Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, реферат
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2) рассмотреть процесс приватизации как основу создания рыночной среды
3) рассмотреть основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.
Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…
Второй способ платной приватизации — продажа по конкурсу. Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, сохранение в течении определённого времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.
На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, небольших промышленных и строительных предприятий. Преимущества такого способа приватизации заключаются в обеспечении одинаковых прав, возможность прямого участия в приватизации всех покупателей.
Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Но значительная часть предприятий, в основном промышленного типа, реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.
В отдельных
странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше
и особенно в России) достаточно
широкое распространение
Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями. Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.
Преобразование
в акционерное общество является
одним из массовых способов приватизации,
особенно для крупных предприятий,
которые не могут быть приватизированы
другими методами. В этом случае
создаются закрытые или открытые
акционерные общества. Акции выпускаются
на сумму переоцененного имущества
(уставный фонд) предприятия. По решению
трудового коллектива они могут
быть реализованы либо внутри коллектива,
когда образуется закрытое акционерное
общество, либо частично проданы другим
лицам (открытое акционерное общество).
Акционирование целесообразно в
первую очередь для тех предприятий,
которые выпускают
Но могут быть и другие формы приватизации. Так, классификация Всемирного банка способов приватизации в постсоциалистических странах включает: прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала, безвозмездная передача муниципальным органам, массовая ваучерная приватизация. Трудно оценить эффективность каждого способа, так как во всех странах они применяются в сочетании в тех или иных комбинациях.
Выделяют так называемые малую и большую приватизацию. Такое разграничение обусловлено различными масштабами приватизируемых объектов. Объектами малой приватизации являются предприятия общественного питания, торговли, сферы услуг, гостиничного хозяйства и другие небольшие предприятия. Малая приватизация во всех странах осуществлялась в первую очередь. Это объясняется её лёгкостью в связи с небольшими масштабами, эффективностью, возможностью быстро получить деньги для государственного или местного бюджета. В большинстве постсоциалистических стран малая приватизация уже завершена или завершается. Проводится она, обычно, на аукционах или по конкурсу [16, С. 34].
В ходе
малой приватизации обычно учитывались
интересы населения. Так, при продаже
предприятия торговли или сферы
услуг новый собственник
Для ускорения
процессов трансформации
Большая
приватизация – это приватизация
крупных предприятий. Она во всех
странах идёт более медленными темпами
из-за трудностей, связанных со значительной
стоимостью приватизируемого имущества
и недостатком средств у
Большая
приватизация столкнулась во всех постсоциалистических
странах с серьёзными трудностями.
Средств населения и
Особым методом передачи государственного имущества в частные руки является реприватизация – возвращение собственности прежним владельцам, лишившихся её в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают: компенсация стоимости национализируемого имущества деньгами или ваучерами и реституция – возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии [16, С. 41].
Процессы приватизации не во всех странах проходят с успехом. Так, в Югославии, несмотря на достаточно развитый частный сектор, процесс приватизации носит подготовительный и формальный характер. При этом рекомбинированная собственность является псевдособственностью, которая не обеспечивает эффективности производства, так как цель приватизации заключается лишь в определении носителя собственности, а не в создании условий для свободного обмена правами собственника и привлечения капитала. Кроме того, на эффект приватизации отрицательно влияние оказывает политическая нестабильность. Отмечается, что югославский опыт приватизации сохранил ещё груз социалистического прошлого (лозунги, риторика, формализм, преобладание политики над экономикой). С середины 70-х гг. в югославской экономике принимали участие иностранные физические и юридические лица, создавались совместные иностранные предприятия. В 1996 г. 50 % ВВП производилось на частных предприятиях. Уже тогда 3000 крупнейших предприятий Югославии, что составляет примерно половину промышленных предприятий, а по численности работающих – 70 %, включились в процесс приватизации.
Анализ процесса приватизации в Болгарии показал, что после перехода к новому режиму управления в результате политического и экономического кризиса в 1996 г. наблюдалось падение национального дохода на 10,9 %, высокого уровня достигла инфляция, деятельность 1/3 банков была прекращена. В результате проведения экономической реформы в экономике наблюдается медленное восстановление. Инфляция снизилась на 16–17 %, растут валютные резервы. Доля частного сектора увеличилась с 25 до 50 %, уровень безработицы снизился с 16,4 до 13,7 %, доля дефицита госбюджета в валовом внутреннем продукте сократилось с 10,9 до 3,6 %.
Приватизация
в Словении, бывшей республики Югославии,
началась после 1990 г. В законодательстве
этой республики были внесены изменения,
согласно которым проводилась
Приватизация в Хорватии осложняется, как в Югославии и Словении, наличием общественной собственности. Начало процесса приватизации в Хорватии сопровождалось бурными политическими событиями и, как следствие, экономическим спадом в стране. В процесс приватизации включены 2557 предприятий, уже в 1996 г. 1145 предприятий были полностью приватизированы. Большей частью они преобразованы в акционерные общества, некоторые предприятия – в товарищества с ограниченной ответственностью. Благодаря приватизации в Хорватии удалось сократить государственный долг.
Одной
из ключевых проблем экономической
реформы в Словацкой Рес-
В Венгрии,
как и в других постсоциалистических
странах, причинами приватизации были
застой и неэффективность
Одним из основных направлений трансформации экономики Чешской Республики после 1990 г. явилась приватизация отраслей хозяйства. При этом использовались различные способы и методы. Так, малая приватизация началась с продажи мелких предприятий за деньги через аукционы. Следующим элементом приватизации было возвращение имущества бывшим владельцам. Однако главный упор был сделан на массовую приватизацию, которая выливалась в ваучерную [3, С. 89].
Подробнее остановимся на приватизации в Республике Беларусь. Согласно законодательству, в Республике Беларусь существуют следующие методы приватизации:
1) преобразование предприятий в ОАО;
2) выкуп
государственного
3) выкуп
государственного имущества
4) продажа по конкурсу;
5) продажа на аукционе.
Приватизация
в Республике Беларусь происходила
в несколько этапов. На первом этапе
(1991-1992 г.) приватизация осуществлялась
«снизу» по инициативе трудовых коллективов,
юридических и физических лиц. При
этом преимущественное право на приобретение
объектов государственной собственности
предоставлялось трудовым коллективам.
На первом этапе наиболее популярными
способами приватизации являлись выкуп
арендованного имущества
Процесс
реформирования государственной собственности
начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием
инициативы преобразования предприятий
«сверху». Правительство выработало программу
приватизации, в соответствии с которой
средние и крупные предприятия промышленности,
строительства транспорта должны были
реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах,
по конкурсу предлагались, как правило,
предприятия коммунальной собственности
(торговли, общественного питания, бытового
обслуживания), а также объекты незавершённого
строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным
стало только 251 предприятие, то в 1993-1994
гг. осуществилась трансформация собственности
на 874 предприятиях, т.е. темпы приватизации
возросли в 3,2 раза. Осознание важности
процессов разгосударствления и приватизации
со стороны Правительства привело к тому,
что в 1994 г. трансформировало форму собственности
наибольшее количество предприятий –
641 (рис. 2.1).
Информация о работе Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды