Проблема недобросовестной конкуренции в торговле и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции в торговле и проанализировать систему мер по её пресечению.

Задачи данной работы:

•раскрыть понятие недобросовестной конкуренции;
•рассмотреть формы недобросовестной конкуренции;
•проанализировать структуру недобросовестной конкуренции в современной России;
•изучить правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
•дать характеристику способам пресечения недобросовестных конкурентных действий;
•выявить основные направления государственной политики в области борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды

1.1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………………5

1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле……………………..8

1.3. Правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией……….11

2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии

2.1. Анализ применения методов недобросовестной конкуренции

в России…………………………………………………………………………..14

2.2. Пресечение недобросовестной конкуренции федеральными органами власти…………………………………………………………………………….19

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ развития политики государства в области борьбы с недобросовестной конкуренцией………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список литературы…… ……………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

     Более развернутый перечень форм недобросовестной конкуренции представлен в Типовом законе по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам конкуренции для развивающихся стран, где в качестве таковой названы 12 видов деятельности:

     1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

     2) выяснение производственных или  коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

     3) неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;

     4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;

     5) угроза конкурентам исками о  нарушении патентов или товарных  знаков, если это делается недобросовестно  и с целью противодействия  конкуренции в сфере торговли;

     6) бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;

     7) демпинг, т.е. продажа своих  товаров ниже стоимости с намерением  противодействовать конкуренции  или подавить ее;

     8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

     9) намеренное копирование товаров,  услуг, рекламы или других аспектов  коммерческой деятельности конкурента;

     10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

     11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

     12) нарушение правовых положений,  не имеющих прямого отношения  к конкуренции, когда такое  нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.

       Но  современный бизнес гораздо сложнее, и современные формы недобросовестной конкуренции гораздо разнообразнее  предусмотренных законодателем  форм. Поэтому законодатель, предвидя это, оставил перечень форм недобросовестной конкуренции открытым. Следовательно, перечень форм недобросовестной конкуренции момент может быть расширен. Иными словами, действия конкурента можно признать недобросовестными, даже если эти действия не подпадают под предусмотренные в законе формы.

       Все недобросовестные действия, безусловно, не совершаются случайно и носят умышленный характер. Если умысел хозяйствующего субъекта через структуру суда бывает доказать очень сложно, для чего требуется оценивать его деятельность исходя из всей совокупности признаков, составляющих понятие недобросовестной конкуренции, то теоретически логика вывода такого поведения достаточно проста.

       Иные  действия хозяйствующих субъектов  могут быть квалифицированы как  недобросовестная конкуренция при  условии, что они отвечают общему понятию недобросовестной конкуренции.

       В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая  приобрела разнообразные формы  из-за отсутствия законов, требующихся  для регулирования конкуренции, обобщенного опыта и навыков  их применения. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы. Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции – основа для работы рыночной экономики. 

       1.3. Правовые основы  борьбы с недобросовестной конкуренцией.            

       В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые  в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных  принципах и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, когда может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции).

       Во  всяком случае, запрещая нечестную  практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы  закона о промышленной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или недобросовестным, в большой степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

       Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема полностью и  окончательно не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и своё.

       Первые  законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории Российской Федерации Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

       Понятие недобросовестной конкуренции появилось  в законодательстве Российской Федерации  после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. В статье 10 этого Закона устанавливался запрет на недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции (глава 1 §2).

       С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление на конституционном уровне. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

     В то же время не следует забывать о том, что защита экономических  отношений от недобросовестной конкуренцией связана и с реализацией иных законов, прежде всего о рекламе  и т.д.

     В Законе «О рекламе» имеются следующие значительные новации, связанные: 1) с конкретизацией перечня недозволенных способов поведения, нарушающих правила добросовестной конкуренции; 2) введением правил добросовестной конкуренции не только в отношении содержания рекламы, но и в отношении способов, места и времени размещения рекламы; 3) введением общего понятия ненадлежащей рекламы, включающего различные виды: недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую и другую рекламу, не допускаемую законом; 4) разработкой механизма государственного контроля за рекламной деятельностью; 5) установлением конкретных способов пресечения ненадлежащей рекламы путем введения административной ответственности в виде штрафов для юридических лиц, а также административной и уголовной ответственности руководителей юридических лиц; 6) определением конкретного механизма устранения последствий ненадлежащей рекламы.

       Итак, сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать внимание исследователей, ибо потенциал различного рода концепций и теоретических конструкций в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немало способствуют усилия,  как законодателя, так и правоприменительных органов. 
 
 

ГЛАВА 2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии.

2.1. Анализ применения методов недобросовестной конкуренции в России.

     Бизнес  развивается в конкурентной среде. Кризис, с одной стороны, помогает рынку очиститься от недобросовестных игроков, но, с другой - расширяет  возможности использования незаконных методов конкуренции. Ведь конкурентная борьба между предприятиями в связи с экономическим кризисом усилилась – каждый пытается выжить. А чем сильнее конкуренция, тем сильнее и соблазн достичь преимущества недобросовестным путем.

     Мониторинг  уровня конкуренции на рынках сбыта российских предприятий, свидетельствует о том, что самую существенную конкуренцию они в целом испытывают со стороны других российских предприятий (рисунок 1.2). Существенно уступает внутрироссийской конкуренции конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья. И на последнем месте находится конкуренция с товарами из ближнего зарубежья. Внутрироссийская конкуренция в целом за пять с половиной лет мониторинга оставалась самой сильной для предприятий всех отраслей.

       
 
 
 

     

     

     

     

       
 
 
 

     Рис.1.2. Динамика уровня конкуренции за 2005-2010 гг. [;]

      Следовательно и уровень недобросовестной конкуренции наиболее высок на внутрироссийком рынке. Путём регулярного статистического наблюдения были выявлены наиболее часто применяемые формы недобросовестной конкуренции (рис.2.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2.2.   Соотношение форм недобросовестной конкуренции на внутрироссийском рынке [;].

     Таким образом, в России наиболее распространёнными формами недобросовестной конкуренции являются методы, связанные с ценовой конкуренцией. Наибольшее распространение форм ценовой конкуренции вполне объяснимо – потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене.

     Основной  метод ценовой конкуренции –  демпинг. Он основан на парадоксе – свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Возьмем ситуацию, типичную для современной России. В небольшом поселке имеется несколько продуктовых киосков. Все киоски принадлежат разным владельцам, которые получают хорошую прибыль. Через некоторое время появляется киоск, цены в котором на продукты в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате через несколько месяцев все киоски, торговавшие по нормальным ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и, в конечном счете, стали банкротами.

     После того, как владелец киоска, проводивший демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом, он взвинчивает цены на свой товар, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли.

     К методам недобросовестной ценовой  конкуренции относятся также  все методы, основанные на дезинформации  покупателей в связи с обвесом  при покупке (то есть за рыночную цену или с небольшой скидкой продается  и меньшее по весу количество товара), методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по ценам качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар.

     Большое развитие в современной России получила недобросовестная реклама. И это  неудивительно, так как важность информации в настоящее время огромна. Согласно оценкам экспертов, по суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в 2009 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе.

     Значительное  число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством  использования ненадлежащей рекламы.

Информация о работе Проблема недобросовестной конкуренции в торговле и методы борьбы с ней