Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
рентабельность, прибыль, рост прибыли, эффективность производства, резервы роста
Введение
1 Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности производства
1.1 Экономическое содержание прибыли
1.2 Формирование и распределение прибыли
1.3 Система показателей рентабельности
2 Анализ прибыли и рентабельности общества с ограниченной ответственностью
«СМАРТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности производства на основе показателей прибыли и
рентабельности за 2006-2007 годы
3 Определение резервов роста прибыли и рентабельности ООО «СМАРТ»
3.1 Недостатки, выявленные при анализе эффективности производства ООО «СМАРТ»
на основе показателей прибыли и рентабельности
3.2 Определение резервов роста прибыли и рентабельности ООО «СМАРТ»
Заключение
Список используемых источников
всех активов, тыс. руб.
1407,03
1848,071
441,041
31,35 %
2.
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.
руб.
463,354
879,694
416,34
89,85 %
3. Выручка от реализации без НДС,
тыс. руб.
4597,656
7106,689
2509,033
54,57 %
4. Коэффициент
оборачиваемости активов 3,27 3,85 0,58 17,74 %
5. Коэффициент оборачиваемости
рабочего капитала 9,92 8,08 -
Итак, получаем, что в 2007 году
коэффициент оборачиваемости активов на предприятии вырос на 0,58 единиц или на
17,74%. Это положительный
результат. Чем больше
совершается на предприятии, тем больше реализуется продукции (если на неё есть
спрос). Очевидно, что одним из факторов роста объёмов реализованной продукции и
прибыли, является рост оборачиваемости активов.
Но в тоже время, коэффициент
оборачиваемости активов снизился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,84
единиц или на 18,55%. Это может свидетельствовать о том, что часть финансовых
ресурсов предприятия была отвлечена на оборотные средства без необходимости,
иначе уровень коэффициента не снизился бы. Другими словами, увеличение стоимости
оборотных средств не привело к росту объёмов реализации продукции,
следовательно, уровень коэффициента снизился. В 2008 году необходимо
предусмотреть этот
фактор и более тщательно
отвлечения финансовых
ресурсов в оборотные средства.
2.2 Анализ эффективности
производства на основе показателей прибыли и рентабельности за 2006-2007
годы
Как уже отмечалось выше, прибыль и рентабельность являются одними из
основных показателей уровня эффективности производства. Проведём горизонтальный
анализ данных показателей за 2006 и 2007 года, чтобы определить, является ли
производство ООО «СМАРТ» рентабельным и выявить основные причины данного
положения дел. Горизонтальный анализ предполагает общую оценку показателей в
динамике. В данном случае исследуется изменение показателей за два года (см.
таб. 2.4). Сведения берутся из отчёта о прибылях и убытках (см. Приложение
2).
Таблица 2.4 – Анализ финансовых результатов ООО «СМАРТ» за 2006-2007
года, тыс. руб.
Показатели 2006 год 2007
год Изменения
Абсолют-
ное Относи-
тельное
Выручка от реализации (без
НДС) 4597,656 7106,689 2509,
Себестоимость проданных
товаров 3716,532 5373,764
Валовая
прибыль 881,124 1732,925 851,
Базовая
рентабельность 23,71 32,25 8,
Коммерческие
расходы 130,127 325,19 195,
Управленческие
расходы 303,628 758,776 455,
Прибыль от
продаж 447,369 648,959 201,59
Рентабельность
продаж 9,73 9,13 -0,6 -6,17
Внереализационные
доходы 0 153,412 -- --
Внереализационные расходы 4,799 0 -- --
Прибыль до
налогообложения 452,168 802,
Налог на
прибыль 108,52 192,569 84,049
Чистая
прибыль 343,648 609,802 266,
Рентабельность
деятельности 7,47 8,58 1,11
Среднегодовая стоимость основных
производственных фондов и материальных оборотных
средств 1140,84 1348,65 207,
Рентабельность
фондов 30,12 45,22 15,1 50,13
Среднегодовая стоимость собственных средств
528,886 716,049 187,163
Рентабельность собственных
средств 64,98 85,16 20,18 31,
Как видно в таблице (см. таб. 2.4), темп прироста выручки от реализации
превышает темп прироста уровня себестоимости продукции. Следовательно,
предприятие выгодно вложило финансовые ресурсы в производство дополнительной
продукции и у него есть ещё резерв для повышения объёмов производства без
существенного роста уровня себестоимости. Другими словами, на сегодняшний день
ситуация такая, что каждый дополнительный рубль, вложенный в производство,
приносит всё больше и больше прибыли (если не учитывать другие расходы и при
наличии спроса).
Следует отметить, что в 2007 году предприятие получило 153,412
тыс. рублей внереализационных доходов (в 2006 году данный показатель
отсутствовал). Это положительно повлияло на динамику чистой прибыли.
И, конечно
же, как положительный результат – рост чистой прибыли предприятия на 266,154
тыс. рублей или на 77,45 %. Причём темп прироста прибыли превышает темп прироста
выручки от реализации.
Что касается показателей рентабельности, то здесь так же
наметилась положительная тенденция, за исключением рентабельности. Снижение
данного показателя на 6,17% обусловлено высокими темпами прироста управленческих
и коммерческих расходов. Но получение внереализационных доходов в отчётном году
выровняло ситуацию и рентабельность деятельности в 2007 году превысила
аналогичный показатель на 1,11 пункт или 14,86% и составила 8,58%. Это означает,
что каждый рубль, полученный от реализации принёс в 2008 году 8,58 копеек чистой
прибыли.
Также следует отметить рост уровней рентабельности производственных
фондов и рентабельности собственных средств. Так, в 2007 году уровень
рентабельности
и составил 45,22%, уровень рентабельности собственных средств вырос в 2007 году
на 31,06% и составил 85,16%. Это означает, что каждый рубль, вложенный в
производственные фонды, принёс в 2007 году чистую прибыль 45,22 копейки, а
каждый рубль собственных
средств в 2007 году принёс чистую прибыль
85,16 копеек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что производственная деятельность
ООО «СМАРТ» очень эффективна. Но в тоже время следует обратить внимание на рост
управленческих и коммерческих расходов. Такое положение дел может привести в
2008 году к падению
темпов прироста чистой
деятельности.
3 Определение
резервов роста
прибыли и рентабельности ООО «СМАРТ»
3.1 Недостатки,
выявленные при
анализе эффективности
показателей прибыли
и рентабельности
Проведённый анализ эффективности
производства ООО «СМАРТ» показал, что в целом предприятие получает стабильную
прибыль и имеет
высокий уровень
имеются скрытые
резервы роста прибыли и
Так, анализ деловой
активности показал, что в 2007 году уровень коэффициента оборачиваемости
рабочего (оборотного) капитала снизился на 18,55%, что связано с ростом почти в
два раза среднегодовой стоимости оборотных активов, при этом выручка от
реализации увеличилась всего на 54,57%. Для того, чтобы понять причины роста
величины оборотных активов, обратимся к бухгалтерскому балансу за 2006 и 2007
года (см. Приложение 1) к разделу II «Оборотные активы».
Итак, в 2006 году
величина оборотных активов за год увеличилась всего на 35 тыс. 339 рублей.
(с445,684 тыс. рублей до 481,023 тыс. рублей). В 2007 году величина оборотных
активов (итог раздела II бухгалтерского баланса) увеличилась на 797 тыс. 341
рубль (с 481,023 тыс. рублей до 1278,364 тыс. рублей). В чём причина такого
роста?
Рассмотрим структуру оборотных активов и сразу можно заметить, что:
во-первых, выросли запасы (сырьё и материалы) более чем в два раза (с 203,5 тыс.
рублей до 557,037 тыс. рублей); во-вторых, как следствие, выросла величина
налога на добавленную стоимость по приобретённому сырью с 46,351 тыс. до 100,579
тыс. рублей; в-третьих, выросла величина дебиторской задолженности более чем в
два раза (с 200,2 тыс. до 586,958 тыс. рублей).
Таким образом, причины падения
оборачиваемости рабочего капитала в основном субъективные, а именно:
1.
Ошибочное планирование необходимого сырья и материалов;
2. Ненадлежащий
контроль за возвратом дебиторской задолженности.
Другой недостаток, который был
выявлен в процессе анализа – снижение в 2007 году уровня рентабельности продаж.
Причина – высокие темпы прироста управленческих и коммерческих расходов. Что же
включают в себя эти расходы?
Управленческие расходы - расходы, не связанные с
производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на
содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, освещение и отопление
сооружений
т.д.
Коммерческие расходы - затраты, связанные с отгрузкой и реализацией
товаров.
3.2 Определение резервов роста прибыли и рентабельности ООО
«СМАРТ»
Главной целью деятельности
коммерческого предприятия
получение как можно большей прибыли. Поэтому вопрос поиска резервов роста
прибыли и рентабельности является главным вопросом любого хозяйствующего
субъекта.
Итак, резервы роста прибыли и рентабельности - это количественно
измеримые возможности увеличения за счет:
1) увеличения объема реализации
продукции (работ, услуг);
2) снижения затрат на производство и реализацию
продукции;
3) недопущения вне реализационных убытков;
4) совершенствования
структуры производимой продукции;
5) повышения качества продукции;
6)
повышения цен реализуемой продукции.
Применительно ООО «СМАРТ», учитывая
проведённый анализ, можно выделить два основных резерва роста прибыли и