Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание

В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2) рассмотреть процесс приватизации как основу создания рыночной среды
3) рассмотреть основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя готова.docx

— 67.93 Кб (Скачать документ)

       

Рис 2.1 Динамика трансформации формы собственности  в Республики Беларусь.

Третий  этап связан с пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995–1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03 1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности», Указ от 17.05 1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», Указ от 14.11. 1997 г. «Об особом праве государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.0,. 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05.05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство (июнь 1996 г., декабрь 1998 г.). В результате значительно изменилось отношение к приватизации со сто-роны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути приватизации и разгосударствления, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.

С 1996 г. наметилась тенденция снижения общих  темпов акционирования и приватизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации  собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и  морально изношенных фондов становится всё более неэффективным и  затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества  работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного  имущества арендными предприятиями  сократился с 1991 г. по 2000 г. на 39 процентных пунктов и в 2000 г. составил лишь 7 %.

Наиболее  распространёнными методами приватизации становятся акционирование (73 % от всех приватизированных предприятий  в 2000 г.) и продажа на аукционе. Если в 1991-1992 гг. продажа гособъектов на аукционе не проводилась, то далее она возрастала (16,8 % в 1993 г., 19,6 % в 1999 г.), а затем сократилась (9 % в 2000 г.). В то же время в 1998 г. она составляла 49,5 % от всех преобразованных предприятий. Продажа объектов по конкурсу за указанный период сократилось на 13,3 процентных пункта и в 2000 г. составила 4,7 % всех преобразованных в этом году предприятий.

Разгосударствление  и приватизация в стране в территориальном  разрезе все десять лет происходило  достаточно равномерно. Больше всего  преобразовано предприятий в  г. Минске – 19 %, а меньше всего – 10 % от их общего числа – в Витебской  области.

Что касается динамики преобразований по отраслям народного хозяйства, то наиболее интенсивно приватизировались предприятия  промышленности и торговли, бытового обслуживания населения, общественного  питания. В то же время предприятия  ЖКХ, транспортного и строительного  комплекса имели гораздо более  низкие темпы трансформации формы  собственности (табл. 2.1) [11,С 102]

Приватизация Число предприятий % от 3366 объектов
По  отраслям

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт и  связь

Торговля

Общественное  питание

Жилищно-коммунальный сектор

Бытовое обслуживание

Прочие отрасли

По  методу приватизации

Выкуп собственности

Выкуп собственности  трудовыми коллективами

Преобразование  в АО

Продажа на аукционах

Продажа по конкурсу

 
371

583

231

64

1075

239

100

391

311 

574 

137

1353

933

379

 
11

17

7

2

32

7

3

12

9 

17 

4

40

28

11

  

Таблица 2.1 Приватизация в Беларуси в 1991-2000 гг. объектов республиканской и коммуникальной собственности.

За весь период приватизации (с 1991 года по 1 декабря 2005г.) в республике реформировано 4079 объектов государственной собственности, в том числе 1072 объекта республиканской  и 3007 - коммунальной собственности, сообщает пресс-служба Минэкономики РБ. За этот же период реформировано 211 крупных  предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек, из них 179 - республиканской  собственности. На реформированных  предприятиях занято свыше 955 тысяч  человек.

За 11 месяцев 2005 года реформировано 24 объекта, в  том числе:

- 10 объектов  республиканской собственности;

- 14 объектов  коммунальной собственности [30].

В Беларуси снят запрет на движение приватизационных акций. Ограничение на обращение  акций открытых акционерных обществ, приобретённых в ходе льготной приватизации, будут отменены в три этапа, а  с 2011 г. должны исчезнуть вовсе. Соответствующие  изменения А. Лукашенко внёс Декретом № 7 от 14 апреля 2008 г. в Декрет № 3 от 20 марта 1998 г. «О разгосударствлении и  приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь».

На первом этапе (с 1 июня 2008г.) снимается мораторий  на продажу акций в ОАО, в которых  на уставном фонде на 31 марта 2008 г. нет  госдоли или она составляет 75 % и более.

На втором этапе (с 1 января 2009 г.) это коснётся акционерных обществ, где доля государства  составляет более 50 %.

На третьем  этапе (с 1 января 2011 г.) предполагается снять все ограничения [17, С.24].

Отмена  моратория в первые два года не будет затрагивать ОАО, обеспечивающие функционирование стратегически значимых отраслей экономики и другие важные государственные потребности. По формальным признакам под отмену моратория  с 1 июня попадает больше половины белорусских ОАО, но пока не известен список стратегических предприятий.

Логика  государства, установившего указанный  порядок отмены моратория, понятна: вначале разрешается продажа  акций тех предприятий, где у негосударственных акционеров нет не только контрольного, но и блокирующего пакета, то есть если кто-то и скупит акции физических лиц такого ОАО, то повлиять на его управление не сможет.

Разрешена продажа акций и ОАО, в которых  доля государства отсутствует, что  также понятно – всё равно  государство там влияния не имеет. В 2009 году будет разрешена продажа  акций тех ОАО, где у государства  контрольный пакет, и только спустя два года – всех ОАО. Так что  примерно два с половиной года контроль в тех ОАО, которые ещё  не избавились от доли государства, останется  в руках правительства.

В настоящее  время в Беларуси существуют ОАО, цены акций которых в первое время после отмены моратория должны оказаться намного ниже справедливой цены, в связи с чем потенциальная доходность вложения средств в подобные ценные бумаги составляет сотни и даже тысячи процентов годовых.

Такую доходность можно будет получить только в случае приобретения акций  по ценам в 5-10 раз ниже их справедливых цен и, по-видимому, только за несколько  лет, хотя в случае появления конкурирующих  инвесторов у некоторых ОАО этот срок может быть сокращён до 1-2 лет  после отмены моратория для них.

Стоит покупать акции крупных ОАО, так  как небольшие акционерные общества в ближайшие несколько лет  могут  фактически уйти с фондового  рынка, и стоимость их ценных бумаг  может никогда не достичь уровня справедливой цены.

Для снижения риска потерь от приобретения акций  ОАО лучше всего покупать пакеты нескольких ОАО, принадлежащих к  находящимся на подъёме отраслям экономики, а также имеющих высокую  прибыль и выплачивающих значительные дивиденды [23, С. 20].

Приватизация  в странах СНГ выявила и  негативные моменты этого процесса. Так, несовершенство законодательства, поспешность в проведении реформ, коррумпированность и криминализация этого процесса в России привели  к тому, что 500 крупнейших предприятий  страны с реальной стоимостью имущества 200 млрд. долларов США были проданы  за 7,2 млрд долларов, т.е. фактически за бесценок, и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур. Зачастую иностранные компании скупают через чековые аукционы акции предприятий в странах СНГ, чтобы устранить с мировых рынков своих конкурентов. Так, два гражданина Израиля скупили 28 % акций Красноярского алюминиевого завода и 48 % акций Братского алюминиевого завода. Одно физическое лицо скупило 51 % акций завода «Уралмаш», а другое физическое лицо — 210 млн. акций «Газпрома», заплатив за них 2 млрд. 100 млн. рублей.

Эти примеры  свидетельствуют о том, что приватизация иногда не приводит к возникновению  реальных собственников, а принимает  форму пере-распределения собственности между номенклатурной бюрократией, полу криминальными элементами и иностранными компаниями.

 Приватизация  во многих республиках бывшего  СССР в отдельных отраслях  подошла к концу к 2000 году. Главное  достижение – подорван монополизм  государственной собственности,  начался процесс формирования  многоукладной экономики, основанный  на множестве форм собственности  и базирующихся на них типах  хозяйствования. Приватизация проводится  разными масштабами и темпами.  В России уже в 1994 году три  четверти промышленных рабочих  было занято в негосударственном  секторе, причём зачастую эти  темпы опережали подготовленность  к приватизации, как народного  хозяйства, так и населения.  Быстрая полномасштабная приватизация  осуществлялась также в Казахстане. Значительно медленнее приватизируются  государственные предприятия в  Беларуси и некоторых других  странах СНГ [16, С. 43]. 

В результате проведения приватизации в постсоциалистических странах улучшилось экономическое состояние народного хозяйства, повысилась политическая стабильность. При этом эффективность приватизации зависит как от внутренних, так и от внешних инвестиций [3, С. 92].

Итоги приватизации в бывших социалистических странах приведены в приложении [28, С.18].

С выше сказанного видно, что с самого начала приватизации была поставлена ложная цель: «раздача имущества» и передача прав собственности. Но пример мировой практики показывает, что частная собственность не дает явного преимущества над другими формами, разве, что в сферах мелкого и семейного бизнеса. Частные приватизированные предприятия, в том виде в котором они возникли и функционируют, не продемонстрировали каких-либо преимуществ перед государственными и показали множество недочетов. Причем часто бывает, что владельцами таких предприятий становятся представители торгового и денежно-кредитного капитала, не имеющих знаний и интереса к производственной деятельности.

Приватизация  оказывает прямое положительное  влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов  приватизации, в обществе могут развиваться  такие отрицательные тенденции  как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов  НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию  организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие  на экономику, и общество в целом.

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод  перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации  структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном  этапе развития процессы приватизации прошли и проходят во всех странах  мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области  остаётся создание оптимальной законодательной  базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и  уменьшения негативных последствий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды