Признаки услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, практическая работа

Описание

В теме рассматриваются подходы к классификации признаков услуг в современной экономике. Производится систематизация классификационных признаков услуг в соответствии со стадиями воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление.

Работа состоит из  1 файл

КР Вариант.docx

— 48.46 Кб (Скачать документ)

     За  последние несколько лет в  Казахстана начал развиваться малый  и средний бизнес, одной из существенных черт становления которого, принято  стать повышение качества менеджмента  и совершенствование его неотъемлемой составляющей — целенаправленной маркетинговой  политики. Работа предприятий в условиях рыночных реформ потребовала существенных изменений в подходах к планированию деятельности, реализации стратегии  управления на новых принципах. Актуальными  для руководителей становятся такие  вопросы, как выявление наиболее эффективных путей сбыта продукции, улучшение ее качества, снижение себестоимости  товаров и услуг преимущественно  путем сокращения внутренних издержек.

     Рынок как таковой можно рассматривать  более детально в нескольких видах  и типах. На рис. 1 представлена структура  рынка.

Конкуренция и ее виды. Рыночная структура. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

     По  сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального  хозяйства, и его нельзя сводить  к рынку в его обыденной  трактовке.

     Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем  меньше это влияние, тем более  конкурентным считается рынок".

Таблица 1-1

Наименование Количество  и размеры фирм Характер  продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная  продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем вилам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная" продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или  однородная продукция Возможны отдельные  препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная  продукция Практически непреодолимые  барьеры на входе Некоторые ограничения
 

Представленная  характеристика типов рыночных структур (табл. 1-1) при сопоставлении с  реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная  конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются  крайне редко, в то время как монополистическая  конкуренция и олигополия описывают  множество реально существующих рынков остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

     Совершенная конкуренция. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

     Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В  свою очередь, покупатели осведомлены  о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть рынок.

     Колебания цены могут быть довольно интенсивными — сравните цену яблок в конце  лета и весной, — но разница в  цене это не результат действий отдельных  продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

     На  практике совершенная конкуренция  в чистом виде — явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей  степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число  независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

     Несовершенная конкуренция. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

     Монополистическая конкуренция. Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

     Товары  группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого  может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю  самостоятельно устанавливать цену вир зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого  продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

     На  рынках монополистической конкуренции  на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь — менее 50 %. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17 % общих поставок, а  на восемь крупнейших — 25 %.

     Вход  на рынок монополистической конкуренции  достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению  со свободной конкуренцией не настолько  легок" в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

     Следует подчеркнуть, что дифференциация Продукта в какой-то степени определяет степень  монополизации рынка. Чем более  однородна продукция, чем в большей  мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче  установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы — железобетон  и кирпич.

     Олигополия. Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой — монополистической конкуренцией. Об этом свидетельствуют данные табл. 1-2, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США.

     Таблица 1-2 Степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США, 1989 г.

    Отрасль Число продавцов Годовые поставки четырех крупнейших компаний, %
    Алюминиевая 15 64
    Свинцовая 5 99
    Автомобильная 28 92
    Домашние  холодильники 18 94
    1 Жареный кофе 118 65
    Жевательная резинка 9 95
    Кукурузный  сахар 19 65
 

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно  затруднен. Проникновению в отрасль  препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В  числе важнейших — величина капитала, необходимая новой фирме для  внедрения в отрасль, а также  контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией  производства.

     Олигополистический  рынок характеризуется взаимозависимостью — взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил  особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист  К. Курно: так как на рынке конкурирует  лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить  за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой  политики, а также оценивать потенциальные  последствия своих решений.

     В зависимости от типа продукции различают  чистую олигополию и дифференцированную.

     Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или  сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

     Олигополия, производящая разнообразную продукцию  одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это — автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

     К олигополии как рыночной структуре  относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции  в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет  себя как фирма-монополист.

     Олигополия  в значительной степени имела  место в командной экономике  СССР и сохранилась в Казахстане, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ, на восстановлении хозяйственных связей. До сих пор, несмотря на деятельность антимонопольных государственных  органов, олигополия выступает существенным фактором Казахстанского национального  хозяйства.

     Монополия (частая монополия). Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-кола» и др.

     Но  есть и другая трактовка понятия  «монополия» — это экономическое  поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом может  оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная  фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

     Обращаясь к монополии как виду экономической  структуры рынка, мы рассматриваем  ее как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих' отношений  диктовать свои условия на рынке  определенного товара.

     Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно  отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию  книгоиздательства на реализацию учебников  и т. п.

Информация о работе Признаки услуг