Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:19, реферат
“Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.
Таблица
2.1. Изменение доли выпускников средних
школ, поступающих в колледжи, и различие
заработков выпускников школ и колледжей
в США (1985 – 2005 гг.)
Год | Доля выпускников средней школы, поступивших в колледжи, % | Отношение средних заработков выпускников колледжей и средних школ (возраст 25 – 34, предыдущий год) | ||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1985 | 55,2 | 48,5 | 1,38 | 1,42 |
1990 | 52,6 | 49,0 | 1,16 | 1,29 |
Окончание таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1995 | 46,7 | 51,8 | 1,19 | 1,29 |
2000 | 58,6 | 56,9 | 1,27 | 1,35 |
2005 | 57,8 | 62,0 | 1,48 | 1,59 |
Примечание.
Источник: [9]
Из данных таблицы 2.1 видно, что доля выпускников средней школы - мужчин, поступающих в колледжи, снижалась при уменьшении разрыва в заработках выпускников колледжей и средних школ (с 1985 по 1995 гг.) и росла при увеличении различий в уровнях этих заработков (с 1995 по 2005 гг.). Доля выпускников средних школ - женщин, поступающих в колледжи, росла независимо от уменьшения или увеличения различий в заработках выпускниц школ и колледжей. Но следует отметить, что различия в уровнях заработков у женщин с разным уровнем образования были значительно выше, чем у мужчин. Кроме того, в этот период (1985 – 2005 гг.) постоянно росли уровень участия женщин в наемной рабочей силе и время, расходуемое ими на работу вне дома. Поэтому длительность периода, в течение которого может быть получена отдача от инвестиций в образование, у женщин постоянно увеличивалась. Соответственно повышалась эффективность инвестиций в человеческий капитал женщин и росла доля выпускниц средних школ, поступающих в колледжи.
Спрос на платное образование зависит от различий в заработках лиц с разным его уровнем. Получение образования связано с вложениями капитала, то есть с явными и неявными издержками. Но на уровень доходов от образования влияет количество людей, получивших его и предлагающих свои услуги на рынке труда.
Для
анализа взаимосвязей между доходами
от образования и числом специалистов
на рынке труда рассмотрим простую модель
рынка труда (рис. 2.2).
Рисунок 2.2. Рынок для выпускников высших учебных заведений с учетом изменений в спросе
Примечание.
Источник: [3]
Кривая предложения труда S на рис. 2.2 направлена вверх, так как с ростом заработной платы специалистов с высшим образованием увеличивается количество желающих получить его и, соответственно через некоторое время, растёт число специалистов.
Кривая спроса D наклонена вниз, так как с уменьшением заработной платы растет спрос на специалистов. Если данная сфера применения труда быстро расширяется, то кривая спроса на специалистов данного профиля сдвигается вправо – вверх, до D2, что сопровождается ростом и заработной платы и их численности. Но поскольку подготовка специалистов происходит с запаздыванием, так как на получение образования уходит 4 - 5 лет, резкое повышение заработной платы банковских служащих не сопровождается быстрым ростом их предложения на рынке труда. Более того, быстрое увеличение спроса на финансовое образование может привести в последующие годы к перепроизводству банковских работников.
Неспособность системы высшего образования быстро реагировать на изменения спроса на специалистов может стать причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из бумов и спадов. Например, первоначальная нехватка банковских служащих привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем, через 5 - 6 лет, пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием по финансам и банковскому делу. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность получения данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по специальности “Финансы и банковское дело”, скорее всего, будет продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем число учащихся по данной специальности студентов будет все уменьшаться, и приток финансистов труда на рынок окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования. Описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда финансистов, иллюстрируется на рис. 2.3.
Исходное состояние (N0 , W0 ) - в точке А0, затем произошел сдвиг кривой спроса на финансистов от D до D1. Это привело к повышению заработной платы от уровня W0 до W1 и достижению равновесия рынка труда в точке А1, в которой пересекаются предложение финансистов N0 и новая кривая спроса на них D1. После расширения подготовки финансистов предложение их услуг на рынке труда повышается до N1. В результате заработная плата финансистов снижается до уровня W2,что приводит через несколько лет к сокращению подготовки финансистов и их нехватке на рынке труда. Снижение предложения до уровня N2 влечет повышение заработной платы финансистов до уровня большего W*. что создает дополнительные стимулы для расширения их подготовки [7].
После нескольких таких циклических колебаний достигается новая точка равновесия на рынке труда с заработной платой W* и числом финансистов на рынке труда N*.
В
данном случае амплитуда колебаний
заработной платы и числа специалистов
постепенно уменьшается, а процесс достижения
равновесия заканчивается. Данный график
процесса приспособления рынка к сдвигу
кривых спроса (или предложения) называют
паутинообразной моделью. Для достижения
равновесия в паутинообразной модели
необходимо, чтобы кривая спроса была
менее крутой, чем кривая предложения.
В ином случае амплитуда колебаний будет
с каждым циклом увеличиваться и рынок
труда никогда не придет к равновесию.
Такая ситуация "хаоса" может возникнуть
на рынке товаров с неэластичным спросом,
когда "рынок идет вразнос" при небольших
нарушениях первоначального рыночного
равновесия.
Рисунок 2.3. Рынок труда финансистов: паутинообразная модель
Примечание.
Источник: [3]
Во всех странах люди довольно часто меняют работу и место жительства. Кроме переездов из города в город внутри одного государства существует и международная миграция. В какой степени текучесть кадров и миграция вызываются экономическими причинами и как она сказывается на величине человеческого капитала отдельных людей и общества в целом?
Смена места работы (мобильность) сопровождается определенными затратами, как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск новой работы, а иногда и переезд на новое место жительства и т.д.). Поэтому смена места работы связана со значительными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал. Выгоды при этом могут иметь долгосрочный характер, если человек получит более высокооплачиваемую работу.
Модель человеческого капитала рассматривает добровольную мобильность как инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий.
Следовательно, любое решение о смене места работы зависит от текущей стоимости чистых выгод от мобильности большей нуля. Для расчетов текущей стоимости чистых выгод применяется следующая формула:
где W1 - текущая стоимость чистых выгод в году t=1;
Bjt - полезность (денежная или моральная), полученная от j–й работы в году;
Вit - полезность (денежная и моральная), полученная от i–й работы в году;
С - полезность, потерянная при переезде и смене работы (инвестиции в мобильность);
r - ставка процента;
Т - время (в годах), в течение которого получается полезность от мобильности.
Чем меньше затраты на смену работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой работы, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать решение о смене работы или места жительства. На основании наблюдений за этими параметрами можно четко прогнозировать, какие социальные слои и профессиональные группы более склонны к смене места работы или места жительства и в каких направлениях будут идти потоки мигрантов.
Подавляющее большинство людей принимают решения о переезде по экономическим причинам. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов в разных странах. Примерно половина всех переездов, по данным американских социологов, вызвана решением сменить работу. Следовательно, выводы теории человеческого капитала для миграции могут быть проверены на рынке труда [8].
Если выгоды от повышения заработной платы после переезда являются главным стимулом миграции, то мы должны наблюдать миграцию населения из районов с низким уровнем оплаты труда и узкими возможностями трудоустройства в те регионы, где эти факторы существенно выше. В Советском Союзе в течение десятилетий шли два потока миграции: из сельской местности в города и из давно освоенных регионов в Сибирь и другие районы нового освоения ( в основном на Север и на Дальний Восток).
Теория человеческого капитала предсказывает, что люди будут перемещаться из регионов с относительно низкими доходами в районы с более высокими уровнями заработков и благоприятными условиями для проживания. Исследования американских экономистов и социологов показывают, что притягательность "хороших" регионов перевешивает эффект "выталкивания" районов с "плохими" условиями, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями для получения работы и высокими доходами, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной такого результата является тот факт, что в беднейших районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и трудоустроиться после переезда, Поэтому, помимо вопроса о том, куда люди стремятся переехать, важным является вопрос, кто именно с большей вероятностью переедет.
Мобильность, согласно теории человеческого капитала, более высока среди молодежи и образованных людей.
Чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может получать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал.
Значительная часть затрат на миграцию - это моральные затраты. Они связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, и окружающей обстановки. У молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста.
Для одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных, чем малообразованных. Это вызвано тем, что рынок труда для лиц с высоким уровнем образования значительно шире, чем для малообразованных, и фактически является в последние годы международным для людей с высшим образованием, знающих языки.
Миграция требует издержек. Во-первых, необходимы затраты на сбор информации о районах с наилучшими возможностями для заработков и об условиях трудоустройства. Во-вторых, денежные затраты на переезд увеличиваются с ростом расстояния, поэтому люди чаще переезжают на небольшие расстояния и реже на дальние. Кроме того, люди стремятся переехать в районы, где у них имеются родственники и знакомые или, по крайней мере, где живут люди, говорящие на одном с ними языке и имеющие одинаковые обычаи. Это позволяет снизить моральные и информационные издержки мигрантов.
Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси