Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение проблем безопасности информации, необходимость, сущность и значение программных мер защиты предпринимательской информации в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Ι. Информационное обеспечение менеджмента 5
1.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации 5
1.2. Информация в деятельности организации 10
1.3. Необходимость защиты информации 22
1.4. Управление информацией 23
ΙΙ. Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения 30
2.1. Общие вопросы защиты предпринимательской информации 30
2.2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия 41
2.3. Обеспечение безопасности предпринимательской информации 50
Заключение 60
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Проблемы безопасности информации.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ: 
 

                        стр.
      Введение  3       
  Ι. Информационное  обеспечение менеджмента     5
        1.1. Содержание  и требования, предъявляемые к  информации 5
        1.2. Информация  в  деятельности организации 10
        1.3. Необходимость защиты информации 22
              1.4. Управление  информацией 23       
ΙΙ. Проблемы  безопасности информации предприятия и  пути их решения 30
        2.1. Общие  вопросы  защиты предпринимательской   информации 30
        2.2. Порядок отнесения  сведений к коммерческой тайне предприятия 41
        2.3. Обеспечение безопасности  предпринимательской информации 50
Заключение  60
Список  использованной литературы 62
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

      В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано их информационное обеспечение. Конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом, привлекательность страны для отечественных и иностранных инвесторов во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры.

      В последние годы широко используется термин "информационное общество", согласно которому получение, хранение, обработка, передача, распространение и использование информации, в т. ч. растущие технические возможности, заложенные в интерактивной связи, играют решающую роль. Национальные информационные ресурсы превратились в один из наиболее важных компонентов развития экономики и общества, который с каждым годом все в большей степени определяет глобальную конкурентоспособность отдельных стран.

      Практически все грани управленческой деятельности предприятия: производственная, сбытовая, финансовая, социальная — в той или иной степени нуждаются в определенной обобщенной информации.

      В результате роста сложности организаций, быстрого технического прогресса и  высоких темпов изменения окружающей среды многие предпринимательские организации встретились с трудностями при обеспечении своевременного получения информации, необходимой для принятия решений. Для принятия любого решения требуется информация, притом, чем сложнее решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и своевременной.

      В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных  с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

      Целью дипломной работы является изучение проблем безопасности информации, необходимость, сущность и значение  программных  мер защиты предпринимательской информации в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ι. Информационное обеспечение менеджмента  
 

1.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации 

      Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение) – отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное).1

      Философы  определяют знание как проверенный практикой опыт познания окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека. Знание – то, что принадлежит человеку.

      “Информация, по определению Н. Винера, - это обозначение  содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде”.2

      Информация - это знания для других, отчужденные от их первоначального живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях, в управленческих документах, проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д. Практически каждый предприниматель имеет свой стиль управления, поэтому успешно функционирующее знание в одном месте может оказаться непригодным в другом. Это же относится к феномену интернационализации знаний: интернационально только общенаучное знание. [4]

      На  основе синтеза многих подходов можно  дать следующее определение термина  “информации”, учитывающее, в том  числе его современное правовое звучание: информация – это отчужденное  знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации. [2]

      В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. [1]

      В деятельности крупных фирм, в особенности  имеющих множество филиалов  в  далеко удаленных местах, передача информации является непременным и  первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. [4]

      Для многих фирм внутрифирменная система  информации  решает задачи организации  технологического процесса и носит производственный характер. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении  в ходе производства отклонений от плановых показателей, требуемых принятыми оперативными решениями. [8]

      Информация  служит основой для подготовки соответствующих  докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. [3]

      Содержание  каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев  и вырабатываемых управленческих решений.

      К информации предъявляются определенные требования:

  • краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
  • удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
  • точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

      Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессах принятия решений экспертных технологий.

      Информация  должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения. [9]

      Целесообразным  при получении и обработке  информации о ситуации принятия решений является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решений.

      Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и "материей" управления. Движение к "информационному обществу" еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.

      В таких условиях получение новой  информации, хранение и поиск уже  созданной, адекватное понимание и  актуальное использование информации становятся очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии. [7]

      Работа  с информацией превращается в  обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации, каналов движения, способов осмысления и оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может "утонуть" в информации, остаться только с ее "шумами", которыми и так уже переполнено так называемое информационное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей информации, достоверной и реально нужной им.3

      Разумеется, что информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу управления. По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое

__________________________

  1. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2003.

важное, в управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

      Управленческая  информация — это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими "корнями" проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности. [2]

      В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности. [4]

Информация о работе Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения