Признаки услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа

Описание

В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.

Работа состоит из  1 файл

КР Вариант.docx

— 48.46 Кб (Скачать документ)

ПРИЗНАКИ  УСЛУГ

     В теме рассматриваются подходы к  классификации признаков услуг  в современной экономике. Производится систематизация классификационных  признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление. Впервые как экономический термин понятие «услуга» ввел в научный оборот французский экономист Ж.Б. Сэй в 1803 г. в своей работе «Трактат о политической экономии» однако более интенсивно изучением сущностных понятий и классификационных признаков услуг ученые занялись только в XX в. С данного момента времени услуговые виды деятельности начали интенсивно развиваться, занимая значительные позиции в экономике стран, применялись новые формы обслуживания, что требовало более глубокого их изучения.

     «Услуги – экономическая деятельность, непосредственно  удовлетворяющая личные потребности  членов общества, домашних хозяйств, потребности  разного рода предприятий, объединений, организаций или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме», однако необходимо учитывать и производственные виды услуг.

     В свою очередь, обслуживание – специализированный процесс соединения производителя  услуги с конкретным потребителем, доведение до потребителя труда  и его результатов.

     К настоящему времени спектр предоставляемых  услуг в экономике любой страны весьма разнообразен и обладает существенными  различиями как в сфере их классификации, так и учета, что обусловлено, в первую очередь, особенностями  сложившихся национальных традиций.

     В общепринятом смысле классификация  – распределение объектов, понятий  по группам, при котором объекты, обладающие общими схожими признаками, попадают в одну группу. Необходимость осуществления классификации обусловлена потребностью углубления знаний и практикой хозяйствования. Так, Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко выделяют следующие задачи классификации услуг:

• развитие и совершенствование стандартизации услуг;

• осуществление сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и охраны окружающей среды;

• предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

• учет и прогнозирование реализации услуг;

• изучение спроса на услуги;

• актуализация развития производства определенных видов услуг с учетом меняющихся социально-экономических условий;

• учет предоставления услуг предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности;

• гармонизация национальной классификации услуг с международными классификациями.

На основе осуществленных сравнений ученые формируют  как комплексную классификацию  услуг (например В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская), так и классификацию на основе многих признаков (критериев). При этом авторы выделяют от четырех (Ф. Котлер) до 21 критериального признака (Г.А. Аванесова), кроме того, сам признак может не обозначаться автором, формулируя лишь разновидности услуг.

     Кроме того, наиболее часто используемые классификационные признаки в исследованиях  различных авторов могут нести  различную смысловую и содержательную нагрузку, затрудняя объединение  существующих классификаций в единую.

     Так, например, нет единой точки зрения относительно функционального критерия. Классификация по функциональному  признаку Г.А. Аванесовой включает пять единиц членения услуг, а именно: услуги производственного характера; торговые услуги; услуги жизнеобеспечения; социальные услуги; культурные услуги, отражая  тем самым специфичность процесса оказания и назначения услуги. В  то время как В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская выделяют четыре сектора  на основе различия объекта оказания услуги: услуги, ориентированные на производство; услуги, ориентированные  на общество; услуги, ориентированные  на домашнее хозяйство; услуги личного  характера. Наряду с различными трактовками одного критерия существуют и признаки, по которым авторы имеют схожую точку зрения, например, Н.А. Восколович, как и К. Лавлок, использует такой критерий, как степень (уровень) контактов с потребителем, в свою очередь и К. Лавлок, и коллектив авторов под общей редакцией В.К. Романович выделяют критерий степени алгоритмизации (индивидуализации) услуги, позволяющий выделить услуги индивидуальные (творческие) и стандартизованные.

Общим для всех рассмотренных классификаций, по мнению автора настоящей работы, является отсутствие системы взаимосвязи  и определения последовательности расположения признаков услуг, что  усложняет осуществление их анализа. Считается что целесообразно применить в этих целях теорию общественного воспроизводственного цикла, которая позволит упорядочить существующие признаки и расположить их в соответствии со стадиями воспроизводства: производство – распределение – обмен – потребление.

     Впервые данная теория была предложена Ф. Кенэ – основоположником макроэкономического  анализа, а затем нашла отражение  в трудах К. Маркса и других ученых.

     Общественное  производство, взятое в целом, охватывает как непосредственно процесс  производства материальных благ, так  и их обмен, распределение и потребление.

     Применительно к экономической системе традиционный процесс общественного воспроизводства  можно представить как циклическое  взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления. Наличие этих стадий – фундаментальная закономерность экономических процессов, их важнейшее  свойство. В итоге в экономике  постоянно наблюдается циклический  круговорот продукции, товаров, услуг  в виде воспроизводственных процессов.

     Производство  – процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для  существования и развития общества.

     Распределение – одна из фаз общественного воспроизводства, процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена  общества в произведенном продукте. Собственность на средства производства обусловливает распределение общественного  продукта и национального дохода.

     Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. В фазе обмена продукт труда превращается в товар. Обмен обусловлен общественным разделением труда.

     Потребление – конечное использование произведенного общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей – заключительная стадия процесса общественного производства.

     Адаптируя теорию воспроизводственного цикла  к особенностям оказания услуг, можно  сформулировать принципы для распределения  классификационных признаков по четырем стадиям цикла.

     Так, стадия производства отражает условия  создания (производства) услуги, затрагивает  технологии производства, ресурсы, характер труда, правовые особенности оказания услуг, отраслевую принадлежность, капиталоемкость  и материалоемкость оказываемых  услуг. К признакам, характерным  для этой стадии производственного  цикла, относятся: источник оказания услуги, участие потребителя, отраслевая принадлежность, степень алгоритмизации, характер и  конечные результаты труда, этап оказания услуги, количество составляющих процессов  и сложность оказания, степень  капитальных вложений, уровень материалоемкости, уровень квалификации персонала, правовое регулирование, организационная форма  выполнения, способ приема заказа, срок исполнения.

     Стадия  распределения регулирует распределение  благ между участниками производства услуги. Классификационные признаки на этой стадии отражают, в какой  степени государство, частный сектор и потребители участвуют в  создании услуг, от чего в дальнейшем зависит распределение дохода как  в денежной (для государства в  виде налогов, для частного сектора  в виде прибыли), так и в натуральной  форме (для потребителей в виде частичной  оплаты услуги или получения ее на бесплатной основе). К таким признакам  можно отнести форму собственности хозяйствующего субъекта (на ресурсы), мотивацию поставщика, функциональную направленность, место в инфраструктуре экономики, форму возмещения издержек, опосредованность товарно-денежных отношений, роль в деятельности хозяйствующего субъекта, выделение во внешней торговле.

     Стадия  обмена характеризует процесс доведения  услуги до потребителя, форму взаимодействия потребителя и производителя. Классификация  на данном этапе предполагает учет признаков, связанных с «переходом»  стоимости услуги в денежный эквивалент, например сроки расчета, форма расчета, участие в международном обмене.

     Стадия  потребления отражает непосредственно  процесс оказания и потребления  услуги. К таким признакам можно  отнести особенности потребления  услуги: направленность, степень осязаемости, место предоставления, периодичность  потребления, тип контактов, характер взаимодействия, мотивация потребителя, социальный статус клиента, метод организационного взаимодействия.

     Таким образом, обобщая изученные классификационные  признаки услуг и применяя теорию воспроизводственного цикла, можно  предложить классификацию, основанную на 35 критериях, объединенных в группы по общности стадий производственного  процесса.

     На  стадии производства услуги можно выделить следующие классификационные признаки:

  • по источнику оказания услуги можно подразделить на оказываемые с помощью людей и оказываемые при помощи оборудования. При этом в первом случае выполнение услуги может требовать специальных профессиональных навыков, определенного уровня квалификации или не требовать специализированных навыков и умений. Во втором случае услуга может оказываться посредством полностью автоматизированных устройств или с помощью управляемых устройств.
  • по необходимости участия потребителя в процессе оказания услуги – один из наиболее распространенных признаков в изученных классификациях – выделяют услуги с обязательным участием и услуги с необязательным участием.
  • по отраслевой принадлежности услуги можно выделить 5 групп услуг.
 

     Технический сервис– это обеспечение безотказного длительного ресурса работы в  гарантийный и постгарантийный  период технических средств индивидуального  пользования. Подобного рода сервис характерен для стран со средним  и низким уровнем технологического развития. Технологический сервис, его функциональное предназначение заключается в удовлетворении в основном индивидуальных потребностей населения двух направлениях:

  • изготовление (индивидуальное производство) одежды, обуви, предметов домашнего обихода, бижутерии, ювелирных изделий и прочего в условиях малых предприятий, как правило, входящих в службу быта;
  • восстановление потребительских качеств предметов индивидуального потребления, их модификация, придание бывшим в употреблении изделиям современного вида, изменение функциональных характеристик предметов и прочее. Технологический сервис эффективен в тех случаях, когда в этом общественно организованном индивидуальном производстве используются современные технологии, материалы с улучшенными характеристиками, квалифицированный персонал и ряд других факторов.

     Информационно-коммуникационный сервис–это процесс удовлетворения потребностей отдельных граждан  и общественных структур в получении  информации, ее передаче и распространении. Дополнительно каждый потребитель  может выбрать свой информационный уровень и удовлетворить свои потребности в поиске, получении, обработке и анализе информационных ресурсов.

     Транспортный  сервис предлагает оказание услуг в  удовлетворении потребностей граждан  в личном пространственном перемещении.

     Уровень и тип транспортного средства, протяженность перемещения обусловливают  специфику транспортного сервиса. Кроме личного пространственного  перемещения в транспортный сервис входит пространственное перемещение  грузов непромышленного назначения, составляющих фонд личного потребления  граждан и материальную базу социальных структур.

     Гуманитарный  сервис охватывает широкий спектр в  области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, биопсихофизиологических, рекреационных и иных потребностей граждан.

     По  степени алгоритмизации можно выделить индивидуальные (творческие) и стандартизованные  услуги. Стандартизованные виды услуг  оказываются по строго установленным  правилам. Творческие услуги могут  формироваться и изменяться по индивидуальным требованиям потребителя, тем самым  наиболее полно удовлетворять спрос  потребителя.

Информация о работе Признаки услуг