Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

Содержание

Введение 3
1. Прибыль в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прибыли предприятия 5
1.2. Сущность, виды и методы планирования прибыли 10
1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия 16
2. Анализ финансового состояния предприятия в части
управления прибыли предприятия 20
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния в части
использования прибыли предприятия 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38

Работа состоит из  1 файл

Фин-Юр(Прибыль предприятия)555.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)
stify">        Разница достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас  финансовой прочности предприятия.  Если выручка от реализации  опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть 

Запас финансовой прочности =

= Выручка от реализации  – Порог рентабельности.        (5) 

        Сила воздействия операционного  «рычага», как уже отмечалось, зависит  от относительной величины постоянных издержек.

        Так, для предприятий, отягощенных  производственными фондами, высокая  сила операционного «рычага»  представляет значительную опасность:  в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса  и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

        Рассмотренные выше методы определения  прибыли создают возможность  при их применении планировать  на перспективу размеры прироста  прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия

        Прибыль – основной источник  финансовых ресурсов предприятия,  связанный с получением валового  дохода.

        Валовой доход – выручка от  реализации продукции (работ,  услуг) за вычетом материальных  затрат, то есть включающий в  себя оплату труд и прибыль. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис. 1

   

              Валовой доход
              Материальные  затраты Оплата  труда Прибыль
              Себестоимость Чистая прибыль Налог на

              прибыль

              Выручка от реализации
 

Рис. 1.  Связь между себестоимостью, валовым доходом

и прибылью предприятия 

                                                                  

        Конечный финансовый результат  (валовая прибыль или валовой  убыток) слагается из финансового  результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

        Прибыль (или убыток) от реализации  продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы (рис. 1 – приложение 1).

        Вторая составляющая валовой  прибыли предприятия – прибыли  от реализации основных фондов  и иного имущества (рис.2 – приложение 2). Третья составляющая валовой  прибыли – прибыль от внерелизационных  операций, то есть от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

        Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное  значение имеет выявление резервов  увеличения объемов производства  и реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), роста  прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рис.2). 

Рис. 2.  Классификация факторов, влияющих на величину прибыли 

 
 

        К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

        Внутренние факторы делятся на  производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют  наличие и использование средств  и предметов труда, трудовых  и финансовых ресурсов и, в  свою очередь, могут подразделяться  на экстенсивные и интенсивные.

        Экстенсивные факторы воздействуют  на процесс получения прибыли  через количественные изменения:  объемов средств и предметов  труда, финансовых ресурсов, времени  работы оборудования, численности  персонала, фонда рабочего времени  и т.д. 

        Интенсивные факторы воздействуют  на процесс получения прибыли  через «качественные» изменения:  повышение производительности оборудования  и его качества, использование  прогрессивных видов материалов  и совершенствование технологий  их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

        К внепроизводственным факторам  относятся, например, снабженческо-сбытовая  и природоохранная деятельность, социальные условия труд и  быта и др.

        При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все  эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

        В индустриально развитых странах  (США, Канада, Германия, Англия, Франция,  Италия и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты – выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного, финансового и чрезвычайного результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в капитале сторонних предприятий, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.).

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  финансового состояния предприятия в части управления прибылью предприятия

     С переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства усиливается  многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы  собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

         Прибыль является показателем,  наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

      Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли и рентабельности предусматривает  построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.

      Наряду  с формированием прибыли и  в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при  этом иметь  в виду, что каждый цикл распределения прибыли и отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.  
 
 
 
 
 
 
 

          Механизм образования прибыли. 

           
 

      Факторный анализ балансовой прибыли.

      Конечный  финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (или убыток), который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

      В современных условиях хозяйствования экономический анализ становится мощным орудием повышения эффективности  производства на отдельных предприятиях и в целом по народному хозяйству. Анализ образования прибыли включает: оценку балансовой прибыли по составным элементам, анализ прибыли от реализации, результатов прочей реализации и внереализационной деятельности. Он проводится по плановым и фактическим данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии.

 
  Факторы влияющие на балансовую прибыль 
 
Показатели-факторы    
1. Количество  проданной продукции (работ, услуг)    
2. Изменение  цен на реализованную продукцию    
3. Себестоимость  реализованной продукции (работ,  услуг)    
4. Коммерческие  расходы    
5. Управленческие  расходы    
6. Проценты  к получению    
7. Проценты  к уплате    
8. Доходы  от участия в других организациях    
9. Прочие  операционные доходы    
10. Прочие  операционные расходы    
11. Прочие  внереализационные доходы    
12. Прочие  внереализационные расходы    
 
 

       Анализ прибыли от реализации продукции

       Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции  без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.  Рост прибыли от реализации создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

      Поскольку основную часть прибыли предприятия  получают от реализации продукции, то именно эта прибыль должна быть объектом более детального рассмотрения. Прибыль от реализации товарной продукции в свою очередь зависит от объема выпуска и остатков нереализованной продукции. Разница между прибылью от производства и прибылью от реализации продукции показывает изменение прибыли в остатках нереализованной продукции. Превышение первой над второй увеличивает прибыль в остатках нереализованной продукции, и наоборот.

Информация о работе Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования