Проблема бегства капитала и пути ее решения в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть суть проблемы бегства капитала и пути ее решения в системе международных экономических отношений. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:
рассмотреть теоретические подходы к определению понятия и сущности процесса бегства капитала;
выявить причины, объекты и субъекты бегства капитала, а также инструменты для его реализации;
изучить влияние бегства капитала на экономику стран;
проанализировать основные принципы и методы регулирования бегства капитала на национальном и наднациональном уровне.
Объектом исследования являются бегство капитала в мировой экономике и факторы, способствующие этому процессу.
Предметом исследования являются причины, объекты, а также каналы и инструменты бегства капитала. Еще одним предметом исследования являются регулирование и значение бегства капитала в МЭО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕГСТВО КАПИТАЛА КАК СОВРЕМЕННАЯ ЧЕРТА МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ КАПИТАЛА 6
1.1. Сущность и основные понятия бегства капитала 6
1.2. Причины, объекты и география бегства капитала 9
1.3. Субъекты, каналы и инструменты бегства капитала 15
2. ВЛИЯНИЕ БЕГСТВА КАПИТАЛА НА ЭКОНОМИКУ СТРАН И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 18
2.1. Значение бегства капитала и его эффекты для экономик стран 18
2.2. Регулирование бегства капитала на национальном уровне 22
2.3. Наднациональное регулирование бегства капитала 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Сухоруков (2).doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

      Роль  оффшорных центров в современной  мировой экономике существенна. На их долю приходится 3,1% мирового ВВП, 25% мировых финансовых активов, а на их территории проживает лишь 1,2% населения земного шара. Основными мотивами ведения оффшорного бизнеса и создания оффшорных компаний являются экономия на операционных расходах, ускорение финансовых потоков, оптимизация налоговых обязательств, управление рисками, зашита активов и повышение надежности вложения средств.

      В последние несколько лет оффшорные  зоны сталкиваются с давлением со стороны правительств развитых стран  и ряда международных организаций, которые стремятся заставить их сотрудничать по проблемам бегства нелегального капитала, предоставления информации о сомнительных финансовых сделках и сборе налоговых поступлений, отказа от законодательства о банковской тайне, противодействие отмыванию незаконных доходов, а также изменения национальных налоговых кодексов в плане повышения уровня прозрачности.

      Усилия ведутся на нескольких уровнях:

  • международном, МВФ, ОЭСР, ООН, ФАТФ, ФФС и др.;
  • региональном, Европейский Союз;
  • двустороннем, подписание межгосударственных соглашений;
  • национальном, практика Великобритании, Новой Зеландии.

      Главная цель состоит не столько в ликвидации низких налогов, сколько в повышении  уровня прозрачности и открытости национальных налоговых систем. Одновременно, итог этой трудной и долгосрочной кампании – очевиден: постепенный отказ от низких налоговых ставок и противодействие отмыванию доходов. Как и в любом деле, сохраняются возможности для легального ухода из-под более высокого налогообложения, в том числе отсутствие режима холдинговых компаний в списках ОЭСР по вредоносной налоговой практике. Холдинговые структуры широко используются в международном налоговом планировании. Правда, этот режим не исключает возможного сотрудничества с налоговыми властями стран ведения деятельности, не противоречит принятым принципам национального налогового законодательства.

      Многосторонние  инициативы антиоффшорного регулирования сгруппированы по таким направлениям, как обмен налоговой информацией и повышение уровня прозрачности; налоговая гармонизация; отмена законодательства о банковской тайне и обмен информацией по со мнительным финансовым операциям; повышение финансовой стабильности в мировой экономике; противодействие отмыванию незаконно полученных доходов; борьба с коррупцией в налоговой сфере; защита прав налогоплательщиков.

      Наиболее  активно и последовательно в  антиоффшорном регулировании выступают Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), деятельность которой сосредоточена на проблеме налогообложения и нечестной налоговой конкуренции. Форум финансовой стабильности, занимающийся вопросами влияния оффшорных финансовых центров на финансовую стабильность в мире. ФАТФ, призванная противодействовать отмыванию доходов. Из числа других организаций следует выделить МВФ, Европейский союз, Базельский комитет по надзору за деятельностью банков,

      Принятые  этими организациями документы носят в основном рекомендательный характер и часто не связывают страны взаимными обязательствами. Тем не менее, их эффективность во многом доказана на практике – возможность применения санкций, в том числе требование возврата ранее полученной финансовой помощи от МВФ и других валютно-финансовых организаций, запрет, на ведение предпринимательских сделок национальными компаниями с резидентными фирмами проблемных оффшорных зон; включение в "черные списки" ФАТФ, ОЭСР, ФФС стран, не стремящихся сотрудничать с международными организациями.

      Главный инициатор антиоффшорного регулирования ОЭСР занимается налоговыми аспектами оффшорного бизнеса. Были разработаны критерии понятия налогового убежища, рекомендации для налоговой практики стран и территорий; примерный перечень мер противодействия оффшорным центрам, отказавшимся сотрудничать с ОЭСР. Организация разработала проект Меморандума взаимопонимания, в котором предложены обязательства для стран, имеющих проблемные оффшорные зоны, по обмену налоговой информацией по уголовным делам, и по гражданским делам. Отказ от его подписания ведет к включению в черный список ОЭСР. Вместе с тем, деятельность ОЭСР далеко не всегда последовательна, что проявляется в политике двойных стандартов, например, введение оговорки о.Мэн, удовлетворение встречных обязательств со стороны оффшорных центров; в невысоком уровне прозрачности в самих странах" ОЭСР; отсутствие практической реализации принципа "равных условий"; не учитываются различия между легальными, и нелегальными способами уклонения от более высокого налогообложения.

      Европейский союз, в составе которого многие страны-участницы имеют низконалоговые национальные системы, занимается разными  аспектами антиоффшорного регулирования: гармонизацией налогов и налогообложения зарубежных доходов; отказом от нечестной, или вредоносной налоговой конкуренции; противодействием отмыванию незаконно полученных доходов. Занимаются обменом информацией по сомнительным банковским сделкам и повышению уровня прозрачности. В Евросоюзе принят пакет мер по снижению ограничений в рамках единого внутреннего рынка, предотвращению существенных потерь налоговых поступлений. Один из острых вопросов – проблема налоговой гармонизации. Если в отношении прямых налогов нет консенсуса, то в отношении косвенных налогов в 2003 г. в ЕС принята Директива по налогообложению личных сбережений. Положения Директивы касаются зависимых стран и территорий Великобритании и Нидерландов, большинство из которых являются оффшорными центрами Карибского бассейна и юга Тихого океана.

      Многосторонние  инициативы противодействия отмыванию  незаконных доходов подверглись  немалой эволюции за счет расширения числа международных и региональных организаций, а также ужесточения национального законодательства и принятия специальных нормативных актов. Среди них – Венская конвенция по предотвращению нелегальной торговли наркотиками и психотропными средства 1988г.; "Сорок рекомендаций ФАТФ". Конвенция по отмыванию, поиску и конфискации криминальных доходов; Директива ЕС "Предотвращение использования финансовой системы в целях отмывания денег".

      Международная, рабочая группа по борьбе с отмыванием "доходов (ФАТФ) разработала пакет  мер по противодействию и борьбе с отмыванием доходов, "Сорок принципов", которые охватывают финансовую, правовую и уголовную сферы, а также международное сотрудничество. В итоге – страны-члены ФАТФ взяли политические обязательства, в том числе в отношении финансовой сферы – предусмотрена разработка программ "знай своего клиента", сообщать властям о сомнительных финансовых сделках, прежде всего, со странами, не выполняющими рекомендации ФАТФ, а также активизировать международное сотрудничество. С 2000г. Составляется "черный список" ФАТФ, в который включены не сотрудничающие страны и территории, в отношении которых организацией предложены меры противодействия их национальной практике в целях защиты финансовых систем от незаконных доходов. Т.е. был предложен пакет коллективных мер, но применяемых на односторонней основе, в том числе предлагающих запрет на ведение финансовых операций со с страной, не выполняющей требования ФАТФ.

     Особую  роль в антиоффшорном регулировании играет МВФ, уделяющий внимание таким аспектам оффшорных центров, как мягкий режим контроля; нехватка информации о деятельности оффшорных компаний; препятствия в отношении консолидированного контроля. На данном этапе МВФ занимается исследовательской работой и оценкой соответствия деятельности оффшорных центров международным стандартам в банковской, финансовой и страховой сферах. Разработанная совместно с Всемирным банком программа оценки финансового сектора (ФСАП) стала основой оценочного процесса 41 оффшорного центра. По данным МВФ, 35% стран нуждаются в укреплении мер по реализации рекомендаций ФАТФ; 40% имеют сложности в противодействии отмыванию доходов; 60% должны повысить уровень соответствия национальных стандартов требованиям ИОСКО; 40% стран должны повысить национальные стандарты в банковской сфере; 50% оцененных стран не соответствуют международным стандартам в страховой сфере.9

     Вопросы антиоффшорного регулирования охватывают также такие аспекты, как отмена банковской тайны, обмен банковской информацией по сомнительным сделкам, поддержание финансовой стабильности в мировой экономике, борьба с коррупцией в налоговой сфере.

     Проблема  отмены банковской тайны является одной  из самых острых проблем в современный  период. По законодательству банковская и иная коммерческая тайна это  запрет на разглашение информации о  клиентах банков, суммах на их счетах зарубежным официальным властям, за исключением случаев серьезных уголовных расследований. Данной практики придерживаются немало развитых стран, необязательно являющихся оффшорными странами. Документы, призванные содействовать обмену финансовой информацией о сомнительных банковских операциях и отказу от законодательства от банковской тайны, были приняты в рамках ОЭСР

     Эффективность международной антиоффшорной борьбы видна на практике оффшорных центров Карибского бассейна. Влияние Великобритании и США, включение в черные списки ОЭСР, ФАТФ и ФФС стимулировали изменение и ужесточение национальных законодательств многих Карибских оффшорных центров, в том числе в отношении противодействия отмывания доходов, создания финансовой разведки, разработки программы "знай своего клиента", введения запрета на выпуск акций на предъявителя, активизации межгосударственного обмена финансовой информацией по сомнительным сделкам.

      Несмотря  на предпринимаемые усилия по ограничению  деятельности налоговых гаваней, международный оффшорный бизнес, по всей вероятности, получит дальнейшее развитие. Этому способствуют такие факторы, как ужесточение налогового режима в некоторых странах, глобализация экономики, развитие информационных технологий, появление новых оффшорных центров. Многостороннее регулирование в перспективе приведет к сокращению количества традиционных оффшорных центров и их частичной переориентации.

 

    Заключение

     В данной курсовой работе рассмотрена проблема бегства капитала в системе международных экономических отношений.

      Существуют  множество подходов к определению, чем же является по существу процесс  бегства капитала. В работе выделяется несколько подходов, но имеет смысл  только самый широкий из них. Где процесс бегства капитала – его противоречие интересам страны, проистекающее из противоречия между инвестиционными целями фирм и инвестиционным задачами государства, то есть противоречия между целями на микро- и макроуровне.

     Также в работе указывается, что существует разные причины бегства капитала, прежде всего – общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране; чрезмерно энергичные меры по либерализации экономики, навязанные по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ; чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства. Также выделяется; недоверие бизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам; криминализация экономической деятельности; высокие риски рыночного обесценения капитальных активов

     Выделяют  различные схемы бегства капитала, из-за чего сложно дать их полную классификацию. Это связанно с тем, что большинство  схем лежит в области торговых сделок, то есть не поддается простому контролю над движением капитала. Бегство капитала преимущественно в финансовой форме позволяет создавать новые схемы полулегального и нелегального вывоза капитала, которые компетентные органы не всегда и не сразу могут обнаружить. Одним из ведущих каналов для бегства капитала являются внешнеэкономические операции, оформляемые через оффшорные зоны.

     Процесс бегства капитала в той или  иной мере известно практически каждому  государству, особенно государству  с нестабильной, ослабленной экономикой. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в национальной экономике, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе, поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.

      Бегство капитала играет немаловажную роль функционирования процесса МДК, и в борьбе с отрицательными последствиями этого процесса, значительное место занимает национальное и наднациональное регулирование бегства капитала.

      Пути  осуществления экономических мер  противодействия бегству капиталов на национальном уровне может заключаться в следующем: либерально-рыночный путь, заключающийся в основном в проведении мягких экономических реформ в стране; путь либерально-административный; административный путь, или путь введения государственных монополий на внешнеэкономическую деятельность.

Информация о работе Проблема бегства капитала и пути ее решения в системе международных экономических отношений