реформы в Беларуси с конца 1994 г. настраивались на быстрые системные преобразования, которые должны были изменить всю структуру мотиваций, повысив заинтересованность предприятий, владельцев сбережений, банков, менеджеров в предпринимательских стратегиях, ведущих к росту доходов, эффективности.
Разгосударствление экономики, приватизация, расширение всех видов предпринимательских начал замышлялись как важнейшие направления формирования нового хозяйственного климата. В данном отношении многое в экономике уже серьезно изменилось, хотя и в довольно противоречивой форме, с неоднозначными исходами. Укажем на некоторые примечательные процессы, сильно влияющие на экономические интересы
Согласно Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
-
формирование инфраструктуры
-
создание льготных условий для
доступа субъектов малого
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
-
организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
-
реализация программ, направленных
на насыщение рынка