Проблеми розвитку АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:19, реферат

Описание

Сучасні процеси політичної і економічної перебудови України свідчать про те, що серед багатьох проблем, які потребують радикального вирішення, бо є найбільш гострими і суперечливими, є проблеми реформування аграрного сектору. Агропромисловий комплекс представляє собою сукупність галузей народного господарства, які організаційно і економічно об'єднані спільною метою для вирішення продовольчої потреби. Головним завданням АПК є досягнення стійкого зростання виробництва сільськогосподарської продукції, надійне забезпечення країни продуктами харчування та сільськогосподарською сировиною, об'єднання зусиль всіх галузей АПК для одержання високих кінцевих результатів.

Работа состоит из  1 файл

АПК.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

     в) Низкая стоимость рабочей силы в сельском хозяйстве также является составляющей сравнительно низкой себестоимости сырья для производства продуктов питания. Тот факт, что средняя заработная плата в аграрной отрасли Украины в 2 раза ниже по сравнению с аналогичным показателем по экономике в целом, говорит сам за себя. При этом доля заработной платы в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции составляет около 14%, что почти в 2,5 раза ниже по сравнению с 1990 г.

     г) В Украине арендная плата за сельскохозяйственные земли довольно низка и в среднем составляет приблизительно 130 грн. за 1 га, тогда как, например, в странах ЕС - приблизительно 425 евро (около 5000 грн.), или в 38 раз больше. Конечно же, такая низкая арендная плата за землю в Украине дает возможность предприятиям, арендующим ее, иметь сравнительно низкую себестоимость аграрной продукции, а также определенные конкурентные преимущества на внутреннем и внешних аграрных рынках.

     д) Налоговое законодательство Украины  обеспечивает отечественным аграрным предприятиям налоговую нагрузку приблизительно в 3 раза ниже, чем в других отраслях экономики. Конечно же, это является хорошим стимулом к тому, чтобы заниматься этим видом бизнеса. Существующие льготы по уплате налогов касаются уплаты НДС, налога на прибыль и других обязательных платежей. По действующему законодательству, предприятие, в структуре реализации которого сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки составляют не менее 75%, имеют налоговые льготы, чем и пользуются агрохолдинги, минимизируя свои налоговые платежи.

     е) Сельскохозяйственные предприятия  Украины являются основными реципиентами дотаций и субсидий из государственного бюджета на развитие аграрной отрасли. Так, за последние годы сумма, которую  государство направляет на ее развитие, составляет около 7 млрд. грн. При этом следует отметить, что приблизительно 10% аграрных предприятий получают около 80% соответствующих платежей. Это как раз и есть крупные аграрные предприятия (в частности, агрохолдинги), которые имеют возможности, используя связи в государственных учреждениях, а также помощь квалифицированных экономистов и юристов, получать эти денежные средства. Однако абсолютное большинство аграрных предприятий и фермерских хозяйств не ощущают государственной поддержки, поскольку государственные денежные средства распыляются по многим направлениям и не обеспечивают надлежащей отдачи. Кроме того, в разговоре с руководителями аграрных предприятий неоднократно приходилось слышать о существующей системе взяточничества при получении бюджетных средств. В силу всего этого можно сделать однозначный вывод о неэффективности действующей системы расходования государственных денежных средств на поддержку сельскохозяйственной отрасли. А таким организационно-правовым структурам, как агрохолдинги, специализирующиеся на производстве продукции растениеводства, подобная поддержка вообще не нужна. Если кто и нуждается в поддержке со стороны государства, то это фермерские хозяйства и мелкий агробизнес на селе - как органично вписывающиеся в сельскую экономику и способствующие развитию сельской местности. Поддерживать нужно также предприятия (в частности, и агрохолдинги), занимающиеся производством животноводческой продукции.

     ж) Еще один фактор, привлекающий бизнес в аграрный сектор, заключается в возможности аккумулировать значительные земельные массивы путем их аренды и потенциальной возможности приобрести эту землю в собственность в условиях функционирования рынка сельскохозяйственных земель. В первую очередь здесь срабатывают факторы низкой нынешней стоимости земли и существенного роста цены на нее в перспективе. Нет сомнения, что в нормальных экономических условиях (стабилизации экономической и политической ситуации в стране, вхождения нашего государства в евроатлантические экономические и политические структуры) стоимость сельскохозяйственных земель в Украине будет соответствовать европейскому уровню.

     з) Возможность перепродать бизнес, стоимость которого (в силу всех указанных факторов) может значительно  возрасти через несколько лет, является одним из ключевых элементов в  заинтересованности инвесторов вкладывать денежные средства в создание агрохолдингов. Уже сегодня в Украине есть примеры такой успешной перепродажи.

     Концентрация  и интеграция в аграрном бизнесе  обусловливают возникновение, кроме агрохолдингов, также других организационно-правовых структур, где аграрное производство выполняет свою роль в соответствии с миссией и целями действующей структуры. Такие структуры, в форме различных типов агропромышленных формирований, создаются под влиянием:

     1) обеспечения потребностей в бесперебойных поставках сырья для собственной переработки отечественными перерабатывающими предприятиями;

     2) расширения аграрными предприятиями  имеющихся подсобных перерабатывающих мощностей и формирования на их основе системы полноценной промышленной переработки;

     3) накопления у аграрных предприятий  кредиторской задолженности перед  банками, становящимися их фактическими  собственниками;

     4) развития сельскохозяйственного  производства предприятиями, занимающимися дистрибуцией семян, удобрений и средств защиты растений, с целью поставок не только отдельных ресурсов, но и современных технологий сельскохозяйственного производства;

     5) возможности выгодно перепродать  бизнес.

     Перечисленные основные факторы, способствующие созданию и развитию агрохолдингов и других агропромышленных формирований в Украине, не являются исчерпывающими. Их может быть значительно больше - в зависимости от того, какова природа капитала, инвестируемого в агробизнес; из каких источников он поступает; какие промежуточные, тактические и стратегические цели ставят перед собой его собственники. Вообще агрохолдинг - это специфическая форма владения акционерным капиталом, при которой материнская компания, имея контрольный пакет акций других предприятий, управляет ими и контролирует их деятельность, благодаря чему объединяет их в единую организационно-правовую структуру с соответствующими миссией и целями. Заметим, что хозяйственные товарищества (а именно - АО) больше всего соответствуют условиям создания агрохолдингов. В частности, используя такую организационно-правовую форму ведения бизнеса, агрохолдинги активно привлекают капитал посредством выпуска и размещения акций на фондовых биржах за рубежом, чего не могут позволить себе другие формы агробизнеса. Например, агрохолдинг "Landkom International PLC" размещает свои акции на Лондонской фондовой бирже. Компания планировала использовать денежные средства, полученные от продажи акций, в том числе и для увеличения площадей арендованных сельскохозяйственных земель до 115 тыс. га до конца 2008 г.. В целом около 10 украинских агрохолдингов размещают свои акции на международных фондовых биржах. 
 

Одной из особенностей XXI столетия является усиление экономической взаимозависимости  стран на принципах глобализации и диверсификации рынков. Внешнеэкономические связи в сфере АПК занимают значительное место в экономической деятельности Украины, являеются важным фактором влияния на структуру и развитие агропромышленного комплекса. Внешнеэкономическая деятельность АПК Украины в предыдущие годы не была эффективной, что в значительной мере повлияло на экспортный потенциал и финансово-экономическое состояние области.

В последние  годы особой актуальности приобрели  проблему поиска научно обоснованых  механизмов усовершенствования внешнеэкономической  деятельности АПК», повышение конкурентоспособности отечественной аграрной продукции, защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и поставок товаров АПК, которые в достаточном количестве производятся или могут производиться в Украине, обеспечение продуктовой безопасности государства .

В связи  со стремлением Украины присоединиться к Мировой организации торговли, а со временем и к Европейскому Союзу, особенно нужно учитывать  все отрицательные и положительные  следствия вступления, адаптации  АПК Украины к требованиям  этих организаций. Это обуславливает необходимость определения направлений формирования экспортного потенциала АПК, а также усовершенствования механизмов функционирования и регулирования ВЭД АПК. 

Не следует  забывать, что среди стран - экспортеров  сельскохозяйственной продукции Украина занимает шестое место.

Вместе  с этим развитие производства и экспорта сельскохозяйственной продукции зависит  от, многих факторов, в первую очередь  политических и экономических, которые  имеют место как на национальному  равные, так и в глобальному измерение.

Украина ныне находится на этапе активного  реформирования рыночной среды, которой  дает возможность остановить разрушение экономики, стабилизировать систему  хозяйствования и начать элементы постоянного  развития общества. Главным сдерживающим фактором в этом процессе есть недостаток опыта, времени и инвестиций. Большая сложность создает также отсутствие надлежащей правовой базы, которая корреспондирует с основными принципами ведения бизнеса в развитых странах, расхождение стандартов на продукцию то что. Но самое главное достижение, которого мы достигли за последние годы, - это понимание путей дальнейшего развития, которые базируются на основных составных рыночной экономики*., конкуренция, либерализация, открытость рынков, закономерная последовательность государственной политики, отсутствие дискриминации, или недобросовестной конкуренции. 

Эти принципы еще не укоренились сегодня окончательно, но они активно формируются в  обществе прежде всего общественными  объединениями, такими как Украинская аграрная конфедерация, Украинская зерновая ассоциация, ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины и другими более как тридцатью ассоциациями, которые объединяют интересы субъектов хозяйствования аграрно-промышленного комплекса Украины.

Безусловным есть влияние и мировых процессов глобализации сельского хозяйства на аграрную политику Украины.

Ведь  высокая конкурентоспособность  сельского хозяйства Украины, практически: без прямых дотаций, є очень привлекательной  средой для транснационального капитала2.

«Аграрный сектор экономики Украины имеет  огромный экспортный потенциал», -указал министр экономики Украины А. Кинах, который, безусловно, будет реализовываться  только в случае повышения дальнейшей конкурентноздатності его продукции, а также с усовершенствованием банковской, денежно-кредитной политики и во всех других направлениях по поддержке агропромышленного сектора.

Ситуация, которая сложилась сейчас на мировом  рынке, где динамично возрастают цены на продовольственное и фуражное зерно - от 70 до 100 %, еще раз подтверждает, что Украина может стать серьезным «игроком» на мировом рынке продовольствия, начиная из выпуска зерновых культур. За последний год происходят очень серьезные тенденции, во-первых, повышения спроса на зерно в связи с ростом объемов изготовления биотоплива, сырьем для которого есть зерно; по - второе - рост динамики численности населения, которая опережает динамику производства продовольствия. Третий фактор - изменение структуры потребления увеличилось доля потребления хлеба, крупов. Украине в этом контексте необходимо улучшить работу над формированием современной экспортной инфраструктуры -транспортной, элеваторной, а также, над формированием необходимых условий баланса внутреннего рынка. Экспорт аграрной продукции - долгосрочная политика Правительства, убежденный министр экономики Украины.

В 2007 г. эксперты оценили экспортный потенциал  зернового рынка Украины на 2007- 2008 pp. в объеме 4-5 тонн зерна. Правительство  готовит к утверждению экспортную квоту до 31 марта 2008 г. в объеме 1,2 млн тонн. Решение Правительства поддержали все ведущие зернотрэйдеры, а также такие мощные объединения аграрного бизнеса, как Украинская аграрная конфедерация. Зерновая ассоциация Украины и много других, чтобы на взаимовыгодных условиях сформировать продовольственные ресурсы Украины в контексте продовольственной безопасности.

Начиная с 1991 г. в Украине государственная  политика в АПК осуществлялась преимущественно  непоследовательно и неэффективно. Мероприятия, которые употреблялись, были направленные не на перспективу, а на ликвидацию или смягчение имеющихся отрицательных явлений в АПК. В регулировании ВЭД в Украине наблюдались периоды от полной либерализации к применению определенных ограничений относительно импорта и защиты национального товаропроизводителя.

Направления формирования оптимальной структуры  экспортного потенциала должны быть направленны, в первую очередь, на как  можно быстрее наращивание производства и экспорта тех товар позиций, которые имеют наибольшую конкурентоспособность  на мировых рынках и 

могут в достаточном количестве выработаются в Украине.

За уровнем  фактических сравнительных преимуществ  наиболее конкурентоспособными на

мировом рынке среди основных товаров  украинского агропромышленного  экспорта является подсолнечное масло, ячмень, семена подсолнечника. Немного меньшие, но довольно весомые сравнительные преимущества имеют говядина, сухое молоко, сливочное масло и сыр3.

Зерновой  сектор Украины является стратегической областью экономики государства, которое  определяет объемы, предложения и  стоимость основных видов продовольствия для населения страны, в частности продуктов переработки зерна и продукции животноводства, формирует важную долю доходов сельскохозяйственных производителей, определяет состояние и тенденции развития сельских территорий, формирует валютные доходы государства за счет экспорта. Зерновая область является базой и источником постоянного развития большинства областей агропромышленного комплекса и основой аграрного экспорта.

Природно-климатические  условия и плодородные земли  Украины оказывают содействие выращиванию всех зерновых культур и разрешают получать высококачественное продовольственное зерно, в объемах, достаточных для обеспечения внутренних нужд и формирования экспортного потенциала.

Одной из целей программы есть нарастить эксперт украинского зерна с целью повышения доходов его производителей, обеспечение эффективной работы инфраструктуры рынка и увеличение валютных нахождений в экономику страны .

Соответственно  с данными баланса спроса и  предложения зерна в перспективе зерно в Украине будет использоваться таким образом: на питание 14-16 %, семена - 6-7 %, фуражные цели - 45-50 и экспорт - 30%. Запасы этой стратегически важной продукции будут представлять на конец прогнозируемого периода 4 млн тонн. 

Информация о работе Проблеми розвитку АПК