Приватизация собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6
. Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России…………...17
. Цели и этапы приватизации……………………………………...17
. Итоги приватизации в России…………………………………....24
. Современные тенденции и перспективы приватизации……….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Приватизация собственности в России.docx

— 95.77 Кб (Скачать документ)

Таблица 3.

ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ  ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА  
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

(миллионов  рублей; 1995 г. – млрд. руб.)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 20081) 2009
Получено  средств от покупателей государственного и муниципального имущества2)  - всего 3815,6 41608,9 16756,5  
22857,3
88673,2  
90143,1
87462,6  
93606,9
 
109076,9
 
74122,2
55145,9
в том числе  находившегося в собственности3):                      
федеральной 1994,4 37927,5 12771,6 14719,0 72542,5 67919,1 34875,2 19211,7 17752,7 6686,9 2758,4
субъектов Российской Федерации 354,1 2198,8 1886,5 4443,9 10295,4 13798,0 36597,4 41184,3 38003,4 23457,4 20306,0
муниципальной 1467,1 1482,6 2098,4 3694,4 5835,3 8426,0 15990,0 33210,9 53320,8 43977,9 32081,5
Перечислено денежных средств, полученных  
от покупателей государственного и муниципального имущества - всего
3569,8 41215,8 15404,9  
23139,14)
89007,34)  
88832,4
87268,3  
90751,7
 
109402,04)
 
 
73943,2
 
55128,9
    из них:
                     
в федеральный  бюджет 1140,2 31324,0 9943,4 13412,7 70799,6 65569,4 34177,5 18802,2 18057,7 6648,3 3032,1
в бюджеты  субъектов Российской Федерации 523,6 5274,1 2641,5 3854,6 7984,4 12400,8 34845,6 36236,1 37701,1 23735,6 20390,7
в муниципальные  бюджеты 960,6 1408,4 2061,8 3430,9 5373,2 7729,4 14945,7 32186,6 51679,8 43174,0 31676,1

1) По кругу отчитавшихся организаций.

2) Включая средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества, осуществленной в предыдущие годы.

3) По состоянию на дату приватизации.

4) Включая переходящие остатки предыдущего года.

Российский  статистический ежегодник 2010. 

Рассмотрев  таблицу можно прийти к выводу, что больше всего денежных средств  от приватизации государственного и  муниципального имущества поступило  в муниципальные бюджеты по состоянию  на 2009 год. В начале кризиса в 2008 году наблюдается уменьшение поступления денежных средств в бюджеты субъектов Российской Федерации и в муниципальные бюджеты.

 В заключение нельзя не сказать о серьезных противоречиях, имеющихся в принципиальном подходе к приватизации. Среди специалистов есть сторонники бесплатной раздачи государственного имущества трудовым коллективам (О. Богомолов, П. Бунич, Л. Пияшева, Б. Пинскер и др.). По иному пути происходит приватизация в Москве. Ее антиподом является приватизация в Нижнем Новгороде, которая осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации. По мнению Госкомимущества РФ, люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, там же, где предприятия выкупались за плату, эффективность их работы значительно возросла. Сопротивление процессу приватизации оказывала и правящая российская элита, не утратившая своей тяги к социалистическим «ценностям». Так, не без покровительства со стороны премьер-министра 65% госсобственности в топливно-энергетическом комплексе страны были выведены из приватизационного процесса в первой половине 1993 г., предпринимались попытки отменить уже принятые решения о приватизации (Балтийский завод), закрепить контрольный пакет акций за федеральным правительством и т. д.

               2.3.Современные тенденции и перспективы приватизации

На первом этапе приватизация была проведена  весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного  законодательства, злоупотребления  и другие негативные явления.

В настоящее  время приватизация носит постепенный  и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные  органы стремятся выбирать для этого  объекты в порядке очередности  и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они  пытаются увязать ее с поиском  «эффективного инвестора», в том  числе или даже в первую очередь  иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных  инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного  аппарата, увеличение или, по меньшей  мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые  ориентиры приватизации пока еще  слабо претворяются в жизнь.

В течение  всего переходного периода доля государственных предприятий в  производстве ВВП в странах с  переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в  развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в  принципе подавляющее большинство  остающихся в государственной собственности  предприятий постепенно будет вовлечено  в процесс приватизации. В собственности  государства в обозримой перспективе  будут оставаться лишь важнейшие  предприятия военно-промышленного  комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства  РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых  запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут  зависеть от того, пойдет трансформация  отношений собственности только по пути приватизации большей части  хозяйственного имущества, еще остающегося  в госсобственности, или она будет  эффективно сочетаться с созданием  частного сектора, т.е. формированием  новых предприятий на основе частной  собственности. Конечно, речь может  идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Таблица 4

ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ  КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 2003-2009 гг.

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число приватизированных  имущественных комплексов государственных  
и муниципальных унитарных предприятий1) - всего
434 502 491 444 302 260 366
в том числе  по формам собственности2):              
федеральная 161 121 112 98 73 26 140
субъектов Российской Федерации 152 246 226 254 115 135 87
муниципальная 121 135 153 92 114 99 139
Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб. 106,9 100,9 182,8 157,1 113,4 164,3 39,2
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб. 762,3 290,6 200,4 209,8 153,1 162,9 57,4
Структура приватизированных имущественных  комплексов государственных  
и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации,  
в процентах к итогу:
100 100 100 100 100 100 100
преобразование  унитарных предприятий в открытые акционерные общества 72,3 82,5 80,7 86,9 84,1 86,5 97,0
продажа имущественных  комплексов государственных и муниципальных  
унитарных предприятий  
26,5 17,5 19,1 13,1 15,9 13,5 3,0
    в том числе:
             
на аукционах 10,8 9,5 10,4 7,3 6,6 5,4 1,9
на конкурсах 14,8 4,0 7,7 5,4 8,0 7,3 0,5
посредством публичного предложения 0,9 3,2 1,0 0,2 1,0 0,8 0,5
без объявления цены - 0,8 - 0,2 0,3 - -
продажа имущества  по заключенному ранее договору аренды  
с правом выкупа
1,2 - 0,2 - - - -

1) Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом.

2) По состоянию на дату приватизации.

Российский  статистический ежегодник 2010.

Как видно  из данной таблицы, наблюдается уменьшение числа приватизации федеральной собственности с 2004 по 2008 г., притом в начале кризиса в 2008 г. мы наблюдаем минимальное число приватизированной собственности. А уже в 2009 г. резкий скачок и увеличение приватизированной федеральной собственности почти в 5 раз по сравнению с прошлым годом.

К сожалению, в России вновь созданных в  пореформенный период предприятий  крайне мало. Причем подавляющее большинство  из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря  совершенно иной мотивации, связанной  с необходимостью быстро утвердиться  на рынке и обеспечить достаточную  рентабельность, они за короткое время  нередко добиваются заметных успехов.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно  осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми  возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса  стимулирование создания частного сектора  должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно  улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и  устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его  пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит  будущее России. 
 
 
 

                                                   

                                                     Заключение

Изучив  материалы по данной теме можно отметить, что радикальная реформа отношений  собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике  России, а также сделать ряд  выводов:

  • развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой, основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.
  • приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей. С точки зрения социальной справедливости, она была наиболее успешной в Чехии, экономической эффективности ~ в Польше. Российская приватизация, к сожалению, не отличалась ни тем, ни другим.
  • в российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловливается протеканием процессов большой приватизации. Последняя на первом этапе (1992 г. - конец июня 1994 г.) осуществлялась на безвозмездной основе посредством приватизационных чеков (ваучеров) при предоставлении крупных приватизационных льгот коллективам предприятий. На втором этапе (с 1 июля 1994 г.) эти льготы отменены, приватизация ведется исключительно на возмездной основе с акцентом на формирование реального капитала.
  • итоги приватизации в России оказались противоречивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношении они в худшую сторону отличаются от итогов приватизации, проведенной в других постсоциапистических странах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.

Вопрос  о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Процессы  приватизации в России начались намного  раньше, чем сформировалась концепция  предприятий и понятие частной  собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что  деньги государственных предприятий  и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства  предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.

Приватизация  объективно стала одним из важнейших  системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в  России сформировались негосударственный  сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора  экономики (акционерные общества, рынок  ценных бумаг, система институциональных  инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное  имущество при относительном  минимуме социальных конфликтов.

Несмотря  на то что к концу 90-х годов  ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Процессы  приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции  в развитии собственности. На смену  монопольному господству первой ее формы  пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов  сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы  в законодательстве, обусловлены  многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей  стране.

Информация о работе Приватизация собственности в России