Причины возникновения и перспективы развития теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальси-фикация документов, заключение незаконных сделок с ценны-ми бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масш-табно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации. Имеется немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………6
1.1. Факторы, способствующие развитию
теневой экономики…………………………………………………..6
1.2. Основные причины коррумпированности
экономики………………=…………………………………………6
1.3. Структура теневой экономики……………………………….9
2. Глава № 2. Формы проявления………………………………………..12
2.1. Определение теневой экономики и формы проявления…..12
2.2. Сферы теневой экономики………………………………….14
2.3. Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..18
2.4. Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...19
2.5. Теневая экономика и налоговая преступность…………….21
2.6. Просчеты государственного управления
экономикой в 90-е годы…………………………………………….21
3. Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….23
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...23
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..27
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………30
Заключение………………………………………………………….……..34
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

теневая экономика.docx

— 68.06 Кб (Скачать документ)

Реализация поставленных задач требует значительных изменений  в структуре государ-ственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию струк-туры органов госуправления и правоохраните-льных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, админи-стративную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных  проблем и в период президентства  В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения  В то же время проводимые правовые и инсти-туциональные меры не принесут полных успе-хов, если не будут дополнены мерами по фор-мированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государствен-ной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыс-лим без вовлечения в него морально-нравст-венного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйствен-ного поведения наряду с собственно экономи-ческими интересами.

Необходимо отказаться от юридического фетишизма и абсолютизации  значения силы и правового характера  государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно  обойти, так же как и укрыться от над-зирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чу-деса изобретательности. Кроме того, сущест-вуют возможности ведения хозяйственной де-ятельности без нарушения правовых корм, которые, однако, нельзя считать чистоплот-ными и добросовестными и относить к обыч-ной ("здоровой") экономике.

Среди видов  деятельности, не противоре-чащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социаль-ные нормы и морально-нравственные прин-ципы, можно отмстить:

* умышленное  использование недостат-ков законодательства, правовой неурегулиро-ванности ряда аспектов предприниматель-ской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенниче-ство, нанесение экологического ущерба);

* получение выгоды  за счет систематиче-ского невыполнения (или нечеткого выполне-ния) договорных обязательств;

* недобросовестную  конкуренцию (сго-воры на рынке, ущемляющие чьи-либо инте-ресы);

* нечистоплотные  отношения бизнеса и власти, построенные  на взаимовыгодной осно-ве, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строи-тельства каких-либо социальных объектов (до-рог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно существенно умень-шить масштабы теневой экономики, пока фи-гура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" -- беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чи-новник предстает как взяточник и казнокрад.

Государство должно взять на себя ответ-ственность за реализацию своего рода воспи-тательной функции, направленной на укоре-нение здоровых этических форм в среде рос-сийского предпринимательства и корпусе гос-служащих.

Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с  институтами гражданского общества -- профсоюзами трудящихся, орга-низациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой инфор-мации.

По нашему мнению, объединения предпринимателей должны иметь хорошо раз-работанные концепции своей профессиона-льной этики, кодексы поведения или специа-льные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

По нашему мнению, необходимо выработать и специальный  этиче-ский кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная орга-низация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по со-вершенствованию этического поведения госу-дарственной службы)1. Более того, в государ-ственных учреждениях США существуют спе-циальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (на-подобие клятвы Гиппократа).

Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может  быть весьма обширен - от финансиро-вания разработки и реализации учебных кур-сов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого  воздействия и после-довательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нараста-ющему подъему российской экономики.

3.2. Создание правовых  экономических условий  по сокращению  теневой экономики.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что  существующая налоговая система - это  тормоз для дальнейших финансово-экономических  преобразований. НЭП в свое время  легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая  политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем, прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали  повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более. Оппоненты налоговой  реформы часто приводят такой  пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что  именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

__________________________

1 Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы теории и практики управления.1999. №1.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось  еще недавно на приватизацию. Безвозмездная  приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Так, например, в  п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся  в федеральной собственности  акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо  указываются в первую очередь  граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы  без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

Аналогичный вывод  напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные  для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение  капиталов криминальных элементов  и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование  нового отношения к отечественным  предпринимателям, в том числе  к “новым русским”, проживающим  за рубежом, отношения на основе  эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление  доверия к власти, предполагающего  в качестве одной из мер  демонстрацию эффективной защиты  населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и  самого института частной собственности;

- установление  общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных”  денег и легализация теневых  капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую  выгоду, полученную в результате нарушений.

“Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше  трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании”  доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные  хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа  установлен контроль над десятками  тысяч субъектов рынка. Современные  теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность  за легализацию незаконных доходов  находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность  такого рода операций. Кроме того, одних  уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный  опыт, согласованные меры административного  и финансового контроля за денежными  и имущественными операциями юридических  и физических лиц и соответствующее  законодательство.

Мировым экономическим  сообществом признано, что одной  из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование  банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых  преступным путем. Криминальные круги  эффективно используют в своих интересах  традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо  банковского дела, оборачивается  сегодня своей изнанкой, противоположностью.

Цивилизованные  банковские сообщества понимают необходимость  налаживания контактов с контролирующими  органами в интересах как собственной безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля, - они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).

Когда особо  крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической  основы.

3.3.Направление  борьбы с теневой  экономикой.

Границы понятия  экономического преступления сложно четко  определить в уголовно - правовом смысле. Иными словами, борьба с теневой  экономикой не может исчерпываться  решением проблемы создания адекватной нормативно-правовой базы. Вместе с  тем совершенствование нормативно-правовой базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусмат-ривает систему ответственности за преступления в сфере экономи-ки. В отличие от Уголовного кодекса 1960 г. VIII раздел нового УК РФ (в редакции от 09.02.99 г.) "Преступления в сфере экономики" включает следующие главы и статьи:

Глава 21. Преступления против собственности.

Статья 158. Кража.

Статья 159. Мошенничество.

Статья 160. Присвоение или растрата.

Статья 161. Грабеж.

Статья 162. Разбой.

Статья 163. Вымогательство.

Статья 164 Хищение  предметов, имеющих особую ценность.

Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Статья 166. Неправомерное  завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения,

Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение  иму-щества.

Статья 168. Уничтожение  или повреждение имущества по не-осторожности.

Глава 22. Преступления в сфере  экономической деятельности.

Статья 169. Воспрепятствование законной предприниматель-ской деятельности.

Статья 170. Регистрация  незаконных сделок с землей. Статья 171. Незаконное предпринимательство. Статья 172. Незаконная банковская деятельность. Статья 173. Лжепредпринимательство.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств, приоб-ретенных незаконным путем.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добы-того преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской за-долженности.

Статья 178. Монополистические  действия и ограничение конку-ренции.

Статья 179. Принуждение  к совершению сделки или отказу от ее совершения.

Информация о работе Причины возникновения и перспективы развития теневой экономики