Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание

В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2) рассмотреть процесс приватизации как основу создания рыночной среды
3) рассмотреть основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя готова.docx

— 67.93 Кб (Скачать документ)

Второй  способ платной приватизации — продажа  по конкурсу. Он используется в тех  случаях, когда покупатель должен выполнить  определенные условия по дальнейшему  использованию предприятия. Эти  условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих  мест, проведение определенных природоохранных  мероприятий, сохранение в течении определённого времени профиля предприятия,  сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.

На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие  предприятия, в первую очередь низкорентабельные  или убыточные. Эта форма предпочтительна  в рамках «малой» приватизации для  объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, небольших промышленных и строительных предприятий. Преимущества такого способа приватизации заключаются в обеспечении одинаковых прав, возможность прямого участия в приватизации всех покупателей.

Конкурсы  и особенно аукционы позволяют выявить  рыночную цену продаваемых предприятий. Но значительная часть предприятий, в основном промышленного типа, реализуется  по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.

В отдельных  странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как  передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых  предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение  массовости и возможность быстрой  передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных  предприятий. К недостаткам относятся, во-первых, большие различия в стоимости  приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям;  во-вторых, существенные различия в рентабельности отдельных предприятий. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере, на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.

Наиболее  предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается  выкуп арендуемого имущества. В  этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные  отчисления, полученные от использования  имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями. Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.

Преобразование  в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы  другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются  на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия. По решению  трудового коллектива они могут  быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное  общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в  первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную  продукцию, обладают крупными основными  производственными фондами, имеют  большой экспортный потенциал.

Но могут  быть и другие формы приватизации. Так, классификация Всемирного банка  способов приватизации в постсоциалистических странах включает: прямую продажу  активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, акционерное государственное  предприятие с участием иностранного капитала, безвозмездная передача муниципальным  органам, массовая ваучерная приватизация. Трудно оценить эффективность каждого способа, так как во всех странах они применяются в сочетании в тех или иных комбинациях.

Выделяют  так называемые малую и большую приватизацию. Такое разграничение обусловлено различными масштабами приватизируемых объектов. Объектами малой приватизации являются предприятия общественного питания, торговли, сферы услуг, гостиничного хозяйства и другие небольшие предприятия. Малая приватизация во всех странах осуществлялась в первую очередь. Это объясняется её лёгкостью в связи с небольшими масштабами, эффективностью, возможностью быстро получить деньги для государственного или местного бюджета. В большинстве постсоциалистических стран малая приватизация уже завершена или завершается. Проводится она, обычно, на аукционах или по конкурсу [16, С. 34].

В ходе малой приватизации обычно учитывались  интересы населения. Так, при продаже  предприятия торговли или сферы  услуг новый собственник обязывался в течении определённого времени сохранять прежний профиль предприятия (например, в Чехии и Словакии – не менее двух лет). Существовали и ограничения на перепродажу малых объектов, в том числе иностранным собственникам. В случае нарушения этих положений законодательством предусматривались крупные штрафы [25, С. 586].

Для ускорения  процессов трансформации собственности  необходимо всячески ускорять и поощрять малую приватизацию, используя рыночные, а не затратные методы оценки имущества, аукционы, сделав максимально прозрачной и простой систему принятия решений  о смене собственника [20, С. 105].

Большая приватизация – это приватизация крупных предприятий. Она во всех странах идёт более медленными темпами  из-за трудностей, связанных со значительной стоимостью приватизируемого имущества  и недостатком средств у населения  национального частичного капитала для его выкупа, проблемами оценки стоимости имущества. Иностранные  инвесторы не торопятся вкладывать средства в крупные, технически отсталые предприятия, не имея соответствующих гарантий государства. Кроме того, и государство иногда не спешит расстаться с крупными предприятиями, особенно работающими на экспорт и приносящими валюту в государственную казну [16, С. 42].

Большая приватизация столкнулась во всех постсоциалистических странах с серьёзными трудностями. Средств населения и инвестиционных структур было явно недостаточно для  инвестирования в крупные предприятия. Национальный частный капитал динамично  развивается во всех странах с  переходной экономикой, но всё ещё  не достаточен для крупных инвестиционных проектов. И хотя в целом вложения иностранного капитала в экономику  постсоциалистических стран постоянно  растут, объём их всё ещё не достаточен для быстрой рыночной ре-структуризации крупных компаний, не говоря уже о больших группах [25, С. 586].

Особым  методом передачи государственного имущества в частные руки является реприватизация – возвращение собственности  прежним владельцам, лишившихся её в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают: компенсация стоимости национализируемого имущества деньгами или ваучерами и реституция – возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии [16, С. 41]. 

Процессы  приватизации не во всех странах проходят с успехом. Так, в Югославии, несмотря на достаточно развитый частный сектор, процесс приватизации носит подготовительный и формальный характер. При этом рекомбинированная собственность является псевдособственностью, которая не обеспечивает эффективности производства, так как цель приватизации заключается лишь в определении носителя собственности, а не в создании условий для свободного обмена правами собственника и привлечения капитала. Кроме того, на эффект приватизации отрицательно влияние оказывает политическая нестабильность. Отмечается, что югославский опыт приватизации сохранил ещё груз социалистического прошлого (лозунги, риторика, формализм, преобладание политики над экономикой). С середины 70-х гг. в югославской экономике принимали участие иностранные физические и юридические лица, создавались совместные иностранные предприятия. В 1996 г. 50 % ВВП производилось на частных предприятиях. Уже тогда 3000 крупнейших предприятий Югославии, что составляет примерно половину промышленных предприятий, а по численности работающих – 70 %, включились в процесс приватизации.

Анализ  процесса приватизации в Болгарии показал, что после перехода к новому режиму управления в результате политического и экономического кризиса в 1996 г. наблюдалось падение национального дохода на 10,9 %, высокого уровня достигла инфляция, деятельность 1/3 банков была прекращена. В результате проведения экономической реформы в экономике наблюдается медленное восстановление. Инфляция снизилась на 16–17 %, растут валютные резервы. Доля частного сектора увеличилась с 25 до 50 %, уровень безработицы снизился с 16,4 до 13,7 %, доля дефицита госбюджета в валовом внутреннем продукте сократилось с 10,9 до 3,6 %.

Приватизация  в Словении, бывшей республики Югославии, началась после 1990 г. В законодательстве этой республики были внесены изменения, согласно которым проводилась приватизация. Производилось внутреннее перераспределение  ресурсов. Была проведена оценка предприятий  по состоянию на 1 января 1993 г. Изданы законы о ценных бумагах. К концу 1995 г. в Словении насчитывалось 32 тыс. предприятий, из которых 91 % - частные, а  всего лишь 6 % - общественные. При  этом на частных предприятиях работало около 20 % занятых, а на общественные предприятия приходилось примерно 5 %.

Приватизация  в Хорватии осложняется, как в  Югославии и Словении, наличием общественной собственности. Начало процесса приватизации в Хорватии сопровождалось бурными политическими событиями и, как следствие, экономическим спадом в стране. В процесс приватизации включены 2557 предприятий, уже в 1996 г. 1145 предприятий были полностью приватизированы. Большей частью они преобразованы в акционерные общества, некоторые предприятия – в товарищества с ограниченной ответственностью. Благодаря приватизации в Хорватии удалось сократить государственный долг.

Одной из ключевых проблем экономической  реформы в Словацкой Рес-публике является приватизация государственного имущества. В процесс приватизации Словакии включено  государственное имущество, государственные денежные институты, предприятия внешней торговли и другие государственные организации.  В Словакии осуществлялся процесс приватизации в несколько этапов и несколькими методами. В рамках первого и второго этапов большой приватизации в неё было включено 400 государственных предприятий, стоимость имущества которых составляет порядка 10 млрд дол. США. Кроме того, в рамках малой приватизации в частные руки было передано 10000 малых предприятий и торговых магазинов, общая стоимость которых составляет 400 млн. дол. США. Приватизация осуществлялась с помощью различных форм и методов. Самым распространённым был вклад имущества государственного предприятия в акционерное общество с последующей продажей доли акций прямому предпринимателю. В рамках первого этапа приватизации использовался купонный (ваучерный) метод, при этом было предотвращено рассеяние и анонимность собственности. В дальнейшем от этого метода приватизации всё же пришлось отказаться, так как имел место минимальный финансовый эффект для населения. Кроме того, инвестиционные приватизационные фонды не были заинтересованы в реструктуризации акционерных обществ, в которых они были собственниками 2/3 акций. В рамках второго этапа приватизации Словакии купонный метод был заменён методом облигаций (долговых обязательств), который представляет собственникам возможность использования нескольких вариантов применения этих ценных бумаг в качестве вклада в коммерческую компанию, которая приобрела имущество в соответствии с законом о большой приватизации, с целью рассчитаться с долгами этой компании по отношению к фонду национального имущества или Словацкому земельному фонду. Был принят закон, определяющий защиту интересов государства при приватизации стратегически важных государственных предприятий и акционерных обществ. Сущность и смысл приватизации в Словацкой Республике заключается не в том, чтобы государство получило максимальный доход от продажи, а в том, чтобы перевести имущество государства в такие предпринимательские субъекты, которые сумеют обеспечить последующее эффективное развитие этого имущества.

В Венгрии, как и в других постсоциалистических странах, причинами приватизации были застой и неэффективность производства. Приватизация в Венгрии проходила  в условиях, отличавшихся от условий  приватизации госсектора в экономически развитых странах с изначально свободной  рыночной экономикой.

Одним из основных направлений трансформации экономики  Чешской Республики после 1990 г. явилась приватизация отраслей хозяйства. При этом использовались различные способы и методы. Так, малая приватизация началась с продажи мелких предприятий за деньги через аукционы. Следующим элементом приватизации было возвращение имущества бывшим владельцам. Однако главный упор был сделан на массовую приватизацию, которая выливалась в ваучерную [3, С. 89].

Подробнее остановимся на приватизации в Республике Беларусь. Согласно законодательству, в Республике Беларусь существуют следующие  методы приватизации:

1) преобразование  предприятий в ОАО;

2) выкуп  государственного арендованного  имущества арендным предприятием;

3) выкуп  государственного имущества работниками  предприятия;

4) продажа  по конкурсу;

5) продажа  на аукционе.

Приватизация  в Республике Беларусь происходила  в несколько этапов. На первом этапе (1991-1992 г.) приватизация осуществлялась «снизу» по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При  этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности  предоставлялось трудовым коллективам. На первом этапе наиболее популярными  способами приватизации являлись выкуп  арендованного имущества арендными  коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991 – 1992 г денежные доходы предприятий  и населения были достаточными для  выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку  на три года.  Второй этап связан с принятием законов «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь»  и «Об именных приватизационных чеках». Новые законы определили правовую базу трансформации собственности  в стане, а к средствам для  выкупа государственного имущества  прибавились  именные приватизационные чеки «Имущество».

Процесс реформирования государственной собственности начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства транспорта должны были реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершённого строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993-1994 гг. осуществилась трансформация собственности на 874 предприятиях, т.е. темпы приватизации возросли в 3,2 раза. Осознание важности процессов разгосударствления и приватизации со стороны Правительства привело к тому, что в 1994 г. трансформировало форму собственности наибольшее количество предприятий – 641 (рис. 2.1).  
 

Информация о работе Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды