Признаки услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа

Описание

В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.

Работа состоит из  1 файл

КР Вариант.docx

— 48.46 Кб (Скачать документ)

     Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль  других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и  это практически блокирует проникновение  конкурентов на монополизированный рынок. Каковы же реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль?

1. Эффект  масштаба. Высокоэффективное производство  с низкими издержками достигается  в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией  рынка. Такую монополию часто  называют «естественной монополией»,  т. е. отраслью, в которой долгосрочные  средние издержки минимальны, если  только одна фирма обслуживает  весь рынок. Новым конкурентам  чрезвычайно трудно войти в  такую отрасль, так как это  требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более  низкие издержки производства, в  состоянии на время снизить  цену продукции, чтобы уничтожить  конкурента.

2. Исключительные  права. В ряде стран Европы, Америки и в СНГ правительство  предоставляет фирмам статус  единственного продавца (транспортные  услуги, связь» газоснабжение). Но  взамен на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право регулировать  действие таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление монопольной  властью, защитить интересы немонополизированных  отраслей и населения.

3. Патенты  и лицензии. Правительство гарантирует  патентную защиту новым продуктам  и производственным технологиям,  что обеспечивает производителям  монопольные позиции на рынке  и на определенный промежуток  времени гарантирует их исключительные  Права-4, Собственность на важнейшие  виды сырья. Некоторые компании  являются монополистами благодаря  безраздельному владению источниками  производственного ресурса, необходимого  для производства монополизированного  продукта. Так, «Алюминиум компани  оф Америка» является владельцем  всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская  компания «ИНКО» контролировала  около 90 % известных мировых запасов  никеля. Большинство алмазных рудников  контролируется южноафриканской  компанией «Де Бирс».

     Ценовая дискриминация. Всегда ли фирма-монополист устанавливает единую цену на свою продукцию? Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с. различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможное силу обособления рынков Друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

     Обычно  ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Во-первых, дискриминация  по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных  условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости  от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в  розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный  билет будет возрастать с увеличением  пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

     Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать  каждую единицу товара каждому покупателю по высокой цене, то общий доход  был бы выше, но фирма проиграла  бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут  различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т. п. Так, многие покупатели предпочитают совершать  покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете  выгодно фирмам.

     Ценовая дискриминация, также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей  за счет разного рода скидок в зависимости  от объема покупки, сезонности и т. п.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:

• фирма  должна обладать достаточной монопольной  силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

• должна быть исключена возможность перепродажи  товара. Если можно купить товар  на одном рынке по низкой цене и  перепродать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен. что  подорвет ценовую дискриминацию;

• необходимым  условием является способность производителя  к сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя  их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т. д., выделяя покупателей в отдельные  группы, каждая из которых готова платить  разную цену за товар.

     Каковы  же последствия ценовой дискриминации? С одной стороны, дифференцируя  цены, фирмы увеличивают свои прибыли  за счет покупателей. Но с другой —  монополисту становится выгодно  увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация  может способствовать росту эффективности  функционирования рынка, поскольку  она ведет к росту объема предложения  и спроса. И положительным является то, что те сегменты рынка, которые  не получили бы никаких товаров и  услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются.

     Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии. Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное' распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничение для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

     С другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция  монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило  им завоевать господствующее положение  на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

     Вместе  с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении  НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских  разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в  технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают  крупные фирмы.

     Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно  сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило  перейти к топливо сберегающим  технологиям и снизить издержки.

     Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения играют роль своеобразного  «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы  во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии — это опорные  узлы всей конструкции национального  хозяйства.

     Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений, правительства стран  с развитой рыночной экономикой стараются  в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Информация о работе Признаки услуг