Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение проблем безопасности информации, необходимость, сущность и значение программных мер защиты предпринимательской информации в современных условиях.
Введение 3
Ι. Информационное обеспечение менеджмента 5
1.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации 5
1.2. Информация в деятельности организации 10
1.3. Необходимость защиты информации 22
1.4. Управление информацией 23
ΙΙ. Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения 30
2.1. Общие вопросы защиты предпринимательской информации 30
2.2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия 41
2.3. Обеспечение безопасности предпринимательской информации 50
Заключение 60
Список использованной литературы
Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации. [2]
Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур. [2]
Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.
Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.
Аутентичность
обусловливает текстуальное и словесное
выражение информации в понятной людям
форме, соответствие их познаниям в области
языка. Засоренность информации различными
узкоспециальными терминами или иностранными,
к тому же редко употребляемыми, словами
усложняет постижение и практическое
использование информации. [2,4]
1.2.
Информация в
деятельности организации
Переход современного общества к наукоемким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. [16]
Но
именно информация дает возможность
рационально распоряжаться
Главная проблема любой экономики – преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различными способами. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления – вот в чем помогает информация при принятии экономического решения.
Информация – основа маневра предпринимателя с веществом и энергией. Она позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно вовлекается систематизированное теоретическое знание. Оно становится непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание, заложенное в управляющие программы роботов и гибких производственных систем. [3]
Совокупность
сведений, циркулирующих в
1. Предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);
2. Правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);
3. Специально-
Предпринимательские
организации в будущем
Предпринимателю для достижения экономических целей нужна опора в виде информации о профессиональном знании, особенностях избранной сферы бизнеса. Требуемая информация рассеяна по множеству источников и мест хранения. Цель прикладной информатики – собрать, тематически объединить и обработать информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде, удобном для интерпретации человеком – пользователем. Более того, сегодня в информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в “одном месте” и создавать всеобъемлющее поле информационных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания. Предприятие (по крайней мере, его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр. В нем сходятся все потоки информации.4
Система может состоять по меньшей мере из трех информационных подсистем: 1) внешней среды, 2) конкурентной обстановки и 3) внутренней информационной подсистемы.
В сущности, сама организация компании не способствует созданию оптимальной системы связи и распределения потоков информации. Другие силы, так же как и желание сохранить иерархическую структуру и требования специализации, являются доминантными в организационном процессе. Применение системного подхода к процессам связи и информации требует от организации уделять внимание всем источникам информации, которая важна для принятия решений и управления. [6]
Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов зарубежных фирм. [12]
Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность
__________________________
4Майоров
С. И., Поляков Л. А. Маркетинг в информационной
сфере: Пре-принт.—М.: ВНИИПАС, 1999.
коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
Одним из основных отличий аналитической от оперативной обработки данных является не столько большой объем обрабатываемых данных, сколько необходимость поддерживать обработку произвольных, заранее не регламентированных запросов из различных источников информации. [14]
Информационное,
программное и техническое
К внешним источникам информации относятся:
При формировании информационных хранилищ следует предварительно произвести обследование потенциально интересных внутренних и внешних источников информации, оценить потенциальный объем и содержание переносимых в информационное хранилище сведений, требований к структуризации информации и возможности ее поддержания. [21]
Предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли:
От того, как предприниматель сыграет свои информационные роли, организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Но производительность предприятия определяется не только количеством информации, но и качеством, которое должен правильно понимать и оценивать предприниматель.
Обоснованной формализации работы с управленческой информацией благоприятствует использование научных процедур и правил отбора, анализа и оценки информации. Особо актуальна методология системного подхода, обеспечивающая согласованное познание многих явлений и процессов, их классификацию и субординацию, выявление в них определенных объективных закономерностей и отношений. Практически все процедуры, правила, операции, ведущие к познанию истины и ее доказательству, применимы в работе с управленческой информацией. К примеру, конкретные социологические исследования, сбор и анализ информации несколькими, условно говоря, "конкурирующими" группами, экспертная проверка информации соответствующими специалистами, вероятностно-статистические процедуры и т.д. [24]
Информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет:
Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:
Информационное обогащение современного бизнеса – его наиболее характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию об открывающихся возможностях.
В экономике возникают, распространяются и развиваются три основных информационных потока:
Все эти потоки информации содержатся в результате интеллектуальной составляющей труда наиболее квалифицированной и творческой части работающих. Особенностью и важнейшей чертой современности является то, что свой вклад в информационную составляющую вносят все профессиональные группы работающих – от рабочих до управляющих высших рангов. Разрыв любого звена в цепи производственных отношений производителей приводит к потере информации и, как следствие, к ухудшению качества продукции.
Количество информации. С обыденной точки зрения количество информации мало связано с длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение принимается и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков алфавита или число страниц текста принято как эталон количества информации, например в полиграфии.
Информация о работе Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения