Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6
. Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России…………...17
. Цели и этапы приватизации……………………………………...17
. Итоги приватизации в России…………………………………....24
. Современные тенденции и перспективы приватизации……….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………
Таблица 3.
ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ
ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
(миллионов рублей; 1995 г. – млрд. руб.)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 20081) | 2009 | |
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества2) - всего | 3815,6 | 41608,9 | 16756,5 | 22857,3 |
88673,2 | 90143,1 |
87462,6 | 93606,9 |
109076,9 |
74122,2 |
55145,9 |
в том числе
находившегося в собственности3 |
|||||||||||
федеральной | 1994,4 | 37927,5 | 12771,6 | 14719,0 | 72542,5 | 67919,1 | 34875,2 | 19211,7 | 17752,7 | 6686,9 | 2758,4 |
субъектов Российской Федерации | 354,1 | 2198,8 | 1886,5 | 4443,9 | 10295,4 | 13798,0 | 36597,4 | 41184,3 | 38003,4 | 23457,4 | 20306,0 |
муниципальной | 1467,1 | 1482,6 | 2098,4 | 3694,4 | 5835,3 | 8426,0 | 15990,0 | 33210,9 | 53320,8 | 43977,9 | 32081,5 |
Перечислено
денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего |
3569,8 | 41215,8 | 15404,9 | 23139,14) |
89007,34) | 88832,4 |
87268,3 | 90751,7 |
109402,04) |
73943,2 |
55128,9 |
|
|||||||||||
в федеральный бюджет | 1140,2 | 31324,0 | 9943,4 | 13412,7 | 70799,6 | 65569,4 | 34177,5 | 18802,2 | 18057,7 | 6648,3 | 3032,1 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации | 523,6 | 5274,1 | 2641,5 | 3854,6 | 7984,4 | 12400,8 | 34845,6 | 36236,1 | 37701,1 | 23735,6 | 20390,7 |
в муниципальные бюджеты | 960,6 | 1408,4 | 2061,8 | 3430,9 | 5373,2 | 7729,4 | 14945,7 | 32186,6 | 51679,8 | 43174,0 | 31676,1 |
1) По кругу отчитавшихся организаций.
2) Включая средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества, осуществленной в предыдущие годы.
3) По состоянию на дату приватизации.
4) Включая переходящие остатки предыдущего года.
Российский
статистический ежегодник 2010.
Рассмотрев таблицу можно прийти к выводу, что больше всего денежных средств от приватизации государственного и муниципального имущества поступило в муниципальные бюджеты по состоянию на 2009 год. В начале кризиса в 2008 году наблюдается уменьшение поступления денежных средств в бюджеты субъектов Российской Федерации и в муниципальные бюджеты.
В заключение нельзя не сказать о серьезных противоречиях, имеющихся в принципиальном подходе к приватизации. Среди специалистов есть сторонники бесплатной раздачи государственного имущества трудовым коллективам (О. Богомолов, П. Бунич, Л. Пияшева, Б. Пинскер и др.). По иному пути происходит приватизация в Москве. Ее антиподом является приватизация в Нижнем Новгороде, которая осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации. По мнению Госкомимущества РФ, люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, там же, где предприятия выкупались за плату, эффективность их работы значительно возросла. Сопротивление процессу приватизации оказывала и правящая российская элита, не утратившая своей тяги к социалистическим «ценностям». Так, не без покровительства со стороны премьер-министра 65% госсобственности в топливно-энергетическом комплексе страны были выведены из приватизационного процесса в первой половине 1993 г., предпринимались попытки отменить уже принятые решения о приватизации (Балтийский завод), закрепить контрольный пакет акций за федеральным правительством и т. д.
На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
В течение
всего переходного периода доля
государственных предприятий в
производстве ВВП в странах с
переходной экономикой объективно должна
оставаться более высокой, чем в
развитых странах. Это в полной мере
относится и к России. Однако в
принципе подавляющее большинство
остающихся в государственной
Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.
Таблица 4
ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ
КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 2003-2009 гг.
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Число приватизированных
имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1) - всего |
434 | 502 | 491 | 444 | 302 | 260 | 366 |
в том числе по формам собственности2): | |||||||
федеральная | 161 | 121 | 112 | 98 | 73 | 26 | 140 |
субъектов Российской Федерации | 152 | 246 | 226 | 254 | 115 | 135 | 87 |
муниципальная | 121 | 135 | 153 | 92 | 114 | 99 | 139 |
Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб. | 106,9 | 100,9 | 182,8 | 157,1 | 113,4 | 164,3 | 39,2 |
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб. | 762,3 | 290,6 | 200,4 | 209,8 | 153,1 | 162,9 | 57,4 |
Структура
приватизированных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
преобразование
унитарных предприятий в |
72,3 | 82,5 | 80,7 | 86,9 | 84,1 | 86,5 | 97,0 |
продажа имущественных
комплексов государственных и унитарных предприятий |
26,5 | 17,5 | 19,1 | 13,1 | 15,9 | 13,5 | 3,0 |
|
|||||||
на аукционах | 10,8 | 9,5 | 10,4 | 7,3 | 6,6 | 5,4 | 1,9 |
на конкурсах | 14,8 | 4,0 | 7,7 | 5,4 | 8,0 | 7,3 | 0,5 |
посредством публичного предложения | 0,9 | 3,2 | 1,0 | 0,2 | 1,0 | 0,8 | 0,5 |
без объявления цены | - | 0,8 | - | 0,2 | 0,3 | - | - |
продажа имущества
по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа |
1,2 | - | 0,2 | - | - | - | - |
1) Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом.
2) По состоянию на дату приватизации.
Российский статистический ежегодник 2010.
Как видно из данной таблицы, наблюдается уменьшение числа приватизации федеральной собственности с 2004 по 2008 г., притом в начале кризиса в 2008 г. мы наблюдаем минимальное число приватизированной собственности. А уже в 2009 г. резкий скачок и увеличение приватизированной федеральной собственности почти в 5 раз по сравнению с прошлым годом.
К сожалению, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.
Экономическое
стимулирование мелкого бизнеса, активно
осуществляемое во всех странах Запада,
в России сегодня, безусловно, лимитируется
крайне недостаточными финансовыми
возможностями государства. По мере
преодоления финансового
Изучив
материалы по данной теме можно отметить,
что радикальная реформа
Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.
Процессы
приватизации в России начались намного
раньше, чем сформировалась концепция
предприятий и понятие частной
собственности было официально признано.
Вначале происходила
Приватизация
объективно стала одним из важнейших
системно-институциональных
Несмотря на то что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Процессы
приватизации и разгосударствления
за последние годы резко изменили
структуру собственности в