Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальси-фикация документов, заключение незаконных сделок с ценны-ми бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масш-табно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации. Имеется немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………6
1.1. Факторы, способствующие развитию
теневой экономики…………………………………………………..6
1.2. Основные причины коррумпированности
экономики………………=…………………………………………6
1.3. Структура теневой экономики……………………………….9
2. Глава № 2. Формы проявления………………………………………..12
2.1. Определение теневой экономики и формы проявления…..12
2.2. Сферы теневой экономики………………………………….14
2.3. Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..18
2.4. Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...19
2.5. Теневая экономика и налоговая преступность…………….21
2.6. Просчеты государственного управления
экономикой в 90-е годы…………………………………………….21
3. Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….23
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...23
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..27
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………30
Заключение………………………………………………………….……..34
Список использованной литературы………………………
Таким образом,
личное подсобное хозяйство
производства.
Однако не только сельскохозяйственное производство на приуса-дебном участке следует, по нашему мнению, считать подсобным хо-зяйством. К нему с полным основанием можно отнести практически все виды работ, выполняемых в домашних условиях, поскольку здесь также создается необходимый продукт в форме тех или иных жиз-ненных ценностей. Причем величина этого продукта (и это принци-пиально важно) сравнима с той частью, которая является результа-том работы в официальном производстве. В конечном счете с эконо-мической точки зрения не важно, где и когда создается продукт. Важ-но, что без него жизнь современного человека не может быть призна-на полноценной. А это означает, что по своему содержанию продукт является необходимым. Но в части своей деятельности по производ-ству этого продукта человек как бы выключен из системы общес-твенного производства, что дает нам основания считать ведение до-машнего хозяйства составной частью теневой экономики.
Возможно, что
такой вывод покажется
официально признанную величину. Растягивается это время за счет работы в личном хозяйстве или на других работах, необходимости выполнения которых есть только одно объяснение -- нужда.
2.3. Стабилизирующее влияние теневой экономики
Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.
Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. "Теневая" экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.
Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.
В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.
2.4. Дестабилизирующее влияние теневой экономики.
В настоящее время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия следующие.
Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов.
В ситуации достаточно значительного сокращения официального и роста теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и иных функций. Такая ситуация возникает даже в относительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневое производство растет в той мере, в какой падает официальное. Если взять за основу те темпы роста теневой экономики, которые были в России в 90-х годах, то по нашим предварительным расчетам банкротство государства в рамках этого примера может наступить через 7-8 лет после начала бурного роста теневой экономики.
Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.
В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30% до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.
Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных защищать свой бизнес. Масштабность этого явления в конечном счете представляет опасность для стабильности российского общества в целом.
В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к "размытости" социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. "обналичивание"). В принципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры.
Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, "прихватизации" бывшей государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное поле "размытых" социальных норм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.
2.5. Теневая экономика и налоговая преступность.
На заре развития теневой экономики уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или фальсификацией налоговых отчетов и деклараций.
Легальный обход налоговых законов вполне допустим и налоговые органы не имеют иного способа бороться с ним, кроме как совершенствовать налоговое законодательство. В настоящее время нерешенной остается проблема распространения различного рода усложненных схем, специально нацеленных на уклонение от налогов при использовании международных операций, международного оборота доходов и капиталов. Второй проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран мира, является рост объема оборота «грязных» денег и их отмывание через банки и кредитные учреждения в оффшорных зонах. На сегодня существуют около 60 устойчивых комплексных оффшорных центров, где традиционно функционируют оффшорные компании. Из европейских центров более известны: Гибралтар, Лихтенштейн, Кипр. В Центральной Америке- Каймановы, Бермудские, Багамские острова.
2.6. Просчеты государственного управления экономикой в 90-е годы.
Огромное влияние, на рост теневой эконо-мики в России в 90-е годы оказали явные просчеты и ошибки в проведе-нии государственными органами экономиче-ских преобразований.
Во-первых, государственные структуры в 90-е годы потеряли способность не только к стратегическому, но и к оперативному управ-лению экономикой. Сложившийся вакуум управления заполнился мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями дикого капитализма, для которого характерны стремление отхватить лакомые куски обще-ственного пирога, нажиться за счет спекуля-тивных операций типа пресловутой пирами-ды, обмана и вымогательства, широкое рас-пространение личностных, кланово-земляческих отношений, смыкающихся с мафиозны-ми структурами.
Во-вторых, в ходе реализации модели экономического реформирования, включаю-щей в себя массовую форсированную прива-тизацию, стремительную либерализацию цен, разовое "открытие" экономики внешнему ми-ру, рестриктивную денежно-кредитную поли-тику, жесткий налоговый прессинг на произ-водство, сложился дестимулируюший меха-низм легальной экономической деятельности, вытесняющий ее в тень.
Наконец, при попустительстве государст-ва в России сформировалась социальная структура, обладающая высоким теневым по-тенциалом. Большая доля населения, относимого к категории бедных, безработные и фик-тивно занятые, социальное дно (из числа ни-щих, бомжей, беспризорных детей и подрост-ков, вышедших из тюрем людей и др.), бежен-цы из горячих точек бывшего СССР, демоби-лизованные из армии и находящиеся в состоя-нии поствоенного шока представляют собой питательную среду для теневой экономики.
Но, к сожалению, само государство и его органы стали активными участниками тене-вых операций. Его представители наживались на приватизации, распродавали природные ресурсы, строили финансовые пирамиды, провоцировали финансовые кризисы.
Глава №3. БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику.
Все это заставляет поставить вопрос о необхо-димости более действенной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической роли государства час-то говорится о государственном вмешательст-ве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государст-ва к теневой экономике. В силу разнородно-сти теневой экономики не со всеми ее сегмен-тами можно бороться, не всегда эффективны-ми будут и методы прямого вмешательства. Поэтому мы предлагаем остановиться на тер-мине "государственное воздействие" на тене-вую экономику как наиболее емком.
Острота проблемы, связанная с гипертро-фированными масштабами теневой экономи-ки, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других за-дач, подводят нас к выводу о том, что програм-ма государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического разви-тия России. Прежде всего необходимо сфор-мулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реали-стичной, т.е. выполнимой.
Нам представляется, что ориентировоч-ным параметром может быть удельный вес те-невой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен неско-лькими доводами. Во-первых, практика эффек-тивного функционирования рыночной эконо-мики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика развития именно в 90-е годы.
Необходимо придерживаться дифферен-цированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые инте-ресы. При этом принципиально важной зада-чей является определение взвешенного соот-ношения между экономическими и админист-ративными методами государственного воз-действия.
Так, значительная
часть теневиков-
С другой стороны, необходимо прямое го-сударственное вмешательство, жесткая реали-зация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции госу-дарственного чиновничества и теневой актив-ности олигархов. Надо согласиться с высказы-ванием министра экономического развития и
торговли Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно кото-рым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправи-льное поведение на рынке -- 3 долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продол-жает оставаться задача усиления властной вер-тикали. Именно на уровне российских регио-нов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с предста-вителями бизнеса, а порой и откровенно кри-минальными элементами.
Информация о работе Причины возникновения и перспективы развития теневой экономики