Приватизация собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия приватизации государственного и муниципального имущества, а также рассмотрение осуществления приватизации собственности в России.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи: анализ понятия приватизации, способов и форм приватизации, приватизации собственности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание приватизации собственности в национальной экономике……………………………………………………….6
. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества………………………………………………………………..6
. Способы и формы приватизации………………………………...12
Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России…………...17
. Цели и этапы приватизации……………………………………...17
. Итоги приватизации в России…………………………………....24
. Современные тенденции и перспективы приватизации……….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Приватизация собственности в России.docx

— 95.77 Кб (Скачать документ)

Под приватизацией  обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ понимает под приватизацией «приобретение  гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных Советов народных депутатов  в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».4

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (далее — федеральное имущество), субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.5

Разгосударствление  может принимать принципиально  различные формы, которые можно  классифицировать по ряду признаков: допуску  к приобретению только сотрудников  или всех желающих; осуществлению  механизма перераспределения собственности  в виде денег или специальных  чеков; техники продаж; видоизменения  организационных структур предприятий  и степени участия тех или  иных участников фондового рынка  и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов  применяются, как правило, в совокупности.

                           

                                1.2. Способы и формы приватизации

 

     Имеются различные пути передачи прав собственности  из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических  и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

     Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение  акций; подряды на оказание услуг; продажа  государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии  в целях развития конкуренции. Всего  мировой опыт насчитывает 22 различных  способа частичной и полной передачи государственной собственности  и функции частному сектору.

     Наряду  с существующими способами приватизации установлен ряд новых:

  • Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;
  • Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

     Нельзя  обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный  рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной  формой в России стали акционерные  предприятия. Фонды давали ориентиры  для того, чтобы разобраться в  огромном океане ценных бумаг акционировавшихся  предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних  предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.

     Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала  определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для  трудовых коллективов.

Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить  государственный бюджет. Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам  купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя  моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть  населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная  приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение  процесс реприватизации - возвращения  собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). 

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в  капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим  знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при  которой не происходит существенных изменений в распределении задач  между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый  подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная  приватизация. Государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном  уровне.

Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого метода можно охватить широкий  круг потенциальных инвесторов. При  выборе инвестора цена не имеет первостепенного  значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может  иметь место значительный приток капитала.

     Аукцион. Целью этого метода является продажа  предприятия по наивысшей цене. При  этом не учитываются особенности  или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества  к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной  проблемой. Эта была важная черта  процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с  коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

     Для более наглядного примера рассмотрим структуру приватизированного государственного и муниципального имущества

Таблица 1.

СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.1)

  1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных  государственных и муниципальных  унитарных  
предприятий, объектов - всего
2129 1536 2274 2287 2557
в том числе  по формам собственности2):          
федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества  
по способам приватизации, в процентах к итогу:
100 100 100 100 100
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе  
и коммерческом конкурсе
76,1 74,6 73,0 73,9 61,4
    из нее продажа:
         
имущества ликвидируемых и ликвидированных  предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных  
предприятий
4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:          
    арендатором в соответствии с договором об аренде
6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
    посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом  
    первоочередного приобретения акций арендатором
0,3 - - - -
продажа акций  открытых акционерных обществ, созданных  в процессе  
приватизации:
         
работникам  общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
на специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
на аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий  
в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности
0,9 0,7 0,3 0,5 0,6
внесение  государственного или муниципального имущества в качестве вклада  
в уставные капиталы хозяйственных обществ
0,1 0,3 0,1 0,7 0,8
отчуждение  находящихся в государственной  или муниципальной собственности  
акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации,  
владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций
0,0 - 0,1 - 0,1

1) Сведения за 1993-1997 гг. опубликованы в «Российском статистическом ежегоднике. 2008».

2) По состоянию на дату приватизации.

Российской  статистический ежегодник 2010.

     Как видно из таблицы приватизация муниципального имущества в 2002 году существенно возросла по сравнению с 1998 годом, в то время как государственное имущество приватизировалось намного меньше и пик приватизации приходился на 1998 год. Далее наблюдается спад приватизации субъектов Российской Федерации и федеральной собственности. И уже за эти 4 года приватизация государственного имущества сократилась почти в 2 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Осуществление приватизации собственности в России

                  2.1. Цели и этапы приватизации

Исходя  из анализа темы данной курсовой работы необходимо выделить главные цели и этапы приватизации.

Главными  целями приватизации в 1992 г. были:

  • формирование слоя частных собственников-предпринимателей
  • повышение эффективности деятельности предприятий
  • создание конкурентной среды
  • содействие демонополизации экономики
  • привлечение иностранных инвестиций
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

Необходимо  отметить, что цели, поставленные перед  программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали  сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

Эксперты  по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности, но все они сходятся во мнении на том  факте, что реформирование отношений  собственности в соответствии с  идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной  экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих  им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных  форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Информация о работе Приватизация собственности в России