Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
рентабельность, прибыль, рост прибыли, эффективность производства, резервы роста
Введение
1 Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности производства
1.1 Экономическое содержание прибыли
1.2 Формирование и распределение прибыли
1.3 Система показателей рентабельности
2 Анализ прибыли и рентабельности общества с ограниченной ответственностью
«СМАРТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности производства на основе показателей прибыли и
рентабельности за 2006-2007 годы
3 Определение резервов роста прибыли и рентабельности ООО «СМАРТ»
3.1 Недостатки, выявленные при анализе эффективности производства ООО «СМАРТ»
на основе показателей прибыли и рентабельности
3.2 Определение резервов роста прибыли и рентабельности ООО «СМАРТ»
Заключение
Список используемых источников
имеет несколько видов деятельности, то финансовый результат определяется по
каждому виду деятельности отдельно. Финансовый результат от реализации продукции
(работ, услуг)
определяется как разница
(работ, услуг)
в действующих ценах и
реализацию.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего
выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не
связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли
(убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных
видов имущества, числящегося
на балансе предприятия.
1.2 Формирование и
распределение прибыли
Процесс формирования прибыли строится исходя из её
определения, то есть, конечный финансовый результат (прибыль или убыток)
определяется путём вычитания расходов от доходов. Формирование чистой прибыли
предприятия отражается в отчёте о прибылях и убытках по форме 2 (см. Приложение
2).
Процесс формирования прибыли наглядно представлен на рисунке
1.2.
Рисунок 1.2 Формирование чистой
прибыли (убытка)
Как видно на рисунке 1.2., формирование прибыли имеет
несколько промежуточных этапов, а именно, выделяют:
1. Валовую
прибыль;
2. Прибыль от продаж;
3. Прибыль до налогообложения;
4. Чистую
прибыль. [17,52]
Валовая прибыль определяется путём вычитания из выручки от
реализации продукции (работ, услуг) себестоимости проданных товаров, продукции
(работ, услуг).
Валовая прибыль, это доход, который имеет предприятие за
минусом затрат, непосредственно
связанных с производством
сырья и материалов, аренда производственных помещений, амортизация основных
фондов, заработная плата работникам основного производства и т.п.).
Прибыль от
продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на величину коммерческих и
управленческих расходов (расходы, связанные с реализацией продукции, организация
выставок-продаж, организация коммерческих переговоров с потенциальными
покупателями и т.д.).
Прибыль до налогообложения формируется с учётом прочих
доходов и расходов, не связанных с основной производственной деятельностью
предприятия и с реализацией его продукции. К прибыли от продаж прибавляются
прочие доходы и вычитаются прочие расходы.
Чистая прибыль – это та прибыль,
которая остаётся в распоряжении предприятия после выполнения им налоговых
обязательств по налогу на прибыль.
Объектом распределения прибыли является
балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление
прибыли в бюджет и по статьям использования на самом предприятии.
Вопрос
распределения прибыли регулируется законодательно в той части, которая касается
бюджетных взаимоотношений и отношений между акционерами в части уплаты в бюджет
налога на прибыль и формирования резервного фонда (обязательного для акционерных
обществ). Определение направлений расходования прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, структуры статей ее использования, находится в
компетенции предприятия.
При решении вопроса распределения прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, придерживаются следующих принципов:
1. величина
прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, должна
быть достаточной для расширенного воспроизводства (возможность капитальных
вложений);
2. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь
должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и
только в потом на потребление;
3. при планировании прибыли к распределению
следует учесть фактор налогообложения. То есть иногда нужно уменьшать налог на
прибыль не только применив льготы, но и уменьшив объем прибыли (налоговое
планирование). [19,54]
Фактически, распределению подлежит чистая прибыль, то
есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и
других обязательных платежей. Распределение чистой прибыли отражает процесс
формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей
производства и развития социальной сферы.
Прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, является основным источником финансирования его потребностей.
Основные направления ее использования определяются двояко (рис. 1.3.):
1.
накопление;
2. потребление.
- накопление -
потребление
Рисунок 1.3. Распределение прибыли
В настоящее время государство не устанавливает каких-либо нормативов
распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот
стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и
непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование
природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений
социальной сферы и др. Законодательно лишь ограничивается размер резервного
фонда предприятий и регулируется порядок формирования резерва по сомнительным
долгам.
Вопросы распределения чистой прибыли являются одними из основных
вопросов финансового планирования на предприятии. Порядок распределения и
использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и
определяется положением,
которое разрабатывается
подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом
предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы
расходов, финансируемых из прибыли, либо образовываться фонды специального
назначения как фонды накопления (фонд развития производства или фонд
производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и
фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых
из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды
трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные
цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на
научно-исследовательские,
проектные, конструкторские и
финансирование разработок и освоения новых видов продукции и технологических
процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства,
модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и
реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же
группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и
процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных
мероприятий и т.д. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей
в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые
союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также
считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на
социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых
объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства
объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного
сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий
т.п.
К затратам на материальное
поощрение относятся
выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание,
освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи
рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию,
надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в
столовых, буфетах
предприятия в связи с
Показатель
нераспределенной прибыли (при его положительном значении) свидетельствует о
финансовой устойчивости
и самостоятельности
последующего развития.
Следует отметить, что вопросы формирования и
использования прибыли для предприятий с различными организационно-правовыми
формами имеют свои
определённые особенности.
1.3. Система показателей
рентабельности
Рентабельность – это важный показатель экономической
эффективности производства. По своему экономическому содержанию рентабельность
отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а
также природных богатств.
Различают несколько видов рентабельности, которые
объединяются по трём основным группам:
1. Рентабельность
продукции;
2. Рентабельность производственных фондов;
3. Рентабельность
вложений в предприятие. [16,24]
Рентабельность продукции рассчитывается как по
всем видам реализованной продукции, так и по отдельным её группам.
Рентабельность продукции может рассчитываться в различных отношениях:
а)
базовая рентабельность – рассчитывается путём деления величины валовой прибыли
на полную себестоимость всей выпускаемой продукции и умножения полученного
результата на 100%;
б) рентабельность продаж – рассчитывается путём деления
прибыли от продаж на выручку от продаж и умножения полученного результата на
100%;
в) рентабельность деятельности – рассчитывается путём деления чистой
прибыли на выручку от продаж и умножения полученного результата на
100%.
Рентабельность
балансовой (или чистой)
прибыли к среднегодовой