Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание

В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2) рассмотреть процесс приватизации как основу создания рыночной среды
3) рассмотреть основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя готова.docx

— 67.93 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…….…………………………………………………………………....3

Глава I Приватизация  и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5

Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...31

Список  литературы…………………………………………………………….32

Приложение …………………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение

Мы живем  в период, когда осуществляется переход  от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.

Функционирование  экономического механизма в огромной степени зависит от системы отношений собственности на средства производства. Проблемы собственности всегда были решающими в развитии любого общества. Переход к рынку требует преобразований отношений собственности, основой системных изменений которых призвана стать приватизация.

Мировой опыт подтверждает, что с помощью  приватизации предприятий решается множество экономических задач.

В последние  годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными  лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации  и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного  процесса приватизации послужило осознание  того, что организация хозяйственной  жизни в соответствии с рыночными  законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и  регламентации.

В данной работе поставлены следующие задачи:

1) раскрыть  понятия разгосударствления собственности  и приватизации;

2) рассмотреть  процесс приватизации как основу  создания рыночной среды

3) рассмотреть  основные формы, методы и результаты  приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.

Курсовая  работа разбита на две главы. Кроме того, в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность темы и ставятся задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.

При написании  работы использовался широкий круг периодической литературы. В частности  следует отметить такие источники  как статьи Раковой Е. Ю. «Приватизация  в Беларуси: цели, методы и результаты».

Также следует отметить статью Владимира  Тарасова «Двери в Клондайк открываются  постепенно», в которой описаны  основные положения отмены моратория  в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I

  Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды.

Разгосударствление  представляет собой передачу от государства  физиче-ским и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами [18, С. 12].

Разгосударствление  — это совокупность мер по преобразованию государ-ственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление  означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление  не влечет полного ухода государства  из экономической сферы. Современное  производство не может успешно развиваться  без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление  может осуществляться по различным  направлениям:

1) разгосударствление  процессов присвоения, признание  каждого работника и трудового  коллектива равноправным участником  присвоения, демонополизация;

2) создание  многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий  равных прав на свободу хозяйственной  деятельности в рамках закона;

3) формирование  новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской  деятельности (концерны, консорциумы,  ассоциации и т.д.), между которыми  ведущую роль играют горизонтальные  связи.[29]

Разгосударствление  осуществляется следующими способами:

1) продажа  объектов государственной собственности  на аукционе, по конкурсу;

2) продажа  акций предприятий, принадлежащих  государству;

3) выкуп  арендованного имущества арендным  предприятием [5, С. 101].

Разгосударствление  включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает потерю государством функций непосредственного  управления предприятиями или их объединениями.

В ходе разгосударствления предприятие как  государственный хозяйствую-щий субъект обретает значительно большую степень самостоятельности и ответственности. Его деятельность базируется на коммерческой основе.

Главной целью разгосударствления является утверждение в экономике эф-фективного хозяина, непосредственно заинтересованного в высоких конечных результатах хозяйствования [18, С. 12].

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация.

Приватизация – это форма разгосударствления, при которой право собственности на объект производственного и непроизводственного назначения от государства переходят к гражданам и негосударственным юридическим лицам [5, С. 100].

Приватизация  – это приобретение физическими  и (или) юридическими лицами права собственности  на объекты, принадлежащие государству [18, С. 12].

Приватизация  представляет собой приобретение гражданами, акционер-ными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия [2, С. 4].

 Приватизация  – это передача функций государственных  органов в частный сектор, для  которого характерным является  то, что эффективность экономики  многих отраслей зависит не  от организационного государственного  плана, а от непредвиденного  результата действий многих людей,  каждый из которых на рынке  стремится к своим собственным  успехам [3, С. 89].

Приватизация  в целом, в том числе и приватизация коммунальной собственности – малая  приватизация – занимает важное место  в структуре реформирования национальной экономики. Функции её при этом много  образны. Приватизация не только является процессом трансформации собственности, но и способствует повышению деловой  активности хозяйственных субъектов. Приватизация

создаёт необходимые условия для перехода к социально ориентированной  рыночной модели хозяйствования. Кроме  того, приватизация стимулирует внутреннюю и внешнюю торговлю, активизирует участие отечественных предприятий  в международном разделении труда  и, как следствие, является важным фактором интеграции национальной экономики  в структуру мировой экономики [13, С. 40].

Приватизация  является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения  граждан собственностью за счёт тех  или иных форм перераспределения  общественного имущества, с другой [22, С.119].

Субъектами  приватизации могут быть граждане данной страны, юридиче-ские лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.[5, С. 100].

Приватизация  государственной собственности  представляет собой процесс преобразования её организационно правовой формы, связанный с созданием более эффективного механизма хозяйственного регулирования и направленный на социального положения, прежде всего работников предприятий. Само преобразование собственности зависит от экономической политики государства, поддержки общества и готовности населения включится в процесс приватизации.

В результате приватизации формируется группа частных  собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения  между производителями, что повышает материальную заинтересованность в  увеличении выпуска и реализации продукции, а также в эффективном  использовании основных элементов  производства. Сущность приватизации можно трактовать в двух аспектах.

Во-первых, с точки зрения системного подхода  приватизация определяется как процесс, связанный с экономической реализацией имущественных отношений

между субъектами хозяйствования, возникающих в результате изменения формы собственности.

Во-вторых, приватизация определяется как элемент  экономической политики. При этом в узком смысле слова приватизация представляет собой процесс продажи (передачи) имущества (активов) государственного предприятия частному сектору экономики  полностью или частично. В более  широком смысле разгосударствление и приватизация включают трансформацию  структуры собственности и процесс  модификации управленческой модели государственного предприятия как  без отчуждения имущественных прав на основе арендных отношений, так и  при полном либо частичном изменении  юридического или финансового статуса  государственного предприятия. Приватизация государственной собственности в первую очередь направлена на создание многоугольной экономики и формирование смешанных форм собственности и служит средством перехода к новой модели экономики [6, С. 76].

Объективными  предпосылками необходимости проведения в стране разгосударствления и приватизации госсобственности являются:

1) Оторванность  непосредственного производителя  от средств производ-ства обуславливает слабую заинтересованность его в улучшении использования имеющихся ресурсов.

2) Затратный  принцип хозяйствования, который  был и пока остаётся превалирующим  в экономике. Оценка производительной  деятельности по товарной и  реализованной продукции обусловливает  низкое использование материальных  ресурсов и оборудования.

3) Стремление  хозяйственных руководителей государственных  предпри-ятий к минимальным плановым показателям [5, С. 100].

По мнению некоторых специалистов, основная цель приватизации состоит в обеспечении  условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной экономики. Именно в ходе трансформации отношений собственности в масштабе республики возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно с учётом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции с учётом спроса и предложения [6, С. 76].

Информация о работе Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды