Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа
В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.
ПРИЗНАКИ УСЛУГ
В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление. Впервые как экономический термин понятие «услуга» ввел в научный оборот французский экономист Ж.Б. Сэй в 1803 г. в своей работе «Трактат о политической экономии» однако более интенсивно изучением сущностных понятий и классификационных признаков услуг ученые занялись только в XX в. С данного момента времени услуговые виды деятельности начали интенсивно развиваться, занимая значительные позиции в экономике стран, применялись новые формы обслуживания, что требовало более глубокого их изучения.
«Услуги – экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме», однако необходимо учитывать и производственные виды услуг.
В свою очередь, обслуживание – специализированный процесс соединения производителя услуги с конкретным потребителем, доведение до потребителя труда и его результатов.
К настоящему времени спектр предоставляемых услуг в экономике любой страны весьма разнообразен и обладает существенными различиями как в сфере их классификации, так и учета, что обусловлено, в первую очередь, особенностями сложившихся национальных традиций.
В общепринятом смысле классификация – распределение объектов, понятий по группам, при котором объекты, обладающие общими схожими признаками, попадают в одну группу. Необходимость осуществления классификации обусловлена потребностью углубления знаний и практикой хозяйствования. Так, Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко выделяют следующие задачи классификации услуг:
• развитие и совершенствование стандартизации услуг;
• осуществление сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и охраны окружающей среды;
• предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
• учет и прогнозирование реализации услуг;
• изучение спроса на услуги;
• актуализация развития производства определенных видов услуг с учетом меняющихся социально-экономических условий;
• учет предоставления услуг предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности;
• гармонизация национальной классификации услуг с международными классификациями.
На основе осуществленных сравнений ученые формируют как комплексную классификацию услуг (например В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская), так и классификацию на основе многих признаков (критериев). При этом авторы выделяют от четырех (Ф. Котлер) до 21 критериального признака (Г.А. Аванесова), кроме того, сам признак может не обозначаться автором, формулируя лишь разновидности услуг.
Кроме
того, наиболее часто используемые
классификационные признаки в исследованиях
различных авторов могут нести
различную смысловую и
Так,
например, нет единой точки зрения
относительно функционального критерия.
Классификация по функциональному
признаку Г.А. Аванесовой включает пять
единиц членения услуг, а именно: услуги
производственного характера; торговые
услуги; услуги жизнеобеспечения; социальные
услуги; культурные услуги, отражая
тем самым специфичность
Общим
для всех рассмотренных классификаций,
по мнению автора настоящей работы,
является отсутствие системы взаимосвязи
и определения
Впервые данная теория была предложена Ф. Кенэ – основоположником макроэкономического анализа, а затем нашла отражение в трудах К. Маркса и других ученых.
Общественное производство, взятое в целом, охватывает как непосредственно процесс производства материальных благ, так и их обмен, распределение и потребление.
Применительно
к экономической системе
Производство – процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.
Распределение
– одна из фаз общественного
Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. В фазе обмена продукт труда превращается в товар. Обмен обусловлен общественным разделением труда.
Потребление – конечное использование произведенного общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей – заключительная стадия процесса общественного производства.
Адаптируя теорию воспроизводственного цикла к особенностям оказания услуг, можно сформулировать принципы для распределения классификационных признаков по четырем стадиям цикла.
Так, стадия производства отражает условия создания (производства) услуги, затрагивает технологии производства, ресурсы, характер труда, правовые особенности оказания услуг, отраслевую принадлежность, капиталоемкость и материалоемкость оказываемых услуг. К признакам, характерным для этой стадии производственного цикла, относятся: источник оказания услуги, участие потребителя, отраслевая принадлежность, степень алгоритмизации, характер и конечные результаты труда, этап оказания услуги, количество составляющих процессов и сложность оказания, степень капитальных вложений, уровень материалоемкости, уровень квалификации персонала, правовое регулирование, организационная форма выполнения, способ приема заказа, срок исполнения.
Стадия
распределения регулирует распределение
благ между участниками производства
услуги. Классификационные признаки
на этой стадии отражают, в какой
степени государство, частный сектор
и потребители участвуют в
создании услуг, от чего в дальнейшем
зависит распределение дохода как
в денежной (для государства в
виде налогов, для частного сектора
в виде прибыли), так и в натуральной
форме (для потребителей в виде частичной
оплаты услуги или получения ее на
бесплатной основе). К таким признакам
можно отнести форму
Стадия
обмена характеризует процесс
Стадия
потребления отражает непосредственно
процесс оказания и потребления
услуги. К таким признакам можно
отнести особенности
Таким
образом, обобщая изученные
На
стадии производства услуги можно выделить
следующие классификационные
Технический
сервис– это обеспечение
Информационно-
Транспортный сервис предлагает оказание услуг в удовлетворении потребностей граждан в личном пространственном перемещении.
Уровень
и тип транспортного средства,
протяженность перемещения
Гуманитарный сервис охватывает широкий спектр в области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, биопсихофизиологических, рекреационных и иных потребностей граждан.
По степени алгоритмизации можно выделить индивидуальные (творческие) и стандартизованные услуги. Стандартизованные виды услуг оказываются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут формироваться и изменяться по индивидуальным требованиям потребителя, тем самым наиболее полно удовлетворять спрос потребителя.