Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа
В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.
Фирма-монополист
обычно имеет более высокую прибыль,
что, естественно, привлекает в отрасль
других производителей. В случае чистой
монополии, барьеры для вступления
в отрасль достаточно велики, и
это практически блокирует
1. Эффект
масштаба. Высокоэффективное
2. Исключительные
права. В ряде стран Европы,
Америки и в СНГ правительство
предоставляет фирмам статус
единственного продавца (транспортные
услуги, связь» газоснабжение). Но
взамен на эти привилегии
3. Патенты
и лицензии. Правительство гарантирует
патентную защиту новым
Ценовая дискриминация. Всегда ли фирма-монополист устанавливает единую цену на свою продукцию? Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с. различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможное силу обособления рынков Друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Обычно
ценовую дискриминацию
Во-вторых,
дискриминация среди
Ценовая
дискриминация, также часто используется
фирмой и в ходе конкурентной борьбы
для привлечения новых
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
• фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
• должна
быть исключена возможность
• необходимым
условием является способность производителя
к сегментированию рынка. Многие
фирмы систематически занимаются анализом
поведения покупателей, классифицируя
их с учетом характера работы, доходов,
пола, возраста, семейного положения,
вкусов, места жительства и т. д.,
выделяя покупателей в
Каковы
же последствия ценовой
Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии. Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное' распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничение для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С
другой стороны, существуют весомые
аргументы в пользу монополий. Продукция
монополистических компаний отличается
высоким качеством, что и позволило
им завоевать господствующее положение
на рынке. Монополизация воздействует
на повышение эффективности
Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.
Кроме
того, крупные масштабы производства
позволяют снижать издержки и
в целом экономить ресурсы. Так,
повышение цен на нефть в результате
действий стран ОПЕК крайне негативно
сказалось на издержках во многих
отраслях американской промышленности.
Лишь использование крупными компаниями
результатов НИОКР позволило
перейти к топливо сберегающим
технологиям и снизить
Не
следует также забывать и того,
что крупные монополистические
объединения играют роль своеобразного
«буфера», сдерживая падение производства
и, следовательно, увеличение безработицы
во время кризиса. Образно говоря,
крупные монополии — это
Учитывая
двойственный характер монополистических
объединений, правительства стран
с развитой рыночной экономикой стараются
в какой-то мере противостоять монополизму,
поддерживая и поощряя