Приватизация собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6
. Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России…………...17
. Цели и этапы приватизации……………………………………...17
. Итоги приватизации в России…………………………………....24
. Современные тенденции и перспективы приватизации……….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Приватизация собственности в России.docx

— 95.77 Кб (Скачать документ)

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило  программу радикальных экономических  реформ, цель которой – полный слом старой плановой системы и командных  методов руководства экономикой. Одной из этих экономических реформ – являлось приватизация государственной  и муниципальной собственности. Для более полного представления рассмотрим таблицу.

Таблица 2.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ОБРАЗОВАННЫХ  
В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число акционерных  обществ, созданных в течение  соответствующего года - всего 2816 199 125 125 314 414 396 386  
254
 
225
355
    в том числе по формам собственности1):
                     
федеральная 1326 36 11 10 159 121 112 97 73 23 140
субъектов Российской Федерации 859 138 93 94 120 214 200 245 109 127 86
муниципальная 631 25 21 21 35 79 84 44 72 75 129
Уставный  капитал, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.) 585 1970 1451 1029 9767 5087 25278 8912 9973 14517 56958
Число акционерных  обществ, в отношении  
которых принято решение об использовании  
специального права "золотая акция"
429 8 2 1  
10
1 - 2  
 
-
 
 
-
-
Эмиссия акций  при создании открытых  
акционерных обществ, млн. шт.
856 1062 234 169 98 535 15931 259  
994
 
603
3620

Всего за 1992-2009 гг. создано 33,6 тыс. акционерных обществ.

1) По состоянию на дату приватизации.

Российский  статистический ежегодник 2010.

Из таблицы  видно, что в начале кризиса приватизируется меньше предприятий. А цель приватизации достигается за счёт открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Подавляющее преобладание в нашем государстве  государственной собственности  делало процесс приватизации необходимым  для демонополизации экономики  и стабилизации экономического положения, развития демократического характера  отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап осуществлялся в течении 1992-1994 годов. 14 августа 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг  целевого назначения), которые реализуют  механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах  и акций предприятий государственной  собственности, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка  России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого  этапа приватизации (августа 1992 г. –  очень 1994 г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был  получить равные стартовые возможности  в виде своей доли в общей собственности  страны. Так как рыночная цена предприятий  не была определена – ее просто не существовало на момент реформ, - то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую  «разделили» на численность населения  России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составляла 10 тыс. рублей – именно такова была номинальная стоимость  ваучера – сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей). Приватизационный чек является документом на предьявителя. Приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются  из обращения по истечению срока  действия, они действуют однократно в качестве средства платежа в  процессе приватизации. Объекты приватизации, а также акции специальных  инвестиционных фондов могут приобретаться  на приватизационные чеки.

Итоги «ваучеризации» населения оказались  плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. На стоимость ваучера  можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10-12 тыс. рублей (цена 3-4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационные чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, - представители теневой экономики.

В июле 1991 года в России был принят Закон  о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три  группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых  с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже  на аукционах (конкурсах); 2) крупные  предприятия (занято более 1000 человек  при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются  путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные  предприятия, они могут быть приватизированы  любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы. Таким образом, акционерное  общество становится основной организационной  формой предприятий в России.

Одной из особенностей отечественной приватизации состояла в том, что она существенно  отличалась от других стран, где реализуется  в адекватной экономической среде. В отечественной экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия  к рыночным условиям. Адаптация приватизируемого предприятия к возникающим в  России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих элементов выполняет  свою функцию, все они обусловливают  друг друга. Однако основой адаптации  является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий. Первый этап приватизации закончился в июне 1994 года.

Второй  этап приватизации начался (с осени 1994 г.), который назывался постваучерный  или денежный, в его основе было акционирование предприятий, свободная  купля-продажа акций. Указ Президента РФ «Об организационных мерах  по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  «акционерные общества» предусматривал несколько вариантов этой процедуры. Первый вариант предполагал, в частности, льготное приобретение акций своего предприятия рабочими и служащими. В условиях спада экономики особой выгоды в приобретении акций они  не получили, так как дивиденды  по ним были слишком малы или отсутствовали  вовсе. По второму, рыночному варианту все акции могли свободно продаваться  по биржевому курсу, и как следствием, является привлечение инвестиций в  экономику. Но это вариант приватизации распространения не получил и  лишь только 2% предприятий приватизировались  по данному варианту.

В целом  же акционирование предприятий происходило  вяло и в основном по первому, консервативному  варианту: по льготным ценам акции  приобретались работниками данного  предприятия, причем контрольный пакет  находился в руках администрации. При таком типе акционирования большинство  предприятий не получило экономических  стимулов для развития производства и, сохраняя прежнюю структуру, пыталось выжить в условиях кризисной обстановки. К 1995 г, когда внутренние источники  акционирования были исчерпаны, правительство  приняло ряд мер для привлечения  иностранных инвесторов.

По мнению некоторых экспертов при оценке процесса приватизации необходимо выделять ещё и третий этап приватизации, который ассоциируется с понятием «индивидуальный проект». В Постановлении Правительства РФ была оформлена формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах", хотя этот термин и не был легализован в законе о приватизации 2001г.6 Согласно этому Постановлению, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. Мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами с октября 1997 г. становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.

Финансовый  и политический кризис августа 1998 г. фактически закрыл зеленый свет массовой "денежной" приватизации". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание  бюджета по доходам от продажи  государственного имущества снова  было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно  сделать вывод, что стандартные  приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.7

В 2000 г. приватизация как элемент экономических  реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей  ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей приватизации.

Замедление  приватизационного процесса связано  со многими объективными и субъективными  факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых  «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным  объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии  формальных и/или неформальных полюсов  корпоративного контроля). Объективной  доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля, типичные для пост-приватизационного  периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с  земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили  к дополнительному замедлению приватизационного  процесса и снижению цены совершавшихся  сделок.

Так же хотелось бы отметить, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние  годы решений о приватизации, с  другой стороны - стремление региональных властей установить контроль над  максимально возможным числом предприятий  региона, в том числе находящихся  в федеральной собственности. Объективным  негативным фактором стал кризис 1997-1998 гг., который развернулся на финансовых рынках. 

                         

                                2.2. Итоги приватизации в России

 По мнению многих специалистов, несмотря на политическое противостояние исполнительной и представительной ветвей власти в 1992—1998 гг., нанесшее огромный ущерб не только приватизации, но и всей экономической реформе в стране, и как следствие на невыполнение ранее намеченных проектировок темпов приватизации, именно в области приватизации в России произошли самые важные и серьезные перемены на пути от командной к рыночной экономике. По полному праву утверждается частная собственность, собственниками уже стали десятки миллионов людей, на некоторых приватизированных предприятиях уже начались структурные преобразования, осваиваются современные технологии, обновляется продукция. 
Пожалуй, самая лучшая оценка результатов приватизации в России дана большой семеркой Запада, которая была готова поддержать наш успех и выделяла финансовые средства для прямой помощи частному бизнесу в России. Многие частные фирмы Запада проявили похвальные дальновидность и прозорливость, вкладывая свои капиталы в экономику России, несмотря на неотработанность многих законов и юридических правил в отношении иностранного капитала. И если в стране, где пока сохраняется неблагополучие в экономике, что-то (и причем очень важное) решительно меняется к лучшему, это вселяет надежду, вызывает интерес. 
Тем не менее, по официальным данным, темпы приватизации госсобственности в России в последние годы замедлились. Получить реальные данные о всем процессе приватизации, включая жилищную и садово-огородную сферы, пока не представляется возможным. Процесс этот приобрел весьма широкий и неоднозначный характер. Многие публикуемые или сообщаемые Госкомимуществом данные носят противоречивый характер, очень часто меняются и плохо поддаются научной обработке и анализу. Вместе с тем ясно, что наиболее высокие темпы приватизации характерны для торговли, общественного и бытового обслуживания населения. В одном только 1993 г. было приватизировано около 60 тыс. предприятий этой сферы, что составляло более 70% всех приватизированных за указанный год предприятий вообще. Однако число фермерских хозяйств в последние годы не увеличивается. По официальным данным, после бурного роста числа фермерских хозяйств в 1991—1994 гг. (в 1991 г. они составляли всего 4,4 тыс., в 1992 г. — 49 тыс., а в 1993г. — 183 тыс.) это число стабилизировалось на уровне 270—280 тыс. в 1994—1997 гг.8 Наряду с процессом создания новых фермерских хозяйств происходит процесс их разрушения из-за трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшением финансового положения и т. д. Практически сегодня оба эти процесса взаимно компенсируют друг друга. Средний размер фермерского участка стабилизировался на уровне 43—44 га. 
Однако главное движение в процессе приватизации происходит в промышленности. Слой «буржуа» здесь стремительно растет. В целом по промышленности России более 40% занятых работает на приватизированных предприятиях, что представляет собой главный вклад в экономическую реформу, системную трансформацию России. В легкой и пищевой промышленности уже более половины государственных предприятий перестали быть государственными. Но здесь велик процент приватизации по пути акционирования, что, строго говоря, является скорее разгосударствлением, а не приватизацией. В результате акционирования на первом этапе создавалась не частная, а все-таки коллективная собственность, собственность работников данного предприятия, своего рода колхоз в промышленности и в других несельскохозяйственных отраслях (см.приложение 1). Практика показала, что переход государственной собственности в руки трудовых коллективов — это лишь первый шаг, уход от государственной, но не создание частной собственности. Он не приводит к формированию частной собственности, реального собственника. В результате разгосударствления формируются не более чем предпосылки для последующего формирования такого собственника внутри предприятия через перераспределение и концентрацию акций у ограниченного числа акционеров. В условиях отсутствия зрелого рынка и мощного частного сектора в России, по существу, создавался на первом этапе приватизации сектор акционерных предприятий, которые не являются ни государственными, ни частными и работают по принципу группового эгоизма. 
Хуже обстоит дело с приватизацией в отраслях тяжелой индустрии: в машиностроении, металлургии, химической и добывающей промышленности (см.приложение 1). Именно в этих отраслях в России работают особо крупные предприятия, приватизация которых порождает самые трудные проблемы и на деле, как правило, направляется в русло того же акционирования. Приватизация крупных предприятий, или большая приватизация, является делом более сложным и длительным. К 1997 г. в России было приватизировано свыше 55% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Негосударственным сектором стало производиться сегодня не менее 70% ВНП страны. В 1993 г. удельный вес предприятий в ходе малой приватизации, приватизированных путем выкупа арендованного имущества, составил 31%; предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, — столько же и на аукционе — 7%; приватизированных посредством акционирования — 29%. Не получила сколько-нибудь значительного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидированных предприятий. На долю этих форм пришлось всего лишь 2% приватизированных предприятий. Таким образом, на первом этапе приватизации в России фактически не были развиты инвестиционные торги — важная форма увязки приватизации с экономическим ростом страны. Впоследствии они получили более широкое развитие. 
Важным вопросом всего процесса приватизации в России является оценка капитала, подлежащего разгосударствлению и приватизации. Основные фонды в процессе приватизации оценивались по балансовой стоимости без учета фактически изменившейся их стоимости в связи с либерализацией цен с января 1992 г. Это означало занижение их реальной стоимости. 
Реальная стоимость приватизационных чеков, выпущенных на сумму 'А старой балансовой стоимости основных фондов (1,5 трлн руб.), также была занижена, что не только умаляло доход их держателей, но и также создавало благоприятные условия наживы всевозможных криминальных структур. Установлены далеко не единичные факты, когда комитеты по управлению имуществом продавали государственное или муниципальное имущество частным предприятиям и лицам по чисто символической цене, а тысячи ваучеров за бесценок скупали богатые ловкачи, представители теневых или мафиозных структур. И в то же время продажа государственной собственности в частные руки, как правило, осуществлялась по рыночной цене. Если цена была низка, то это лишь чаше всего отражало низкий спрос потенциальных инвесторов на ее приобретение. Не следует забывать, что низкокачественные советские заводы и другие объекты приватизации в новых рыночных условиях не могли стоить дорого. Они требовали крупных вложений до приведения их состояния в соответствие новым требованиям рыночного спроса. В обществе сильны настроения и против продажи государственной собственности иностранному капиталу. Широко распространено мнение, что среди новых собственников-капиталистов преобладают выходцы из старой партийно-хозяйственной номенклатуры, которые накопили свои капиталы нелегально тем не менее одной из наиболее важных современных черт в развитии российской приватизации является увеличение числа иностранных инвесторов, приобретающих акции предприятий на чековых аукционах. Госкомимущество РФ подготовило проект постановления Правительства, согласно которому иностранные инвесторы, выразившие желание участвовать в чековых аукционах, могут приобретать акции предприятий за приватизационные чеки без согласования с Министерством финансов РФ. Известно, что по ранее принятому Закону об иностранных инвестициях для покупки ценных бумаг иностранными физическими и юридическими лицами требовалось разрешение Минфина. Рассмотрим поступление средств от приватизации имущества.

Информация о работе Приватизация собственности в России