Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

Содержание

Введение 3
1. Прибыль в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прибыли предприятия 5
1.2. Сущность, виды и методы планирования прибыли 10
1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия 16
2. Анализ финансового состояния предприятия в части
управления прибыли предприятия 20
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния в части
использования прибыли предприятия 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38

Работа состоит из  1 файл

Фин-Юр(Прибыль предприятия)555.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

      На  прибыль от реализации оказывают  влияние следующие укрупненные  факторы: объем реализованной продукции, ее себестоимость, оптовые цены, структурные  и ассортиментные сдвиги. Каждый из названных факторов тоже находится под воздействием целой группы первичных факторов, которые подразделяются на интенсивные, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Поэтому при анализе прибыли от реализации вначале изучается воздействие укрупненных факторов, а затем осуществляется их детализация.

Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

    1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
    2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
    3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).

Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). 

  Анализ операционных и внереализационных результатов.

  Выполнение  плана прибыли в значительной  степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов. В процессе анализа анализируются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику внереализационных результатов. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от операционных и внереализационных операций и увеличения от финансовых вложений.    

        Факторный анализ  образования, распределения  и использования   

        чистой  прибыли.

        Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся  в  его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт.

Схемы распределения  чистой прибыли: 

предприятия:  ЧП = РФ + ФН + ФП, 

где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления.  Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. . Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты  по расширению производства и социальному развитию, разработку  и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

        Фонд накопления и фонд потребления  -  это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено  учредительными документами. Фонд  накопления представляет собой  источник средств хозяйствующего  субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления  показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Фонд потребления  представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный  для осуществления мероприятий по социальному развитию  и материальному поощрению коллектива.

  В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений  по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.  

   Показатели прибыльности и рентабельности.

   Общая  прибыль (убыток) состоит  из прибыли ( убытка) от реализации  продукции , работ и услуг ;внереализационных прибылей и убытков.   Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала .  Задачей анализа рентабельности   являются несколько положений : оценить динамику показателя  рентабельности с начала года , степень выполнения плана ,  определяют и оценивают факторы , влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана ; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия . Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Рекомендации по  улучшении финансового  состояния в части  использования прибыли  предприятия

        Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой  деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли.  Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли:

                              П = Пр +(-) Пф +(-) Пвн,

где П – балансовая прибыль или убыток;

            Пр – результат  от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

            Пф – результат  от прочей реализации и финансовых операций;

            Пвн – результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных  операций.

      Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

    • природные условия;
    • транспортные условия;
    • социально-экономические условия;
    • уровень развития экономических связей;
    • цены на производственные ресурсы и др.

      К внутренним факторам изменения прибыли  относятся:

    • основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);
    • не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Влияние факторов может быть развернуто по каждому  слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Её изменение зависит от изменения себестоимости продукции, а изменение себестоимости продукции зависит от изменений в оплате труда, материальных затрат и амортизации. В конечном счете, все эти изменения влияют на балансовую прибыль. Повышение себестоимости ведет к снижению балансовой прибыли и наоборот.

      Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение к  оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает предпринимателей скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.

      Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской  отчетности, необходима не только в  фискальных целях, но более всего  – в целях, которые определяют степень надежности финансового  положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового анализа.

      Одной из основных причин несовпадения отчетной и реальной величины прибыли является применение регулирующих воздействий учётной политики предприятия, т.е. особенности конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.

      Методы  регулирования прибыли, самостоятельно определяемые предприятием на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям.

  1. Изменение стоимостных границ отнесения предметов – к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП).

      При отнесении предметов к МБП  предприятие получает больше возможностей управлять себестоимостью продукции  посредством варьирования способами  отнесения стоимости МБП на издержки производства и обращения. Кроме этого, упрощается процедура их учета, а также реализации и иного выбытия.

  1. Выбор способа начисления износа по МБП.

      Способ  начисления износа по МБП оказывает  существенное влияние на себестоимость  продукции. Зная интенсивность потребления  МБП (передачи их в производство), можно заранее определить предел повышения себестоимости продукции по каждому из регламентированных вариантов погашения стоимости МБП:

      начисление  износа в размере 100% стоимости МБП;

      начисления  износа в размере 50%;

      начисление  износа в соответствии с установленными нормами или сметными ставками.

  1. Выбор порядка начисления износа по основным средствам.

      В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность  осуществлять ускоренную амортизацию  активной части основных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более короткие сроки перенести стоимость используемых основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводства. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведёт к уменьшению прибыли и налогов на прибыль.

  1. Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам.

       Предприятия сами определяют порядок начисления износа и перечень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются  предприятием самостоятельно. Имея в виду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяется договорными отношениями, можно заключить, что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли.

  1. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).

        Действующими положениями оценку  израсходованных материальных ресурсов  разрешается отражать в учете  одним из следующих методов  оценки:

      по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;

      по  себестоимости первых по времени  закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);

      по  себестоимости последних по времени  закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

      Выбор метода оценки материальных затрат оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методам ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как следствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот.

      Использование метода ЛИФО в этих условиях, солее  предпочтительно, потому что приводит к увеличению себестоимости продукции  в части материальных затрат и  к уменьшению прибыли.

  1. Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих способов:

Информация о работе Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования