Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение проблем безопасности информации, необходимость, сущность и значение программных мер защиты предпринимательской информации в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Ι. Информационное обеспечение менеджмента 5
1.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации 5
1.2. Информация в деятельности организации 10
1.3. Необходимость защиты информации 22
1.4. Управление информацией 23
ΙΙ. Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения 30
2.1. Общие вопросы защиты предпринимательской информации 30
2.2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия 41
2.3. Обеспечение безопасности предпринимательской информации 50
Заключение 60
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Проблемы безопасности информации.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

      Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации. [2]

      Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур. [2]

      Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

      Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

      Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами усложняет постижение и практическое использование информации. [2,4] 
 

1.2. Информация в   деятельности организации 

      Переход современного общества к наукоемким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. [16]

      Но  именно информация дает возможность  рационально распоряжаться всеми  иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. [11]

      Главная проблема любой экономики – преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся  ресурсы можно использовать различными способами. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления – вот в чем помогает информация при принятии экономического решения.

      Информация  – основа маневра предпринимателя  с веществом и энергией. Она  позволяет получить решение,  как  эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров  или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно вовлекается систематизированное теоретическое знание. Оно становится непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание, заложенное в управляющие программы роботов и гибких производственных систем. [3]

      Совокупность  сведений, циркулирующих в предпринимательской  деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать  по направлениям:

      1. Предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

      2. Правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

      3. Специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

      Предпринимательские организации в будущем полностью  признают необходимость создания эффективных  процессов получения, накопления и  оценки информации, поступающей от этих трех подсистем. [4]

      Предпринимателю для достижения экономических целей нужна опора в виде информации о профессиональном знании, особенностях избранной сферы бизнеса. Требуемая информация рассеяна по множеству источников и мест хранения. Цель прикладной информатики – собрать, тематически объединить и обработать информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде, удобном для интерпретации человеком – пользователем. Более того, сегодня в информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в “одном месте” и создавать всеобъемлющее поле информационных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания. Предприятие (по крайней мере, его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр. В нем сходятся все потоки информации.4

      Система может  состоять по меньшей мере из трех информационных подсистем: 1) внешней среды, 2) конкурентной обстановки и 3) внутренней информационной подсистемы.

      В сущности, сама организация компании не способствует созданию оптимальной системы связи и распределения потоков информации. Другие силы, так же как и желание сохранить иерархическую структуру и требования специализации, являются доминантными в организационном процессе. Применение системного подхода к процессам связи и информации требует от организации уделять внимание всем источникам информации, которая важна для принятия решений и управления. [6]

      Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов зарубежных фирм. [12]

      Внутренняя  деловая среда – это отношения  в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность

__________________________

4Майоров С. И., Поляков Л. А. Маркетинг в информационной сфере: Пре-принт.—М.: ВНИИПАС, 1999. 

коммуникационных  потоков, а также знания, закладываемые  и порождаемые в производстве.

    Одним из основных отличий аналитической  от оперативной обработки данных является не столько большой объем  обрабатываемых данных, сколько необходимость  поддерживать обработку произвольных, заранее не регламентированных запросов из различных источников информации. [14]

    Информационное, программное и техническое обеспечение  призваны систематизировать как  внутренние, так и внешние источники  информации. В качестве внутренних источников информации могут выступать:

  • транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числе с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств;
  • система внутрифирменного электронного документооборота;
  • документы из электронных хранилищ;
  • документы на бумажных носителях.

    К внешним источникам информации относятся:

  • информационные агентства, поставляющие данные, как в электронном виде, так и на бумажных носителях;
  • законодательные и регулирующие органы;
  • клиенты и партнеры предприятия, представляющие данные в электронном виде и на бумажных носителях.

    При формировании информационных хранилищ следует предварительно произвести обследование потенциально интересных внутренних и внешних источников информации, оценить потенциальный объем и содержание переносимых в информационное хранилище сведений, требований к структуризации информации и возможности ее поддержания. [21]

      Предприниматель согласно современным оценкам в  своей деятельности играет три информационные роли:

  • приемника информации;
  • распространителя информации;
  • профессионального представителя во внешнем мире.

      От  того, как предприниматель сыграет свои информационные роли, организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Но производительность предприятия определяется не только количеством информации, но и качеством, которое должен правильно понимать и оценивать предприниматель.

      Обоснованной  формализации работы с управленческой информацией благоприятствует использование научных процедур и правил отбора, анализа и оценки информации. Особо актуальна методология системного подхода, обеспечивающая согласованное познание многих явлений и процессов, их классификацию и субординацию, выявление в них определенных объективных закономерностей и отношений. Практически все процедуры, правила, операции, ведущие к познанию истины и ее доказательству, применимы в работе с управленческой информацией. К примеру, конкретные социологические исследования, сбор и анализ информации несколькими, условно говоря, "конкурирующими" группами, экспертная проверка информации соответствующими специалистами, вероятностно-статистические процедуры и т.д. [24]

      Информация  является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет:

  • устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;
  • принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;
  • координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

      Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:

  • выявление проблем и определение информационных потребностей;
  • отбор источников информации;
  • сбор информации;
  • обработка информации и оценка ее полноты и значимости;
  • анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;
  • разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;
  • оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.

     Информационное  обогащение современного бизнеса –  его наиболее характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее  собирает, обрабатывает и использует информацию об открывающихся  возможностях.

      В экономике возникают, распространяются и развиваются три основных информационных потока:

  • информация, которая существует в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции;
  • информация, отражающая человеческие профессиональные знания, частично фиксируемые в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом в виде производственных навыков и приемов.;
  • информация по искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным производством, по вопросам завоевания рынков сбыта при производстве даже высококачественной продукции. [4,12]

      Все эти потоки информации содержатся в  результате интеллектуальной составляющей труда наиболее квалифицированной  и творческой части работающих. Особенностью и важнейшей чертой современности является то, что свой вклад в информационную составляющую вносят все профессиональные группы работающих – от рабочих   до управляющих высших рангов. Разрыв любого звена в цепи производственных отношений производителей приводит к потере информации и, как следствие, к ухудшению качества продукции.

      Количество  информации. С обыденной точки зрения количество информации мало связано с длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение принимается и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков алфавита или число страниц текста принято как эталон количества информации, например в полиграфии.

Информация о работе Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения