Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

Содержание

Введение 3
1. Прибыль в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прибыли предприятия 5
1.2. Сущность, виды и методы планирования прибыли 10
1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия 16
2. Анализ финансового состояния предприятия в части
управления прибыли предприятия 20
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния в части
использования прибыли предприятия 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38

Работа состоит из  1 файл

Фин-Юр(Прибыль предприятия)555.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

      Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

      Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

      Бывают  ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной  конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

      Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым  и полученным уровнем, выполняет  следующие четыре функции:

    1. ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
    2. полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;
    3. часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
    4. часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

      Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

      В зависимости от положения организации  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды -  обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Для оценки эффективности  работы организаций недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности  той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель -  уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям.         
 
 

    1. Сущность, виды и методы планирования прибыли

       Определяющая роль прибыли требует  правильного ее исчисления. От  того, насколько обоснованно определена  плановая прибыль, во многом  будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.

        Расчет плановой прибыли должен  быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование  инвестиций и инноваций, прирост  собственных средств, создание  эффективных систем организации  и стимулирования труда, своевременную  выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

        Многообразие форм и направлений  деятельности предприятий и существующая  система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:

    1. прибыль от реализации товарной продукции;
    2. прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;
    3. прибыль от реализации имущества;
    4. прибыль от внереализационных доходов.

        Соответственно, существуют различные  методы планирования прибыли  по видам. Наиболее подробно  разработаны в теории и успешно  применяются на практике методы  планирования прибыли от реализации  товарной продукции. В отечественной  практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

        Метод прямого  счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов: 
 
 

П = (В  х Ц) – (В х С),        (1)

где П – плановая прибыль;

    В – выпуск товарной продукции  в плановом периоде в натуральном  выражении;

    Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С – полная себестоимость продукции.

        Расчету прибыли предшествует  определение выпуска сравнимой  и несравнимой продукции в  планируемом периоде по полной  себестоимости и в ценах, а  также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.   

        Расчет прибыли методом прямого  счета прост и доступен, но  он не позволяет выявить влияние  отдельных факторов на ее рост  и при большой номенклатуре  продукции очень трудоемок.

        Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.

        Преимущество метода состоит  в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

        При аналитическом методе прибыль  рассчитывается не по каждому  виду выпускаемо в планируемом  году продукции, а по всей  сравнимой продукции в целом.  Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

    1. определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
    2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
    3. учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.

        При этом методе прибыль по  сравнимой товарной продукции  рассчитывается отдельно. Учитывается  также прибыль, которая может  быть получена от реализации  остатков готовой продукции, находящихся  на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и коней периода.

        Кроме прибыли от реализации  товарной продукции, в составе  валовой прибыли рассчитывается  прибыль от реализации прочей  продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

        В ряде случаев применяется  метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

        Исчисление оптимальной величины  прибыли является важнейшим элементом  планирования предпринимательской  деятельности на современном  этапе хозяйствования.

        Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.

        Кроме вышеназванных, существуют  методы финансового анализа, применяемые  с целью оперативного и стратегического  планирования. Например, операционный  анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

        Ключевыми элементами операционного анализа служат:

    1)  производственный (операционный) рычаг;

    2)  порог рентабельности;

    1. запас финансовой прочности предприятия.

        Использование этих ключевых  элементов в системе операционного  анализа базируется, в частности,  на сопоставлении выручки от  реализации продукции с общей  суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.

        Известно, смешанные затраты в  среднем составляют небольшой  удельный вес в структуре себестоимости,  что позволяет сосредоточить  внимание на постоянных и переменных  расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изме6нения переменных или постоянных затрат.

        На использовании данного тезиса  базируются обоснования ряда  методик, позволяющих определить  величину прибыли в плановом периоде.

        Часто используются методы, основанные  на «эффекте производственного  рычага», под которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых  стран, понимают такое явление,  когда с изменением выручки  от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

        То есть чем выше удельный  вес постоянных затрат и соответственно  ниже удельный вес переменных  затрат при неизменной сумме  выручки от реализации, тем сильнее  «эффект производственного рычага», - и наоборот.

        Когда же выручка от реализации  снижается, сила воздействия «рычага»  возрастает как при повышении,  так и при понижении удельного  веса постоянных затрат в общей  их сумме, то есть каждый  процент снижения выручки дает  все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

        При возрастании выручки от  реализации, если порог рентабельности  пройден, сила воздействия рычага  убывает: каждый процент прироста  прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

        Сила воздействия «производственного  рычага» в значительной степени  зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной  капитал, тем больше постоянные  затраты.

        Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.

        Порог рентабельности – это  такая выручка от реализации, при которой предприятие уже  не имеет убытков, но еще  не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть  

Прибыль = Валовая маржа  – Постоянные затраты = 0,        (2)

или, что  то же

Порог рентабельности = Постоянные затраты/        (3)

Валовая маржа в относительном выражении.        (4) 

Информация о работе Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования