Предпринимательство в туристско-рекреационном комплексе Алтайского края, на материалах ООО «Атлант»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития экономических отношений все больше внимание уделяется развитию специфической сферы народного хозяйства – сферы услуг.
На сегодняшнем этапе развития России сфера услуг занимает незначительное место в общем объеме общественного производства по сравнению, например с собственно производством.
Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг является туризм. Многие страны мира выживают и числятся в лидерах по уровню жизни именно благодаря туризму. Россия самая уникальная страна в этом отношение, поскольку находится во всех практически природных и климатических поясах Земли.
Именно это является наиболее весомым аргументом в развитии данной сферы деятельности. Алтайский край - одна из наиболее интересных в туристическом

Содержание

Введение………………………………………………………….………………...3
1. Теоретические подходы к изучению туристического рынка в современных условиях……………………………………………………………….……………5
1.1 Понятие рекреационных ресурсов и их роль в развитии туристических центров……….……………..5
1.2 Основные тенденции развития индустрии туризма в Алтайском крае…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие туристко-рекреационных зон России………………………16
2. Анализ современного положения развития рекреационных ресурсов и туристических центров Алтайского края ………………………………………19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия «Атлант»……………………………………………………………………..19
2.2 Анализ внешнего окружения фирмы и определение конкурентных преимущества….……………………………………………………………24
2.3 Организация обслуживания туристов на предприятии «Атлант»…...27
3. Современное состояние туристского потенциала в Алтайском крае ….….30
3.1 Туристские центры Алтайского края …………………………………30
3.2 Курорты в Алтайском крае …………………………………………….32
3.3 Гостиничное хозяйство Алтайского края……………………..………33
3.4 Основные виды и перспективы развития туризма Алтайского края..34
3.5 Экстремальные туры на Алтае как перспективное направление деятельности ООО «Атлант»……………………….39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы……………………………………………42
Приложение А Рекреационные зоны Алтайского края………….…………….43

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

Иногда совместно с  природно-рекреационными территориями, рассматривают культурно-исторические достопримечательности — памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Тогда говорят о рекреационных ресурсах в широком понимании этого слова. Примерами культурно-исторических достопримечательностей мирового значения могут являться Московский Кремль, Петродворец под Санкт-Петербургом, Вестминстер в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Колизей в Риме, Акрополь в Афинах, пирамиды египетских фараонов под Каиром, гробница Тадж-Махал в индийском городе Агра (Индия).

Проблемами рекреационных  ресурсов занимается рекреационная география, которая изучает географические закономерности деятельности человека вне рабочего времени: отдыха или оздоровления. С рекреационными ресурсами связан такой вид человеческой деятельности, как туризм, который особенно сильно развит в таких странах, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика, Египет и др. В этих странах богатые природно-рекреационные ресурсы сочетается с культурно-историческими достопримечательностями.

Когда рекреационное хозяйство – отрасль хозяйства, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в рекреацию Туризм с современном понимании – это участие людей в путешествиях с различными целями( кроме трудовой миграции). Но рекреация вполне возможна и в месте постоянного проживания, а туризм связан с временным перемещением за его пределы. В то же время путешествие может совершаться и не с рекреационными целями. Таким образом, не все рекреанты – туристы и не все туристы – рекреанты в строгом смысле слова[4;с.167].

Да и не все путешествующие, из тех, что в международной статистике учитываются в качестве туристов, таковые, по сути, хотя пользуются теми же услугами, что и подлинные туристы. Работники транспорта – путешественники по профессии, а не с целью отдыха и развлечения. Не являются туристами участники научных экспедиций, работники геологических партий, лица, связанные с отгонно-пастбищным животноводством, сезонные рабочие.

В России это были поездки на путину в низовья Волги, позже – на Сахалин. В США сельскохозяйственные рабочие перемещаются на трейлере из штата в штат в поисках заработка.

Поскольку сфера туризма  по контингенту обслуживаемых, и  по характеру учреждений для их обслуживания во многом совпадает со сферой рекреации, поскольку трудно установить, кто  именно пользуется данной услугой, то изучение географии рекреации и туризма объединяется в одну дисциплину.

Рекреация как специфическая  сфера человеческой деятельности и  соответствующая инфраструктура сложилась  исторически недавно с ростом производительности общественного  труда и с развитием транспорта, удешевлением и ускорением поездок, с социальными завоеваниями – правом на оплачиваемый отпуск.

Одним из наиболее эффективных  способов удовлетворения рекреационных  потребностей является туризм. Он сочетает в себе не только отдых, оздоровление, но и культурно-познавательную деятельность и общение (последнее часто выражается в формах научных конференций, специальных культурных программах, деловых контактах).

Широко распространен  экскурсионный туризм с заранее  объявленной культурной программой. В зависимости от целей путешествия подразделяют туризм спортивный, любительский, с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В зависимости от средств передвижения различают туризм водный, пешеходный, железнодорожный, конный, лыжный, вело-, мото - и автотуризм.

Колоссальное возрастание  рекреационных потребностей и вместе с тем возможностей для их удовлетворения произошло  в XX в. В результате прогресса в экономическом и социальном развитии, высоких темпов урбанизации, что и определило формирование рекреационного хозяйства как отрасли экономики: соответственно возникло и направление географической науки, исследующее территориальные системы, формируемые этой отраслью. В международном масштабе отрасли условно назвали туризмом. Были созданы такие организации, как Международный союз официальных туристических организаций (1947), Всемирная туристская организация (1975). В 70-80-е годы принимается ряд международных документов,  в том числе «Хартия туризма»; 1967 г. был объявлен Международным годом туризма.

В Советском Союзе  рождение рекреационной географии  относится ко второй половине 60-х  годов. Это была реакция на бурный рост рекреационных потребностей населения  при остром дефиците средств их удовлетворения. Спрос на рекреационные услуги (с учетом их относительной дешевизны, поскольку они носили социальный характер) превышал предложение, как и в отношении других товаров и услуг. В годы рыночных реформ 90-х годов потребность в рекреационно-географических исследованиях снова возросла, но уже по прямо противоположной причине. Платежеспособный спрос на рекреационные услуги при сокращении дотаций из общественного фонда резко упал. Основная часть населения лишилась доступа к услугам по коммерческим ценам, а состоятельные люди переключились на заграничный отдых, учитывая его новизну, престижность и более высоких стандарт качества услуг[7;с.213].

Если в 60-е годы перед  географией стоял вопрос, как наиболее эффективно развивать территориальную  организацию отдыха, достичь нормативного обеспечения, то теперь задача иная – найти пути привлечения отечественных и особенно иностранных туристов в свои курортно-оздоровительные учреждения, обеспечения доходов от рекреационной отрасли.

Основным объектом изучения рекреационной географии является ТРС- территориально-рекреационная система, понятие о которой было разработано В.С. Преображенским и Ю.А. Ведениным. Особый характер приобретают эти системы в условиях рыночной экономики.

Это специализирование  территории, которые предназначены  для обеспечения рекреации и получения дохода за счет учреждений, связанных с обслуживанием рекреантов.

 

1.2 Основные тенденции  развития индустрии туризма

в Алтайском крае

 

Основными предпосылками  создания на территории Алтайского края туристско-рекреационного комплекса являются, уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал Алтайского края: ландшафты и концентрация природных зон.

Уникальность Алтайского края заключается в наличии на его территории практически всех природных зон России: горной и  предгорной (альпийской), лесной (таежной), степной и лесостепной. Уникальность природного комплекса признана на международном уровне – Алтайские горы находятся в числе пяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации.

По природному потенциалу Алтай, безусловно, входит в первую пятерку природных «туристических регионов» Российской Федерации (наряду с Байкалом, Карелией, Уралом и др.); концентрация до 5-7 природно-рекреационных и лечебных факторов на территории ряда районов края и международное качество данных факторов[10].

К основным рекреационным  и лечебным факторам относятся: климат, наличие лечебных грязей, глины, минеральных  и лечебных вод, чистых водных ресурсов, биоресурсов и др. По ряду показателей (благоприятные метеорологические  и климатические параметры, аэроионизация и озонирование, чистота горных рек и др.) Алтай находится на достоточно высоком уровне и опережает всемирно известные курортно-рекреационные центры (например, Швейцарию); наличие большого числа природных объектов и памятников, привлекательных для туристов. Среди основных объектов – горы, пещеры, озера, реки, ландшафты (среди основных – горы и хребты, Горная Колывань, реки Бия, Обь, Катунь, Чарыш, Песчаная и многочисленные водопады, Тавдинские и Кыркылинские пещеры, Денисова пещера, Алейская и Кулундинская степи, многочисленные пресные и соленые озера, ленточные боры и другие природные объекты); широкий набор видов и наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов.

В крае имеются уникальные ресурсы (огромная группа лекарственных растений, минеральные лечебные воды и грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.д. К числу основных видов использования природных и биологических ресурсов относятся: бальнеотерапия, грязелечение, пантолечение, фитолечение,  аэроионотерапия и др. Также широко известны в Российской Федерации продукция сельского хозяйства и переработки, пчеловодства,  возможности охоты и рыболовства в крае.

Природных лечебных ресурсов и сырья достаточно для организации в крае высокотехнологичного оздоровительно-медицинского кластера и продвижения определенных алтайских брендов и товарных групп на российском и международном рынках; уникальное культурно-историческое наследие: имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем: И.Пырьев, В.Шукшин, Г.Титов, В.Золотухин, М.Евдокимов, Н.Рерих, П.Паллас, А.Гумбольдт, А.Брем и др.; многочисленные памятники, связанные с историей освоения региона разными народами, историей столкновений и взаимодействия цивилизаций и культур на территории Алтая[9].

В крае наличествуют культурно-исторические памятники и культурные ресурсы  макрорегионального, общероссийского  и мирового уровня (например, пещера Аю-Таш (Денисова пещера), Сентелекский комплекс «Царский курган», Колыванско-Змеиногорский горнорудный комплекс, многочисленные курганы, историческая застройка Бийска и Барнаула и др.); наличие базовой инфраструктуры (сети организаций культуры и искусства) для «культурного» туризма.

В настоящий момент на территории края идет формирование системы  музеев-заповедников – современного формата культурных парков (на основе наиболее важных единиц (узлов) существующей сети музеев, археологического наследия и исторических памятников), которые в перспективе станут основой «культурного» туризма края; значительный социально-экономический потенциал развития туризма: особое положение Алтайского края среди российских туристических центров. Алтайский край входит в десятку туристических центров общероссийского значения, которые составляют для российских потребителей своего рода «список для обязательного посещения» (к таким центрам относятся Москва, Петербург, «Золотое кольцо России», Карелия, Краснодарский край, Урал, Байкал, Алтай, Дальний Восток ит.д.).

Алтайский край – наиболее освоенный, масштабный и развитый туристический  регион в Западной Сибири[см.Приложение А].

Также Алтайский край - один из элементов позиционирования Сибири на российском, а в перспективе и международном туристических рынках; наличие накопленного инфраструктурного потенциала. В крае функционирует до 300 субъектов инфраструктуры туризма. Существуют развитые локальные туристические центры (левобережье реки Катуни, город Белокуриха, Горная Колывань, группа озер Завьяловского района и др.).

Федеральный курорт Белокуриха обладает развитой лечебной и санаторно-курортной  базой: 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы  и 2 отеля; регион имеет перспективы  стать лидером в развитии технологий оздоровления, медицины и отдыха в масштабе Сибири в целом. По наличию лечебной базы и технологической платформы Алтайский край – лидер в Западной Сибири[11].

В стратегической перспективе  положительное (поддерживающее) влияние  на развитие индустрии туризма в  Алтайском крае будут оказывать следующие тенденции:

  • потенциал базовых потребительских рынков Сибири и Российской Федерации. Данный потенциал определяется возможностями роста спроса на туристские услуги со стороны жителей Сибири и Российской Федерации (в несколько раз) и ростом расходов туристов на территории Алтайского края (также в несколько раз). В стратегической перспективе будет увеличиваться количество туристов из европейской части Российской Федерации;
  • прогнозируемое возобновление интереса к России как к месту посещения иностранными туристами и управляемое увеличение количества иностранных туристов в Алтайском крае, которые могут формировать совокупный финансовый поток до 5 млрд. руб. в год;
  • наличие федеральных инвестиций в туристическую инфраструктуру региона. Это такие проекты, как: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее – «ОЭЗ ТРТ») «Бирюзовая Катунь», планируемая единственная в Сибири игорная зона, федеральный статус курорта Белокурихи, инвестирование в ОЭЗ ТРТ «Манжерок» соседней Республики Алтай. Федеральные инвестиции в туристическую инфраструктуру в Алтайском крае могут составить до 30 млрд. руб.;
  • рост частных и корпоративных инвестиций в сферу туризма. Продолжится рост инвестиций в землевладения, недвижимость и реализацию девелоперских проектов на территории края. Оценочные объемы возможных инвестиций составляют в стратегической перспективе до 20 млрд. руб.;
  • рост интереса глобальных и российских гостиничных сетей к российским регионам и Сибири в частности. Инвесторами строительства отелей в данных проектах могут выступать как краевые, так и российские и зарубежные компании. Оценочные объемы возможных инвестиций в гостиничную инфраструктуру международного уровня составляют в стратегической перспективе до 10 млрд. руб.

 

1.3 Развитие туристско-рекреационные зоны России

 

Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) - вид особой экономической  зоны, создаваемой для развития и  оказания услуг в сфере туризма.

Цели туристско-рекреационных  зон: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний[7;с.43].

 Постановлениями Правительства  РФ создано семь особых экономических  зон туристско-рекреационного типа:

Информация о работе Предпринимательство в туристско-рекреационном комплексе Алтайского края, на материалах ООО «Атлант»