Проблема недобросовестной конкуренции в торговле и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции в торговле и проанализировать систему мер по её пресечению.

Задачи данной работы:

•раскрыть понятие недобросовестной конкуренции;
•рассмотреть формы недобросовестной конкуренции;
•проанализировать структуру недобросовестной конкуренции в современной России;
•изучить правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
•дать характеристику способам пресечения недобросовестных конкурентных действий;
•выявить основные направления государственной политики в области борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды

1.1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………………5

1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле……………………..8

1.3. Правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией……….11

2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии

2.1. Анализ применения методов недобросовестной конкуренции

в России…………………………………………………………………………..14

2.2. Пресечение недобросовестной конкуренции федеральными органами власти…………………………………………………………………………….19

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ развития политики государства в области борьбы с недобросовестной конкуренцией………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список литературы…… ……………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пермский  институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет 
 

Кафедра  

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономика отрасли» на тему:

«Проблема недобросовестной конкуренции в торговле

и методы борьбы с ней» 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка 2 курса очной формы

      обучения учетно-финансового  факультета, группы ЭП-22

      Снигирёва Екатерина Ивановна

      Руководитель  – Пфлюг Вера Павловна

      Оценка___________________________________________

      Дата_____________________________________________

      Подпись__________________________________________ 
       
       

Пермь 2010

Содержание 

Введение….………………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды

1.1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………………5

1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле……………………..8

1.3. Правовые основы  борьбы с недобросовестной конкуренцией……….11            

2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии

2.1. Анализ      применения     методов       недобросовестной    конкуренции

в России…………………………………………………………………………..14

2.2. Пресечение недобросовестной конкуренции федеральными органами власти…………………………………………………………………………….19

3. ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ развития политики государства в области борьбы с недобросовестной конкуренцией………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список  литературы…… ……………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Актуальность  темы: в современной экономике конкуренция носит противоречивый характер. Наряду с прогрессивным влиянием, стали развиваться её негативные проявления, выражающиеся в нецивилизованных и недобросовестных методах ведения соперничества, наносящих вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. Поэтому очень важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

     Определяющая  роль в установлении рамок дозволенной  и добросовестной конкуренции отводится  деятельности государства, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Осуществление государственной политики в этом направлении может быть эффективным лишь при наличии комплексного, всеобъемлющего подхода к данной проблеме.

     Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

     Цель  данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции в торговле и проанализировать систему мер по её пресечению.

     Задачи  данной работы:

  • раскрыть понятие недобросовестной конкуренции;
  • рассмотреть формы недобросовестной конкуренции;
  • проанализировать структуру недобросовестной конкуренции в современной России;
  • изучить правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
  • дать характеристику способам пресечения недобросовестных конкурентных действий;
  • выявить основные направления государственной политики в области борьбы с недобросовестной конкуренцией.

     В отечественной литературе проблеме недобросовестной конкуренции уделяется особое внимание. Этой теме посвящены исследования представителей экономической науки и науки предпринимательского права В.И.Еременко, Л.Гальперина и Л. Михайловой, М.В.Залесской, В.Н.Галкина и т.д., опубликованные в различных экономических и юридических периодических изданиях, таких как «Вопросы экономики», «Право и экономика», «Экономика и законодательство». На основании трудов этих авторов и написана данная курсовая работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды.

1.1. Понятие недобросовестной конкуренции.

     Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция. Сам указанный процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция.

     Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная  конкуренция» необходимо дать определение  самой конкуренции, т.к. конкуренция  и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.

     Термин  “конкуренция” вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”.

     Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     В современной экономике конкуренция определяется следующим образом: «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

     Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.

     В соответствии с современным российским законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

     Характеристиками  недобросовестной конкуренции, вытекающими  из приведенного определения, выступают:

  • наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;
  • направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;
  • наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.

     В соответствии с парижской конвенцией по охране промышленной собственности  под недобросовестной конкуренцией понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых делах, действия или утверждения, способные дискредитировать предприятие (конкурента) или ввести в заблуждение общественность.

     В более универсальном виде, недобросовестная конкуренция – это действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции. Это определение мне нравится более всего.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что недобросовестная конкуренция  вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь  не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений. 

1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле.

     Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.

     Классификация форм недобросовестной конкуренции осуществляется как на международном, так и на национальных уровнях. На международном уровне такая классификация приведена в п. 3 ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии с указанным пунктом подлежат запрету следующие акты недобросовестной конкуренции:

    • все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
    • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
    • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

     В России же к основным формам недобросовестной конкуренции в торговле относят  следующие действия:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и
  • приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;
  • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Информация о работе Проблема недобросовестной конкуренции в торговле и методы борьбы с ней