Приватизация собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6
. Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России…………...17
. Цели и этапы приватизации……………………………………...17
. Итоги приватизации в России…………………………………....24
. Современные тенденции и перспективы приватизации……….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Приватизация собственности в России.docx

— 95.77 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

                          Приватизация собственности в России.  

                                                   2011 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6

    1. .       Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6     
    2. .       Способы и формы приватизации………………………………...12

Глава 2. Осуществление  приватизации собственности в России…………...17

    1. .       Цели и этапы приватизации……………………………………...17
    2. .       Итоги приватизации в России…………………………………....24
    3. .       Современные тенденции и перспективы приватизации……….30                    

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы………………………………………….36

Приложение…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

Данная  тема курсовой работы в настоящее  время очень актуальна, так как  приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был  совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому  необходимо изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.

В последние  десятилетия в нашем государстве  произошли коренные изменения, связанные  с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для  осуществления этого перехода прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных  предприятий. Что также подчёркивает актуальность данной темы курсовой работы.

Именно  приватизационная реформа стала  «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной  экономической реформы.

Теоретической базой курсовой работы являются научные  труды, монографии, учебные пособия.

Фактологической базой курсовой работы являются статистические данные (данные по приватизации предприятий).

Предметом исследования является экономика России.

Объектом  исследования является приватизационный процесс.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит  в том, что автор собрал, систематизировал и обобщил имеющуюся литературу по проблеме приватизации собственности  в России.

Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что на основе проведённого исследования были получены выводы и  предложения, которые используются для анализа данной темы.

Проблемой приватизации занимались такие экономисты, как Абрамов Л., Борбели С., Бучельников Е.А., Глинкина С., Кингсли Г.Т., Князев Ю., Бабаева Л. и ряд других российских и зарубежных экономистов.

В современном  мире процесс приватизации считается  составной частью институциональных  изменений, сопровождающих демократические  реформы. Успехи Российской Федерации  на пути построения демократического, правового, экономически развитого  государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются  на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых  важное место занимают показатели, связанные со становлением основ  рыночной экономики, возникновением частной  собственности и эффективных  собственников.

Приватизационная  реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем  обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической  и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр  итогов проведенной приватизации.

Целью курсовой работы является изучение понятия  приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности  в России.

Для достижения данной цели необходимо выделить следующие  задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России. 

Так же важно показать эволюцию российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по этому вопросу, показать приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения – т.е. раскрыть процесс приватизации в России и оценить ее итоги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике

                  1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

     Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно в частную  собственность. Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. 1

Объектами приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия  сельского хозяйства и т. д. Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы  приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Страна восходящего солнца), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Англия, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В современной  Российской Федерации приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены  три формы приватизации: продажа  предприятий с продажи с молотка, по аукциону, путем их акционирования.

2. Созданы  две государственные структуры.  Первая - комитеты по управлению  государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой  предприятий к приватизации. Вторые  осуществляли продажу предприятий  на конкурсах, продажу их акций.

3. Определены  объекты приватизации и их  денежная оценка. Особое значение  придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Приватизация  является частью более широкого процесса разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.2 Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие  между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для  функционирования экономики как  независимой от государства сферы  общественной деятельности людей.

Н. Ридли - экономист, автор Британской программы приватизации 1980-х годов, доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на приобретателя. Их финансирует не приобретатель, а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности приобретателем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать займ и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать предприятие рентабельным. 3

Приватизация - длительный процесс. В Страны самураев он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет. Правительство Российской Федерации, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить цена предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Государству рекомендуется продумать ограничения  для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водопровода, черного золота, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.

Основные  принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

- Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х  гг. ХХ в. в Российской Федерации  и странах Восточной Европы, имеют  своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия владычества  административно-командной системы  не позволяют решить эту проблему в короткие сроки. 

Информация о работе Приватизация собственности в России