Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:19, реферат
“Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.
Необходимо повсеместно осуществить переход на подушевой принцип финансирования территориальных систем здравоохранения. Этот принцип должен определять формирование, распределение и расходование финансовых средств здравоохранения.
На стадии формирования бюджета здравоохранения следует предусмотреть утверждение на разных уровнях управления (республика, область, район, город) подушевых нормативов финансирования. Порядок их установления должен определяться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Бюджетные средства и средства ОМС необходимо распределять между территориями страны и внутри регионов исходя из потребности в медицинской помощи, а не на основании ресурсных показателей (например, числа коек, мощности поликлиник).
Переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения изменит экономические условия деятельности органов управления здравоохранением, ослабит их заинтересованность в поддержании всех подведомственных им лечебно-профилактических учреждений и создаст предпосылки для ориентации на конечный показатель – здоровое население и на поиск вариантов эффективного использования имеющихся ресурсов. Органы здравоохранения должны обладать широкими полномочиями по управлению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, а также по применению более рациональных форм организации медицинской помощи без риска уменьшения общей суммы финансирования [12, c. 51].
В области финансирования пособий по временной нетрудоспособности и детского отдыха необходимо добиться переориентации выплат в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. С этой целью следует ограничить верхний размер заработка, учитываемого при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, а также перейти к адресному финансированию детского отдыха, отдавая предпочтение домохозяйствам с доходами ниже прожиточного минимума.
Высокая степень дифференциации доходов работающих на фоне формирующихся рыночных отношений предполагает существование наряду с обязательным медицинским страхованием добровольного медицинского страхования, регулируемого законодательством и механизмами, существующими на финансовом и кредитном рынке.
Такова перспективная модель финансового обеспечения развития здравоохранения. Естественно, она не лишена недостатков. Главная проблема – это поиск оптимального соотношения трех источников финансирования отрасли: государственного бюджета, обязательного и добровольного медицинского страхования.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» государственная политика в области здравоохранения основывается на принципе доступности медицинской и лекарственной помощи. Выполнение этого принципа обеспечивается государственными институтами, создающими каждому члену общества условия для потребления качественных услуг здравоохранения вне зависимости от их стоимости, уровня технического совершенства, но с учетом социально-биологических потребностей человека.
Для повышения доступности медицинской помощи в Беларуси внедряются социальные стандарты в области здравоохранения, реализуются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и создается сеть республиканских научно- практических центров, расширяющих доступ населения к высоким медицинским технологиям.
Вместе с тем постоянное повышение доступности медицинской помощи в стране остается актуальной задачей. В частности, требует совершенствования система оказания гражданам платных медицинских услуг. Появление жалоб населения в этой сфере вызвано совмещением в одном государственном учреждении потоков больных, которым оказываются бесплатные и платные услуги.
В качестве первоочередной меры необходимо ввести регулирование объемов бесплатной медицинской помощи и порядка предоставления платной медицинской помощи в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Цель подобного регулирования состоит в частичном ограничении широко осуществляемого сегодня замещения бесплатной медицинской помощи платной.
Следует ввести в действие механизм финансово обеспеченных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи для каждого государственного учреждения. Последнее имеет право оказывать платные услуги и самостоятельно определять объем этих услуг только при условии выполнения финансово обеспеченного заказа на оказание бесплатной помощи. Данный механизм должен включать следующие наиболее важные элементы:
Выведение из системы государственного финансирования финансово необеспеченных мощностей государственных ЛПУ создаст условия для значительной экономии средств и их использования в целях финансирования оставшихся мощностей. Необходима разработка на всех уровнях управления стратегических и текущих планов развития здравоохранения, направленных на поддержку структурных преобразований и повышение эффективности использования ресурсного потенциала отрасли.
Следует также учитывать потенциальные последствия для населения и медицинских работников, связанные с возможным снижением мощностей медицинских учреждений и изменением структуры оказания медицинской помощи.
Доступ к качественному образованию является одним из основных условий человеческого развития. Грамотность и прочные разносторонние знания необходимы человеку для правильного и свободного выбора жизненного пути и профессии, а также для активного участия в политической и общественной жизни своей страны.
На фоне других стран Беларусь добилась существенных успехов в образовательной сфере, обеспечив высокий уровень грамотности, значительный процент охвата населения высшим образованием и широкое внедрение инновационных образовательных технологий.
Однако наряду с успехами в сфере образования сохраняется ряд проблем. Следует отметить хотя и возрастающее, но пока еще недостаточное государственное финансирование образования (по международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% ВВП). Это влечет за собой перегруженность не только средней школы, но и вузов, нередко проводящих занятия в две и более смены. В последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, в то время как старые ликвидируются, что чревато дефицитом квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. Белорусская школа ориентирована в большей степени на передачу знаний, умений, навыков, а не на развитие творческого потенциала подрастающего поколения, необходимого для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Развитию человеческого капитала в сфере образования препятствует недостаточно высокое качество образовательных услуг. Это касается некоторых вузов негосударственного сектора, а также в значительной мере заочной формы обучения. Необходимо наряду с ужесточением государственного контроля знаний обеспечить научно-методическую помощь при организации учебного процесса в негосударственных вузах со стороны ведущих государственных университетов страны. Для повышения качества заочного образования следует развивать дистанционное обучение и стимулировать издание учебной литературы, отражающей его специфику [10, c. 162].
Как негативную можно охарактеризовать тенденцию к снижению количества поступающих в вузы для обучения по естественным и прикладным специальностям. В период с 1995 по 2006 г. число студентов, зачисленных на эти специальности, сократилось на 12%, а их доля к общей численности зачисленных студентов снизилась до 35% (в 1990 г., например, она составляла 64%). Высшее политическое руководство страны уделяет этой проблеме пристальное внимание. Примером тому служит открытие университета в г. Барановичи, в значительной степени ориентированного на естественные и прикладные науки. Растущие потребности современного производства в специалистах в области высоких технологий могут быть обеспечены только при изменении соотношения обучающихся в пользу естественных и прикладных наук.
Учитывая растущую роль сферы услуг в современной экономике, необходимо расширить подготовку соответствующих кадров. Эта задача может быть решена за счет открытия соответствующих специальностей и специализаций в высших и средних специальных учебных заведениях и перепрофилирования профессионально-технических училищ при поддержке государства.
Коммерциализация сферы образования в условиях, когда 27% населения страны живет за чертой бедности, создает большие проблемы, связанные с поступлением в вузы выпускников средних школ из сельской местности и малообеспеченных семей. У них не хватает денежных средств на подготовительные курсы и тем более на индивидуальное репетиторство, без которого довольно сложно получить высокие баллы при тестировании и на вступительных экзаменах. Это оставляет за пределами высшей школы довольно много одаренной молодежи. Для решения данной проблемы целесообразно развивать систему образовательных кредитов, единого государственного экзамена, целевого набора в вузы, всевозможных преференций наиболее способным абитуриентам из сельской местности. Негосударственные вузы страны также должны включиться в эту систему.
В Республике Беларусь осуществляется переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием, предполагающую получение выпускниками академической степени магистра. Это позволит не только улучшить и дифференцировать вузовскую подготовку, но и создать все необходимые предпосылки для вхождения Беларуси в единое Европейское образовательное пространство [1].
Существовавшая ранее система одиннадцатилетней общеобразовательной школы постепенно трансформируется в двенадцатилетнюю. Для обеспечения качественного совершенствования школьного образования и его стыковки с высшим необходимо укрепить материально-техническую базу средней школы, расширить и оптимизировать сеть современных гимназий и лицеев, создать условия для действенного профотбора и профориентации, развить дух творчества и нестандартного мышления, перейти от традиционной классно-урочной системы к многовариантной, широко использовать в учебном процессе новейшие информационно-коммуникационные системы, обеспечить специализацию в старших классах.
Качественные
изменения общеобразовательной школы
закладывают фундамент для совершенствования
высшего образования. В ходе этих преобразований
необходимо обеспечить единство общеобразовательного
и научно-исследовательского процесса,
создать университетские комплексы, реализующие
общеобразовательные программы различных
уровней и оптимизирующие процесс накопления
знаний и умений. Особое внимание следует
уделить повышению заработной платы профессорско-
Человеческий капитал в составе национального богатства страны статистическими органами Беларуси до сих пор не учитывается, хотя они играют, если исходить из аналогии с другими государствами, доминирующую роль (табл. 3.1). По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ (табл. 3.2).
Таблица 3.1. Национальное богатство ряда стран в начале XXI в.
Страна | Общий объем, трлн. дол | На душу населения, тыс. дол. | Вид капитала, % к общему объему | ||
человеческий | природный | воспроизводимый | |||
США | 124,0 | 460 | 77 | 4 | 19 |
Россия | 59,0 | 400 | 50 | 40 | 10 |
Япония | 54,0 | 420 | 68 | 1 | 31 |
Китай | 35,0 | 28 | 77 | 7 | 16 |
Германия | 31,0 | 375 | 75 | 1 | 23 |
Франция | 21,0 | 360 | 56 | 7 | 37 |
Италия | 17,0 | 295 | 73 | 7 | 20 |
Индия | 12,0 | 20 | 58 | 20 | 22 |
Канада | 6,0 | 300 | 69 | 11 | 20 |
Австрия | 6,0 | 320 | 66 | 12 | 22 |
Венесуэла | 2,6 | 110 | 49 | 7 | 44 |
Чили | 2,3 | 150 | 79 | 10 | 12 |
Финляндия | 1,6 | 320 | 56 | 7 | 37 |
Норвегия | 1,3 | 300 | 57 | 10 | 33 |
Новая Зеландия | 1,0 | 280 | 59 | 18 | 23 |
Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси