Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:06, курсовая работа
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Актуальность позволяет определить тему исследования - проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.
Введение…………………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.
1.1. Доходы населения (сущность, виды доходов)…………………………….....5
1.2. Причины неравенства доходов и методы его измерения……………......….8
1.3. Государственная политика перераспределения доходов……………….....13
ГЛАВА 2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ……………....19
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ.....…..24
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………..........…34
Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).
Рис.
1 Кривая Лоренца
Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE). Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.
Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12—13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям.
Индекс
Джини показывает, какую долю площадь
между кривой Лоренца и прямой
абсолютного равенства
Более
простым способом определения неравенства
доходах населения является определение
соотношения доходах между
Степень неравенства в распределении доходов определяют посредством коэффициента дифференциации доходов, или коэффициента фондов (Kg), который представляет собой соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного населения (d1): (Kg)=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5,7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
Высокие
темпы роста доходов
Косвенно о реальных доходах населения можно судить по количественным показателям фармрынка. Учитывая, что основными потребителями лекарств являются пенсионеры и, хотя темпы роста пенсий опережают темп роста потребительских цен, отмечается снижение потребления более дорогих препаратов, повышение доли отечественных и препаратов-дженериков (более дешевых). Также существуют ключевые детерминанты, определяющие успешность действия системы здравоохранения по увеличению использования ее услуг бедными слоями населения: физическая доступность (например, процент населения, живущего в пределах 5-10 км от какого-либо медицинского учреждения), наличие необходимых вводимых ресурсов, качество организации, преодоление действующих на уровне домохозяйств барьеров для использования услуг (соответствуют ли предоставляемые услуги тем заболеваниям, от которых страдают бедные слои населения), своевременность и непрерывность, техническое качество, социальная подотчетность, эффективность и справедливость в распределении ресурсов.
1.3. Государственная политика перераспределения доходов.
Перераспределением называют процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов и богатства в целях достижения большей социальной справедливости.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
- трансфертные
платежи, то есть пособия,
- регулирование цен на социально значимую продукцию;
- индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
- обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях;
- прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.
Реализация социальной политики требует больших расходов. Средства, необходимые для реализации, государство аккумулирует через налоговую систему. Система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества — за счет обеспечения адресной социальной защиты.
На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности, улучшение медицинского обслуживания граждан, обеспечение эффективной занятости. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. Для определения количества бедных в стране используется такой показатель как черта бедности – то есть тот минимальный уровень жизни, которое правительство гарантирует своим гражданам. Чертой абсолютной бедности в Белоруссии считается бюджет прожиточного минимума или денежный эквивалент стоимости корзины товаров, который позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги. Малообеспеченные — это те, у кого зарплата плюс льготы в натуральном выражении и чистый доход с личного подсобного хозяйства ниже суммы 255 тыс. 220 бел. рублей в среднем на душу населения в месяц (по данным 2010г.). Для отнесения граждан к категории малообеспеченных существуют социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда, коэффициенты, учитывающие эффект совместного проживания.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек с 1 мая 2010г. - 440 600руб. в месяц.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Самое важное - это то, что черта бедности позволяет получить состоятельную сравнительную оценку в том смысле, что оценка бедности любого человека зависит только от его жизненного уровня, т. е. черта бедности устанавливается на основе показателей уровня жизни.
Мировым
опытом накоплено множество
Социальная защита обеспечивает гражданам доход, либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни, поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
Система социальной защиты должна быть гибкой, основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов.
Государственный минимальный стандарт представляет собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.
Государственные минимальные социальные стандарты выражаются в нормах и нормативах предоставления гражданам денежных выплат, перечнями бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, коммунального хозяйства, а также социальных пособий и выплат. При этом по мере необходимости такие стандарты в установленном порядке пересматриваются. Система государственных социальных стандартов предусматривает 44 норматива, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства – 13, образования – 10, культуры – 1, связи – 4, транспорта – 6, социального обслуживания – 1, здравоохранения – 4, торговли и бытового обслуживания – 4, физической культуры и спорта – 1.