Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание

В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации;
2) рассмотреть процесс приватизации как основу создания рыночной среды
3) рассмотреть основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя готова.docx

— 67.93 Кб (Скачать документ)

Формируя  в экономике частную форму  собственности, приватизация создаёт  условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Другие  специалисты считают, что независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько  целей:

1) пополнение  доходов бюджета и (или) сокращение  бюджетных расходов на поддержание  нерентабельных и низкодоходных  компаний;

2) повышение  эффективности работы и производительности  соответствующих предприятий путём создания рыночной модели структуры предприятия (улучшение организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;

3) формирование  правовой основы становления  и развития рыночной экономики,  качественное изменение инфраструктуры  рынка и введения рыночных  механизмов контроля и регулирования  экономических процессов;

4) облегчение  доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;

5) обеспечение  конкурентоспособности предприятия  за счёт разработки новых или  улучшение качества существующих  товаров и услуг, выхода на  новые рынки;

6) улучшение  условий труда работников, занятости,  увеличение заработной платы  путём выполнения обязательств  новых инвесторов;

Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного  привлечения инвестиций, то правительству  следует отказаться от больших бюджетных  доходов по продаже госсобственности  и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.

Поскольку реформирование собственности сопряжено  со значительными политическими, экономическими и социальными издержками, так  как сталкиваются интересы различных  групп, то динамику и интенсивность  процесса реформирования собственности  определяет ряд факторов:

1) качество  законодательной и нормативно-правовой базы;

2) отношение  и выбор методов оценки стоимости  приватизируемого имущества (часто  преобладает затратный метод  на основе балансовой стоимости,  что завышает оценочную стоимость  и привлекательность объекта);

3) количество  средств у потенциальных инвесторов;

4) развитость  рыночной инфраструктуры и рыночного  механизма приватизации собственности;

5) наличие  рыночного механизма доступа  иностранного капитала к приватизации  собственности;

6) качество  профессиональной подготовки управленческих  кадров [20, С. 97].

Выгоды  приватизации:

1) Улучшение  административного управления. Бюрократические государственные структуры не отличаются высоким творческим потенциалом и активностью, быстротой реакции или тщательным контролем за затратами. Их основные черты – осторожность, забота о собственной безопасности и благополучии, «кабинетные» решения. Приватизация в этом случае имеет своей целью использование мощного стимулирования, улучшение качества обслуживания и активное внедрение инновационных процессов.

2) Увеличение  конкуренции. В Европе, где в  частные руки распродаются целые  отрасли промышленности, надеются, что обострение конкуренции приведёт  к уменьшению затрат. В США,  особенно на уровне штатов  и органов местного управления, также возникает безусловная  выгода от таких процессов.  Она, в частности, обуславливается  возрастанием количества конкурирующих  предложений среди подрядчиков.

3) Улучшение  качества обслуживания. Сокращение  затрат в жёстких рамках государственного  бюджета даёт основной толчок  к приватизации, но при этом  частные фирмы и подрядчики  в большинстве своём улучшают  качество обслуживания.

Несмотря  на сегодняшнюю сверхпопулярность приватизации, участие государственного сектора в экономике вряд ли скоро исчезнет. Процессы приватизации имеют изначальные ограничения.

В некоторых  случаях - особенно там, где задействованы  общественные блага или внешние  эффекты, - передать государственную  деятельность полностью в частные  руки невозможно. Национальная оборона  и городские улицы – два  популярных примера. В этих случаях  правительство может обеспечить лишь некоторую экономию затрат, нанимая  частных подрядчиков [8, С. 359].

Приватизация  – не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, изыскание средств для реконструкции народного хозяйства, становление слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частно капиталистическому хозяйствованию. Нужно учитывать, что главное содержание приватизации заключается в преобразовании централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты, коренным образом изменяющие отношение собственности как внутри предприятия, так и во всём обществе. В результате возникает новая система экономических интересов в рамках предприятия, требующая новых механизмов их согласования, то есть другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создаёт предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества. Поэтому от того, как она будет проведена, в каких масштабах и какими темпами, зависит ход экономических реформ [16, С. 32].

К наиболее значимым социальным эффектам, достигаемым  за счёт реформирования государственной  собственности, можно отнести:

1) повышение  уровня и качества жизни, удовлетворение  материальных и духовных потребностей  населения непосредственно и  путём на реформированных предприятиях  социальной сферы (медицинские  услуги, досуг, физкультура и спорт,  туризм) за счёт предоставления  возможности бесплатно или частично  оплачиваемого пользования имуществом, расходы, на содержание которого  несёт частный собственник. Учитываются также средства негосударственных предприятий, уплачиваемые в бюджет и во внебюджетные фонды по социальным статьям;

2) обеспечение  социальной защиты и социальной  безопасности граждан с использованием  объектов негосударственной собственности,  в частности повышение уровня  занятости трудоспособного, нуждающегося  в работе населения за счёт  вовлечения в хозяйственный оборот  неэффективно используемых объектов  государственной собственности  [24, С. 42].

Итак, приватизация и разгосударствление - это процессы, которые создают предпосылки  к возникновению рыночных отношений в стране. Благодаря приватизации и разгосударствлению возникает частная собственность и конкуренция, улучшается качество обслуживания, повышается уровень административного управления, повышается производительность труда. Кроме того, приватизация, трансформируя отношения собственности, создаёт предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества. К таким социальным эффектам необходимо отнести повышение уровня и качества жизни людей.

 Глава II

Основные  формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах

Проведение  приватизации – сложная социально-экономическая  проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения  которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических  реформ.

Успех приватизации в значительной степени  зависит от её подготовленности, в  том числе от создания правовых условий. В начале же переходного периода  при отсутствии более или менее  совершенной законодательной базы приватизация принимает зачастую стихийный, а иногда и криминализированный  характер. В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания»  преступного капитала и для более  быстрого перевода дешёвого государственного имущества в частные руки. И  только со временем по мере усовершенствования законов процесс приватизации приобретает  упорядоченный управляемый характер.

В настоящее  время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества, а второй – в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для создания первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов – по регионам, что создаёт различные стартовые условия для будущих собственников – трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не превращает работника в хозяина.

Бесплатная  приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Это ценные государственные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сберегательном банке страны. Такие чеки могут получить только граждане Республики Беларусь на сумму, соответствующую их доле (квоте) в безвозмездно передаваемой государством собственности. Они дают владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и получение дивидендов на эти акции.

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты — крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Второй, часто применяемый способ приватизации — продажа имущества государственных  приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования  данного подхода, так как имущество  может продаваться отечественным  или иностранным инвесторам, а  также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток – нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.

В странах  с переходной экономикой приватизируемое  имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической  вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому  методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных  предприятий.

При продаже  на аукционе объекты государственной  собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое  имущество переходит в собственность  того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой  вид приватизации используется, когда  не оговариваются специальные условия  по дальнейшему использованию приватизируемого объекта.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды