Причины возникновения и перспективы развития теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальси-фикация документов, заключение незаконных сделок с ценны-ми бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масш-табно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации. Имеется немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………6
1.1. Факторы, способствующие развитию
теневой экономики…………………………………………………..6
1.2. Основные причины коррумпированности
экономики………………=…………………………………………6
1.3. Структура теневой экономики……………………………….9
2. Глава № 2. Формы проявления………………………………………..12
2.1. Определение теневой экономики и формы проявления…..12
2.2. Сферы теневой экономики………………………………….14
2.3. Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..18
2.4. Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...19
2.5. Теневая экономика и налоговая преступность…………….21
2.6. Просчеты государственного управления
экономикой в 90-е годы…………………………………………….21
3. Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….23
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...23
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..27
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………30
Заключение………………………………………………………….……..34
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

теневая экономика.docx

— 68.06 Кб (Скачать документ)

Статья 180. Незаконное использование товарного знака.

Статья 181. Нарушение  правил изготовления и использования  государственных пробирных клейм.

Статья 182. Заведомо ложная реклама.

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, сос-тавляющих коммерческую или банковскую тайну.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессио-нальных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 185. Злоупотребления  при выпуске ценных бумаг (эмиссии).

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или  цен-ных бумаг.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных  документов.

Статья 188. Контрабанда.

Статья 189. Незаконный экспорт технологий, научно-техниче-ской информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, ис-пользуемых при создании оружия массового поражения, вооруже-ния и военной техники.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федера-ции предметов художественного, исторического или археологичес-кого достояния народов Российской Федерации и зарубежных

стран.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природ-ных, драгоценных камней или жемчуга.

Статья 192. Нарушение  правил сдачи государству драгоценных  металлов и драгоценных камней.

Статья 193. Невозвращение  из-за границы средств в иностран-ной валюте.

Статья 194. Уклонение  от уплаты таможенных платежей, взимае-мых с организации или физического лица.

Статья 195. Неправомерные  действия при банкротстве.

Статья 196. Преднамеренное банкротство.

Статья 197. Фиктивное  банкротство.

Статья 198. Уклонение  физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды.

Статья 199. Уклонение  от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды с организации.

Статья 200. Обман  потребителей.

Глава 23. Преступления против интересов службы в ком-мерческих и иных организациях.

Статья 201. Злоупотребление  полномочиями.

Статья 202. Злоупотребление  полномочиями частными нотариусами  и аудиторами.

Статья 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.

Статья 204. Коммерческий подкуп.

Данный перечень статей призван подтвердить, что  в стране создана правовая база для  борьбы с теневой экономикой. Однако данного недостаточно, поскольку  масштабы этого явления не уменьшаются. По оценкам криминологов, известными становятся менее одного процента всех взяток. В связи с этим любые  цифры о коррупции, которые приводятся в средствах массовой информации, не отража-ют реальной картины1. Поэтому совершенствование уголовного за-конодательства -- это лишь начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой, далеко не единственное.)

_______________________

1 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 1997. с.42.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Приведенная информация представляет собой средний обзор  масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги  вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной  экономической системы, которая  сложилась в нашей стране, теневая  экономика просто не могла не возникнуть.

В отношении  теневой экономики нужны два  вида действий. С одной стороны, предстоит  с ней “бороться”, а это функция  правоохранительных органов, которую  они должны выполнить как можно  лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством  легализации, причем так, чтобы это  пошло на пользу отечественному производству.

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических  агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и  неуплату налогов экономически невыгодными  и юридически наказуемыми. Примерная  программа действий следующая:

Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

Необходимо запретить  бесконтрольное представление и  привлечение кредитов, отчуждение собственности  и принятия на себя обязательств неплатежеспособными  предприятиями и гражданами;

Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых  доходов;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и  кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных  и фондовых операций при обеспечении  их эффективности и надежности. Многократно  возрастут масштабы безналичных  расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост  бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу  упрочения своего положения легальным  образом вместо вынужденной тактики  разворовывания остатков имущества  предприятия. Подавление налично-денежного  и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах  обеспечить внедрение инно-ваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным -- лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого -- во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее  время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику -- едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас-штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капи-талов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела -- задача, достойная истинных реформаторов.

Выработка эффективной  политики относительно теневой экономической  деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового  подхода. Прежде всего, здесь нужны  два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и  это -- функция правоохранительная органон. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты -- 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Список  использованной литературы.

1. Теневая Россия // Знамя. 2000. №8

2. Косалс Л., Радаев В. Теневая экономика // Вопросы экономики.1998. №10

3. Чернов С.  Теневая экономика // Наука и  жизнь. 1998. №4

4. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. //Полис. 2000.№5

5. Николаев И.  Теневая экономика //Общество  и экономика. 1998. №6

6. Путь в XXI век М.,1999

7. Моисеев А.А.Договоры  об избежании двойного налогообложения //

Внешне-экономический бюллетень. 2001.№2 с55.

8. Финансовый  бизнес. // июль- август. №4

9. Тарасов.М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в

России. // Проблемы теории и практики управления. 2002.№2 с19.

10. Лубнев Ю.П. Экономическая теория./ Ростов -на- Дону. 2003.

11. Дадалко В.А., Румянцева Д.А., Пешко Д.А.// Теневая экономика

и кризис власти: проблемы и пути решения. М., 1999.

12. Чибриков Г.Г., Сажина М.А. / Экономическая теория. М., 1999.

13. Аслаханов  А.А. Преступность в сфере экономики 

(криминологические  и уголовно-правовые проблемы). С.77.

14. Лобанов В.  Реформирование государственного  аппарата: мировая 

практика и  российские проблемы.// Проблемы теории и практики

управления. 1999. №1.

Информация о работе Причины возникновения и перспективы развития теневой экономики