Проблема неравенства доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Актуальность позволяет определить тему исследования - проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.
1.1. Доходы населения (сущность, виды доходов)…………………………….....5
1.2. Причины неравенства доходов и методы его измерения……………......….8
1.3. Государственная политика перераспределения доходов……………….....13
ГЛАВА 2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ……………....19
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ.....…..24
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………..........…34

Работа состоит из  1 файл

Проблема неравенства доходов. doc.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)
="justify">         В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах. Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению). Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг,  компенсация – возмещение части населения дополнительны расходов, связанных с ростом потребительских цен и носит, как правило, адресный характер; регулирование цен на социально значимые группы товаров.

      В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита ( включающая социальную помощь, соцстрахование и соцобслуживание) населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

- праве  граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- социальном  страховании;

- адресности  социальной помощи;

- разнообразии  форм и видов социальной помощи;

- предоставлении  трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;

- реформировании  пенсионной системы;

- реформировании  гибкой системы программ по  поддержке малообеспеченных и  многодетных семей, одиноких граждан,  детей и т.д. 

         Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Государственная адресная социальная помощь оказывается в форме ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности. С 1 января 2010 года повышен критерий нуждаемости при оказании малообеспеченным гражданам единовременного социального пособия со 120% до 150% бюджета прожиточного минимума (БПМ).  Вопросы предоставления ГАСП регулируются  Указом Президента РБ от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». В 1 квартале 2010 года  ГАСП предоставлена 65,2 тыс. человек на общую сумму около 19,2 млрд. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 6  тыс. человек на общую сумму около 2,4 млрд. рублей.

         Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий. Расчеты также показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию.

      Основной  целью преобразования существующей системы предоставления льгот населению Республики Беларусь является создание экономических   и   социальных   условий   для   значительного повышения эффективности предоставления льгот населению страны. Для этого необходимо:

  1. повысить оценочную функцию льгот за особые заслуги перед Республикой Беларусь вне зависимости от доходов населения   создать примерно равные возможности для развития субъектов с неравными возможностями: инвалидов; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безработных; бездомных; малообеспеченных;
  2. перевести лиц, пользующихся льготами по профессиональному признаку, на содержание соответствующих предприятий (организаций), министерств и ведомств;
  3. устранить параллелизм и дублирование в предоставлении льгот населению республиканских и местных органов управления;
  4. обеспечить доступность и информированность населения о характере и условиях предоставления льгот. Принят Закон «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» № 239-З.

     Одной из реальных возможностей совершенствования  системы социальных льгот представляется создание  и ведение Единой общереспубликанской базы данных по льготам, Межведомственного совета по социальным льготам и введение "Пластиковой карты социального льготника", что позволит не только облегчить жизнь упомянутым группам населения, но и обеспечит существенную экономию средств. Держателями "социальной карты" в Республике Беларусь могли бы стать граждане, имеющие право на социальные льготы, установленные законодательством (льготный проезд в общественном транспорте, льготное медицинское обслуживание, льготы по оплате за пользование жильем и коммунальными услугами и т.д.), и состоящие на учете в органах социальной защиты, пенсионеры, студенты. Это способ перехода к адресной социальной помощи, когда льгота будет предоставляться не в виде права, а в виде денежных средств для конкретного лица, может быть значимым учетным инструментом для получения статистической информации о стоимости льгот в целом для государства. Это также возможность сэкономить значительные бюджетные средства, так необходимые сегодня для эффективного развития страны. Реформирование системы льгот населения должно быть увязано реформами в области социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

     Разработка  мер по регулированию неравенства  доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также  определять результаты воздействия  на нее с помощью государственной  политики. Для оценки масштабов различия доходов используют «метод построения Кривой Лоренца», а также определения уровня бедности.

     Политическая  философия не выработала единого  подхода к роли правительства  в изменении пропорций распределения  доходов.

     Государство реализует различные программы, направленные на оказание помощи беднейшим слоям населения, — закон о минимальном размере оплаты труда, социальное страхование, отрицательный подоходный налог и трансферты в натуральной форме, прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.

     Бедность  является давней проблемой всех стран. Для улучшения условий жизни  беднейших граждан государство  обычно оказывает им помощь через  социальные программы. Однако такие  системы помощи всегда имеют те или  иные недостатки и часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.

     Практика  регулирования доходов предполагает:

1. установление верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживание инфляции национальной продукции;

2. установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

3. защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценивания путем индексации, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществлять как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

     Политика  перераспределения доходов включает:

1. аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

2. предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры и искусства и пр.;

3. финансирование систем социальной защиты, систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход, реформирование системы предоставления льгот.

     Вмешательство государства в перераспределительные  процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов может  привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, высокоэффективному труду, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. 
 
 
 
 

                           Список использованных источников:

  1. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки./ под ред. И. В. Новикова, Ю. М. Ясинского.- Минск: ТетраСистемс, 2008. - 304 с.
  2. Морова А. П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн.: ИСПИ, 2000. - 176 с.
  3. Экономика: учебн. для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2006. —   656 с.
  4. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146 с.
  5. Социальная политика Беларуси в начале XXI  века: Сб. научных трудов. - Мн.:НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. - 208 с.
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2000 г. № 445 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года».
  7. Агапова Т. А. Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник, 6-е изд.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. - 448 с
  8. Система социальной защиты: теория, методология, практика: Под научн. ред. академика Никитенко П.Г. Мн. НООО «Право и экономика», 2004.
  9. Партнерство государства и общества в укреплении социального благополучия. Итоги реформы и упорядочения льгот. - Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008г.-47 с.
  10. Макконнел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.- 14-е изд.- М.:ИНФРА-М, 2006. - 940 с.
  11. Мэнкью Н. Г. Принципы микроэкономики: Пер. с англ./ Мэнкью Н. Г.—2-е изд. – СП6: Питер, 2003—554 с.
  12. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [Электрон. ресурс]. - Минск, 2006. - Режим доступа: http://www.government.by/ru/rus_gdoc_prog20062010.html.
  13. Официальный сайт института Мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). – Режим доступа: www.imemo.ru.
  14. Статья на русском языке (интернет-ресурс) – Смирнов И. Что такое справедливость?- Московский литератор.-2008.-№7. – Режим доступа: http://www.moslit.ru/nn/0807/4.htm
  15. Государственная политика в области формирования и регулирования доходов граждан.- Информационный материал.- Мн., 2009. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь.
  16. Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности. Мн. : Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. - 288 с.
  17. Социальная политика: Учебно-методический комплекс. Авт. сост. Е.М. Комкин. Мн.,ФУСТБГУ 2002.
  18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: www//belstat.gov.by.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения  А

  В процентах  к общей численности
2000 2005 2006 2007 2008
Все население 41,9   12,7 11,0 7,7 6,1
мужчины 42,9 13,3 11,5 7,9 6,4
женщины 41,0 12,2 10,7 7,5 5,8
Население,

проживающее в:

городах и поселках городского типа        

37,9 10,9 9,1 5,6 4,4
сельских  населенных пунктах 50,8 16,7 45,5 12,4 9,7
Население в возрасте, лет:

0-15

16-24

25-54

55-59

60 и  старше

 
54,6

43,7

39,7

29,0

17,8

 
21,4

14,2

12,1

5,3

4,0

 
18,7

12,0

10,6

5,6

3,2

 
13,6

8,6

7,3

2,5

2,0

 
11,9

6,8

5,7

2,9

0,8

Информация о работе Проблема неравенства доходов