Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа
В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.
По характеру и конечным результатам труда можно выделить производственные и непроизводственные услуги.
Производственные
услуги направлены на удовлетворение
запросов потребителей по изготовлению
новых или ремонту товарно-
К непроизводственным услугам относят услуги парикмахерских и косметических салонов, бань, душевых, плавательных бассейнов и спортивных учреждений, услуги прокатных пунктов, справочно-информационных служб, рекреационные и анимационные услуги, услуги ломбардов, ритуальные услуги, транспортно-экспедиционное обслуживание.
В зависимости от этапа оказания услуги специалисты выделяют идеальную и реальную услугу.
Идеальная
услуга – это абстрактная
Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.
По
количеству составляющих процессов
и сложности оказания выделяют простые,
сложные и комбинированные
По уровню капиталоемкости можно выделить капиталоемкую услугу и низко капиталоемкую.
По уровню материалоемкости выделяют материалоемкую услугу и низкоматериалоемкую.
По уровню квалификации персонала можно выделить услуги, требующие специальных профессиональных навыков, услуги требующие определенной квалификации, услуги не требующие специальных навыков и умений.
В зависимости от правового регулирования оказание услуги может регулироваться в одностороннем порядке или в двустороннем, а также с участием третьих лиц, например, перестраховочных организаций в страховании.
По
организационной форме
По
способу приема заказа можно выделить
услуги, заказ на которые принимается
при непосредственном контакте с
заказчиком, и услуги, заказ на которые
принимается бесконтактным
В зависимости от срока оказания услуги выделяют обычные – в соответствии с нормативными сроками оказания услуги в отрасли, срочные и экспресс-услуги, последние отличаются более коротким производственным циклом и, возможно, ограниченной номенклатурой.
Далее рассмотрим классификационные признаки услуг на стадии распределения.
По
форме собственности
Мотивация поставщика как классификационный признак отражает степень коммерциализации услуги, которая может быть коммерческой, частично коммерческой или некоммерческой.
По
функциональной направленности выделяют
4 группы услуг. Так, к услугам, ориентированным
на производство, относятся услуги
по техническому обслуживанию, наладке,
настройке и ремонту
Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики и пр. В экономической литературе их называют общественными (государственными, правительственными, муниципальными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.
Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги, непроизводственные виды бытового обслуживания и т.д.
По
месту в экономике выделяют услуги,
оказываемые в сфере
По
форме возмещения издержек услуги можно
подразделить на платные, льготные и
социально-гарантированные, бесплатные.
Платные предполагают оплату издержек
производителя на производство услуги
полностью за счет потребителя. Льготные
– предполагают частичную оплату
затрат за счет средств потребителя,
остальное – за счет средств бюджетной
системы или хозяйствующих
Опосредованность товарно-денежных отношений позволяет выделить рыночные, нерыночные и условно-рыночные услуги. В настоящее время по рекомендации статистической комиссии ООН рыночными или платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам, т.е. ценам, которые покрывают не менее 50 % издержек на оказание данной услуги. Нерыночными принято называть бесплатные услуги, оказываемые за счет средств бюджетной системы или хозяйствующих субъектов. Условно-рыночные – оказываются населению на льготной основе.
По роли в деятельности хозяйствующего субъекта услуга может быть основной или дополнительной (второстепенной). Основные услуги определяют профиль и специализацию предприятия-исполнителя. Дополнительные услуги предназначены для повышения качества и конкурентоспособности основной услуги. К. Лавлок разделил дополнительные услуги на услуги, облегчающие использование основных компонентов продукта, и дополнительные услуги, усиливающие привлекательность продукта.
Далее рассмотрим классификационные признаки и виды услуг на стадии обмена, характеризующие особенности доведения услуги до потребителя.
По способу оплаты услуги делятся на оплачиваемые путем наличного расчета; оплачиваемые путем безналичного расчета; оплачиваемые по системе traid-in (система, при которой другая встречная услуга или товар принимаются как частичная оплата); услуги, оказываемые взаимозачетом.
По срокам расчета за оказанные услуги возможно выделение услуг, оказываемых по предоплате, оплачиваемых в несколько этапов, оплачиваемых после оказания.
Участие услуг в международном обмене позволяет выделить услуги, которые могут быть объектом международного обмена, которые не могут быть объектом международного обмена и услуги как для внешнего, так и для внутреннего потребления.
И, наконец, выделим классификационные признаки и виды услуг на стадии их потребления.
Направленность оказываемой услуги позволяет выделить физиологические услуги (направленные на человека как организм), морально-этические (призванные формировать моральные принципы в обществе), эстетические (позволяющие получать эстетическое удовольствие), образовательные услуги (повышающие интеллектуальный уровень), услуги, направленные на физический объект (вещь, предмет) и на нематериальные активы (ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку благодаря возможности использования и получения от них дохода).
Степень осязаемости определяет 2 вида услуг – осязаемые, воздействие которых можно ощутить, и неосязаемые, в результате которых нет физического изменения объекта оказания услуги.
По
месту предоставления можно выделить
услуги, предоставляемые по месту
производства (стационарно): по месту
выдачи (производятся стационарно, а
выдаются в пункте приемы-выдачи заказа);
по месту нахождения потребителя (жительства,
работы, учебы, временного проживания
и т.д.), предоставляемые дистанционно
(в случае, когда нет необходимости
присутствия потребителя в
По
периодичности потребления
По типу контактов потребителя и производителя услуги делятся на три группы:
По характеру взаимодействия можно предложить три группы услуг: формальная (производитель не персонифицирует потребителя); персонифицированная (производитель дифференцирует каждого потребителя); клубная (потребитель является постоянным, и производитель ведет мониторинг его интересов).
По мотивации потребителя услуга может быть приобретена для личного потребления или для деловых нужд.
Законность оказания услуги предполагает деление всей совокупности на легитимные услуги, оказываемые в рамках правового поля, и нелегитимные (незаконные).
В зависимости от социального статуса потребителя услуга может быть оказана в нескольких вариантах: единичная, рассчитанная на потребителя с высоким социальным статусом, массовая.
По методу организации взаимодействия потребителя и производителя услуги можно выделить следующие формы: самообслуживание, абонементное и договорное обслуживание, прокат, обмен неисправных на заранее отремонтированные, по предварительной записи, по образцам.
Таким образом, в рамках данного параграфа были проанализированы существующие классификации услуг как зарубежных, так и российских авторов и сформулирован вывод о недостаточности учета всего разнообразия услуг и отсутствии должной систематизации и взаимосвязи данных признаков внутри классификации. Предложен воспроизводственный подход, предполагающий разделение всего цикла воспроизводства на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление, для систематизации классификационных признаков. В процессе анализа выделено 35 критериев классификации услуг, которые затем объединены в четыре группы с использованием теории воспроизводственного цикла, включающей стадии производства, распределения, обмена и потребления.
Несмотря на разнообразие признаков, в изученных классификациях недостаточно отражены особенности оказания именно социальных услуг, что представляется особенно актуальным в настоящее время, когда социально направленным расходам уделяется достаточно большое внимание со стороны государства.
ПОНЯТИЕ «СТРУКТУРА РЫНКА»
Начиная
с 1991 года, в нашей стране проводится
курс реформ, направленных на переход
от государственной системы