Проблема неравенства доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Актуальность позволяет определить тему исследования - проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.
1.1. Доходы населения (сущность, виды доходов)…………………………….....5
1.2. Причины неравенства доходов и методы его измерения……………......….8
1.3. Государственная политика перераспределения доходов……………….....13
ГЛАВА 2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ……………....19
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ.....…..24
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………..........…34

Работа состоит из  1 файл

Проблема неравенства доходов. doc.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     Основными задачами установления стандартов являются: - выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах; повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов; совершенствование бюджетно-финансовых  механизмов реализации социальных гарантий граждан; совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

        Государственный минимальный стандарт  в области оплаты труда - это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты работников (минимальная заработная плата). Размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

     Таким образом, в политике денежных доходов  населения государство руководствуется двумя основными подходами:

- создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

- обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

        По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкая и английская. Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Ответственность за финансовое состояние и сохранность средств несут правления касс (фондов). При этом предполагается, что они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для семей с недостаточными возможностями трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы.

     Вторая  система, которая называется «бевериджской» (также по имени ее родоначальника, Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

        Глава 2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ.

         Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходов населения в феврале 2008 составил 78,1% ( для сравнения в 2008 году - 75,9%,в 2007 году – 77,4%).(Рис.А.2 Структура денежных доходов населения РБ в 2008-2010гг., в % к итогу). По данным 2010 в общем объеме денежных доходов населения более половины (55,7%) занимает оплата труда, 22,4% – трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты), 3,1% – доходы от собственности, 18,8% – доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления. По сравнению с 1кв 2009 реальные денежные доходы увеличились на 6,9%, снизилась доля сберегаемой части доходов (соответственно – с 9,8% до 5,8%). Соотношение среднедушевых денежных доходов с минимальным потребительским бюджетом составило 1,9 раза, с БПМ- 3 раза.

        Денежные расходы в 1 кв. 2010г. составили 22,6 трлн. руб, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 17,8 трлн. руб (78,9% от общей суммы), на оплату налогов, взносов и других платежей-4,5 трлн. руб (19,7%), на сбережения-1,3 трлн. руб (5,8%).

         Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Если в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы (Рис. А.3 Рост минимальной заработной платы в Республике Беларусь, тыс. руб.), то с учетом девальвации 2009 рост существенно затормозился.    С 1 января 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258600 руб., часовая – 1530 руб.

         Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.

         В практике реализации государственного социального стандарта - минимальной заработной платы имеют место случаи, когда из-за низкого уровня тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, производимые доплаты до минимальной границы оплаты труда (минимальной заработной платы) могут нивелировать заработную плату работников разной квалификации. При окончательном расчете может происходить значительное сокращение разницы в оплате труда работников низкой и более высокой квалификации. Такая ситуация социально несправедлива, а значит, может вызывать снижение мотивации и конфликты.

        В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%). Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2009 г. по сравнению с январем-октябрем 2008 г. увеличилась на 0,1 процента, в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 1,9 процента. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 5,4 процента. При этом отмечается снижение ВВП и рост инфляции.

         В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях. (Рис.В.1 Среднемесячная заработная плата работников в РБ и регионах в 2008 году, тыс. руб.) Вместе с тем лидерами по размеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, здравоохранении,  образовании. (Рис.В.2 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников отраслей экономики РБ в 2008 году, тыс. руб.).

         Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

          В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса. В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. она составила 4,1%, в январе 2010 - 8%.

           В 2009 году произошло сокращение зарплаты в долларовом выражении по сравнению с предыдущим годом сразу на 60 долларов. В этот же год ВВП практически не вырос.

       Защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов): на выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2%. Среднемесячная пенсия по возрасту в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 8,8 процента и составила 415,9 тыс. рублей (в январе 2010 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,3 процента и составила - 491,2 тыс. рублей,), минимальная пенсия по возрасту соответственно – в 2009 на 11 процентов и 235,6 тыс. рублей, в 2010 - на 17,1 процента и составил в январе 2010 г. – 265,2 тыс. рублей. В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда. В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин). Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше.

      В нашей стране существует широкая  система материальной поддержки  семей с детьми:

- пособия в связи с рождением и воспитанием детей; малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь виде ежемесячного или единовременного пособия;

- льготы на питание;

- материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

         Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

         Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. Всего же получателями льгот являются более 30 категорий граждан, для которых существует свыше 200 видов льгот. Наиболее распространенные виды могут быть сгруппированы следующим образом: проезд, пользование отоплением, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, пользование спортивными сооружениями, услуги связи, торговое обслуживание, кредитование, образование, налоговые льготы и др. Наиболее затратными для бюджета являются льготы по обеспечению лекарствами, санаторными и др. путевками, оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на транспорте, а также пособия на детей. Основанием для получения льгот населению нашей страны являются законодательные и нормативные акты как Республики Беларусь, многочисленные льготы в Беларуси закреплены в указах и декретах Президента, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, нормативных актах министерств и ведомств, местных органов управления.     В целом льготами в Беларуси охвачено 67,4% населения. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату льгот реальные средние размеры большинства их очень низки. Для обеспеченных слоев населения эти льготы не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей они не являются гарантом необходимой социальной защиты. Система льгот построена на формально категориальном принципе, без учета уровня состоятельности получателей. 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ.

     Исходя  из оценки складывающейся социально-экономической  ситуации и долгосрочной стратегии  развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Для решения проблем неравенства потребуется:

1. гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие; 

2. последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; 

3. при планировании бюджетно-финансовой и налоговой политики учитывать возможности экономического роста  и ориентацию бюджетной политики на приоритетное повышение оплаты труда в бюджетной сфере, усиления дифференциации размера пенсии в зависимости от фактического заработка, формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

4. обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

5. дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения; взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

6. права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Информация о работе Проблема неравенства доходов