Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение проблем безопасности информации, необходимость, сущность и значение программных мер защиты предпринимательской информации в современных условиях.
Введение 3
Ι. Информационное обеспечение менеджмента 5
1.1. Содержание и требования, предъявляемые к информации 5
1.2. Информация в деятельности организации 10
1.3. Необходимость защиты информации 22
1.4. Управление информацией 23
ΙΙ. Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения 30
2.1. Общие вопросы защиты предпринимательской информации 30
2.2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия 41
2.3. Обеспечение безопасности предпринимательской информации 50
Заключение 60
Список использованной литературы
Приступая
к рассмотрению третьей группы сведений,
относящихся к специально-
Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности, подразделяется на:
- техническую;
- организационную;
- коммерческую;
- финансовую;
- рекламную;
- о спросе-предложении;
- о конкурентах;
- криминальной обстановке и др.
Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:
1. Какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);
2. Какие сведения невыгодно скрывать (почему?);
3. Какие сведения подлежат охране (кем и от кого?).
Ответ на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”. К ним относятся:
Не вполне определенным остается вопрос о том, кому предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения. Вместе с тем, исходя из характеристики информации, можно предполагать, что претендовать на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:
- прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;
- правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
- налоговые службы (управления);
- аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);
- профсоюзы;
- государственные предприятия (учреждения);
- санэпидемстанции;
- экологические организации;
- предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц, но это не исключает их охраны от общеуголовных преступлений.
Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко вошла в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио помогает преступникам выйти на объект будущего посягательства, изучить его слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.
Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен быть готов к возможному посягательству и своему ответному действию. Некоторые из них, в подобных ситуациях, пытаются найти защиту от преступников у таких же преступников, но из другой группировки. В итоге, запутавшись с преступным миром, попадают под их полное влияние, а иногда лишаются своих предприятий (фирм). [6]
Целесообразнее все же защиту искать не у преступников, а в службах по борьбе с организованной преступностью (милиции или органов госбезопасности), частных сыскных организациях.
Что касается предпринимательства в сыскной сфере деятельности, то она начинает получать достаточное освещение в прессе, включая интервью отдельных сотрудников об оказываемых услугах (кому и в каких случаях). В Великобритании частным детективным службам запрещается рекламировать оказываемые ими услуги в средствах массовой информации. Единственным источником, рекламирующим их деятельность, является, специально издаваемый в этих целях, справочник.8
Итак, предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какими препятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть в своей конкретной ситуации. Не выход из данного положения и конспирация предпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Без клиентуры, в зависимости от видов хозяйствования,
___________________________
8Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2003.
они не
будут иметь необходимой
К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность информации. [19]
Если
обратиться к законодательным актам,
то ни один из них не ставит прямо
под свою защиту данный вид собственности.
Если допустить, что такая норма
имелась бы, например, в уголовном
кодексе, то это еще не говорило бы о том,
что предпринимательская информация надежно
защищена. Наличие нормы предполагает,
что в случае нарушения содержащегося
в ней запрета, виновный понесет соответствующее
наказание. Положительным в плане предупреждения
такого преступления служил бы еще сам
факт наличия такой нормы, т.е. запрет на
совершение указанного действия, ибо за
него наступит ответственность. Действующее
законодательство РФ подобных условий
пока не создает.9
2.2.
Порядок отнесения сведений
к коммерческой тайне
предприятия
Термин «интеллектуальная (или, как ее иногда называют, промышленная) собственность» носит несколько условный характер. Под этим понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, изобретения, промышленные образцы и так далее, а также исключительные права на охраняемые законом фирменные наименования, товарные знаки и другие обозначения, то есть нематериальные объекты. Право же собственности относится к категории
____________________________
9Информатизация систем управления и принятия решений в бизнесе: социальный и методологический аспекты. М.: 2001.
вещных прав, оно связано с имуществом. Поэтому нормы о праве собственности, например статьи УК России об ответственности за хищения имущества, не применимы к промышленной собственности.
К продуктам интеллектуального и творческого труда относятся, в частности, произведения науки и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные оценки, ноу-хау, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания. Результаты интеллектуального труда проявляются, в частности, в виде информации, под которой понимаются сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах. Правовая защита распространяется только на ту информацию, которая зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать различные материальные объекты, в том числе магнитные диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений или процессов и другие. [4]
Законы «Об информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Патентный закон и ряд других законов закрепляют за собственником объектов интеллектуальной собственности право по его усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Вместе с тем, необходимо учитывать, что созданные в процессе выполнения должностных заданий изобретения, промышленные образцы и полезные модели принадлежат работодателю. Передача сведений об этих разработках кем бы то ни было и кому бы то ни было (в том числе и за пределы Российской Федерации) является противоправной. [16]
Наряду с этим необходимо учитывать положения Федерального закона от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене». В соответствии с ним ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации; общероссийскому национальному достоянию; архивному фонду; иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством России. Эти ограничения распространяются также на случаи перемещения с территории России документированной информации теми пользователями, которые находятся за ее пределами, несмотря на то, что у них есть законный доступ к таким данным. [14]
Нужно учитывать, что под технологиями в контексте рассматриваемых положений Уголовного кодекса понимаются технологическая документация (вне зависимости от ее материальной формы) и оборудование, позволяющие воспроизводить технологический цикл и включающие: программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин); средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация, используемые или создаваемые при проектировании, создании и эксплуатации технологических процессов. [8]
Научно-техническая информация — это относящиеся к сфере науки и техники сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах, зафиксированные на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать разные материальные объекты: магнитные диски, магнитные ленты, компакт-диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Действующее законодательство оперирует только термином “коммерческая тайна” и не упоминает термина “предпринимательская тайна”.[16]
Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности. [18]
При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия”, утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 5.12.91г. №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.[22]
Информация о работе Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения