Предпринимательство в Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства и анализ его состояния на современном этапе.
В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
3. Отметить и охарактеризовать формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
4. Выявить возможные резервы и направления развития предпринимательской сферы на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
1.1 Возрождение предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы дальнейшего развития
2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития……..11
2.2 Формы поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние и перспективы развития современного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по формам предпринимательства РФ и РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

    3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России

    Как показал анализ возрождения и  современного состояния предпринимательства  в Беларуси и России, многие направления развития значительно схожи в этих странах. Как в Беларуси, так и в России созданы фонды поддержки предпринимательства, оказывается государственная помощь, консультирование в предпринимательской сфере. Однако, в сфере предпринимательства в Беларуси и России имеются и значительные отличия, которые главным образом, касаются государственной политики в отношении малого бизнеса в стране.

    Вопрос  о развитии предпринимательства  нельзя обсуждать, не выработав некую  достаточно реалистическую модель предпринимателя и не смоделировав взаимодействие предпринимателя с основными компонентами политико-правового пространства, в которое он погружен.

    Как в России, так и в Беларуси перед  государством проявляется одна насуная  проблема– максимальная легализация личных доходов и, соответственно; - технологии их декларирования и подоходного налогообложения. В этой сфере переход к цивилизованным отношениям государства и налогоплательщика связан с огромным сдвигом в сознании. Из частички народа, который учрежден неким всенародным государством – кормящим, образовывающим, здравоохраняющим, человек должен превратиться в нормального гражданина, который для удобства учредил государство и посему должен содержать его в складчину с другими гражданами.

    В этом смысле налоги – не некие безвозмездные взносы на содержание царя-батюшки и приписанной к нему армии чиновников, а плата за те услуги, которые государство как особая подсистема общества должно оказывать своим гражданам и другим подсистемам общества, которые граждане сочтут нужным создать. И налоговая система – не удовлетворение любых фантазий власти предержащих, а некий оптимальный баланс между предельно скромными и глубоко обоснованными запросами государства и стремлением граждан к максимально обеспеченному существованию и эффективному развитию.

    Как в России, так и в Беларуси свобода предпринимательства должна включать в себя:

    - свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь и заключенными международными договорами;

    - свободный выбор видов деятельности и программ ее осуществления,

    - свободное привлечение на добровольных началах имущества и финансовых средств юридических и физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности;

    - свободный наем работников с соблюдением норм трудового законодательства;

    - самостоятельное определение форм, системы и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму, но не ниже минимального уровня, определяемого нормативными правовыми актами ;Республики Беларусь; свободный выбор контрагента во всех отношениях;

    - развитие деятельности на основе интеллектуальной собственности;

    - свободное установление цен на предлагаемые товары (работы, услуги), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

    - свободу распоряжения чистой прибылью, остающейся после внесения обязательных платежей, установленных государством, а также выполнения принятых на себя обязательств перед контрагентами;

    - самостоятельное осуществление субъектом предпринимательства внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством, использование им валютной выручки по собственному усмотрению.

    Попытки обойти эти общие положения, явно или неявно используя популистскую идеологию, резко повышают криминогенность налогового законодательства и неизбежно ведут к сокращению бюджетных поступлений.

В первую очередь речь идет о политико-правовом обеспечении инвестогенной ситуации в предпринимательской среде. Необходимые  условия инвестиционной активности – это мощные законодательные гарантии, обеспечивающие защиту от спонтанных экспроприационных порывов исполнительной власти.

 Необходим  жесткий запрет на такие разрушительные  эффекты, как обратное действие  законов и подзаконных актов,  внесудебное принудительное изъятие какой-либо собственности и ряд аналогичных нецивилизованных акций. Лишь на этом фоне могут сработать достаточные условия – низкая инфляция и стабильность местной валюты, разумно ограниченная налоговая база и умеренные налоговые ставки. В целом речь идет о серьезном учете социально-психологических факторов, исключительно важных для нашей страны, как, впрочем, и для России, и для Украины.

    Нигде в мире не происходило столь глубокого  и одновременно столь длительного  подавления частной инициативы, связанного с постоянными экспроприациями и репрессиями. Созданная большевиками лагерная система оказалась крайне криминогенной, стимулируя на протяжении десятилетий развитие «теневого предпринимательства» и соответствующей психологической установки наиболее активной части населения на полное и безусловное недоверие государству. Непонимание этих тонкостей стало, на мой взгляд, основной причиной стратегических неудач наших экономических реформ. Когда я говорил о данных факторах в 1992 году, это вызывало удивление чистых экономистов либерального направления, убежденных в том, что некое сочетание макроэкономических параметров дает универсальный рецепт для быстрого осуществления рыночных трансформаций в любой стране.  И, разумеется, - крайнее раздражение у высоких чиновников, интуитивно осознавших, что попытка всерьез учесть интересы предпринимателей - это прямое покушение на приватизированные чиновниками гарантии.

      Однако в Беларуси и ряде  других бывших советских республик  все пошло по весьма неблагоприятному  сценарию – не удалось создать инвестогенную ситуацию, привлекательную для реинвестиций отечественных предпринимателей и внешних инвесторов. Попросту говоря,  получив вместо необходимого уровня гарантий нарастающий чиновничий произвол, предприниматель стал активно выводить прибыль за границу (по традиционным оценкам не менее $ 20 млрд. ежегодно в масштабах СНГ), субсидировать многочисленные криминальные структуры, расходовать ее на сверхпотребительские прихоти. Ни одна рыночно ориентированная экономика не способна выдерживать такой режим, не захлебываясь во внешних и внутренних долгах, всевозможных неплатежах, инфляционных волнах и больших дефицитах бюджета. И даже упорно пытаясь соблюсти приличные коридоры основных макроэкономических параметров – подобно, скажем, России и Украине, - такие экономики не могут выйти на устойчивый рост и преодолеть социальные напряжения, резко снижающие эффективность реформ.

    К сожалению, современная Беларусь дает нам именно такой пример антирыночного  фазового перехода. И говорить здесь  о поддержке предпринимательства можно лишь в неком весьма условном смысле – важно, чтобы предпринимательство не успело полностью уйти «в тень» и за пределы страны. Надеюсь, такая ситуация продлится не слишком долго, и мы станем свидетелями обратного перехода к четкой рыночной ориентации. И в этом случае - на старте новой волне реформ - необходимо будет учесть ошибки прошлого и обеспечить предпринимателям максимальный объем гарантий и умеренное налогообложение, стимулируя инвестиционный бум, естественный рост ВВП и предельно быструю интеграцию в европейский рынок.  

    Предпринимательство в Республике Беларусь несмотря на детальное регулирование и поддержку  со стороны государство претерпевает и значительные проблемы. В настоящих  условиях реформирования белоусской экономики необходимо создание критической массы малых предприятий, которая привела бы к глубоким качественным переменам и, в первую очередь, к снятию социальной напряженности в обществе. Требуются разносторонние и взаимосвязанные усилия со стороны практически всех слоев населения, законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и общественных объединений предпринимателей.

    Однако, следует отметить, что сфера развития малого предпринимательства в Республике Беларусь пока невелика. За последние 2 года оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства.

    Малое предпринимательство не допускается  в сырьевые и фондообразующие  отрасли. Отсутствие или нехватка средств  для начала дела ведут к образованию  новых малых предприятий в  сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.

    Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать  рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы. [3; с. 15]

    Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства  и его поддержку. Исключительно  важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.

    Кроме государственной поддержки центра требуется активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства  на местах, на местом уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей.

    Условия эффективного взаимодействия предпринимательских  структур и государства Реформы  и изменения системного плана. Реформы  в Беларуси с конца 1994 г. настраивались  на быстрые системные преобразования, которые должны были изменить всю структуру мотиваций, повысив заинтересованность предприятий, владельцев сбережений, банков, менеджеров в предпринимательских стратегиях, ведущих к росту доходов, эффективности.

    Разгосударствление экономики, приватизация, расширение всех видов предпринимательских начал замышлялись как важнейшие направления формирования нового хозяйственного климата. В данном отношении многое в экономике уже серьезно изменилось, хотя и в довольно противоречивой форме, с неоднозначными исходами. Укажем на некоторые примечательные процессы, сильно влияющие на экономические интересы

    Согласно  Закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства» государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

    - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства,  в том числе содействие организации  и деятельности центров поддержки  предпринимательства и инкубаторов  малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

    - создание льготных условий для  доступа субъектов малого предпринимательства  к финансовым, материально-техническим  и информационным ресурсам, а  также к научно-техническим разработкам  и технологиям;

    - введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

    - поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

    - организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации руководителей,  специалистов и персонала для  малого предпринимательства;

    - реализация программ, направленных  на насыщение рынка экологически  чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами  их производства;

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси и России