Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:19, реферат
“Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.
Примечание.
Источник: [10]
Таблица 3.2. Экспериментальные оценки человеческого капитала стран СНГ на начало XXI в.
Страна | Потенциальный человеческий капитал | Удельный вес в НБ | |
Всего, трлн. дол. | На душу населения, тыс. дол. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 39,9 | 142,2 | 49,1 |
Азербайджан | 0,6 | 70,0 | 42,2 |
Армения | 0,2 | 58,0 | 54,3 |
Беларусь | 1,8 | 181,6 | 55,4 |
Окончание таблицы 3.2
1 | 2 | 3 | 4 |
Грузия | 0,3 | 58,8 | 52,2 |
Казахстан | 1,5 | 100,7 | 35,4 |
Киргизия | 0,2 | 50,0 | 45,9 |
Молдова | 0,2 | 53,5 | 51,4 |
Россия | 28,7 | 197,1 | 50,9 |
Таджикистан | 0,2 | 26,8 | 53,7 |
Туркмения | 0,3 | 55,0 | 10,2 |
Узбекистан | 1,4 | 58,6 | 50,1 |
Украина | 4,5 | 91,8 | 53,1 |
Примечание.
Источник: [10]
Повышение
эффективности использования
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования наличной данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала.
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.
Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание – 1964 г., второе – 1975 г.)
В
целом эта концепция лежит
в русле неоклассического направления,
но набор аналитических
Центральная методологическая установка "чикагской школы" человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.
Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.
К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2)
упущенный заработок,
3)
моральный ущерб, так как
В целом неоклассическая теория рынка труда содержит: " (1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций; (2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал".
Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. “Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг".
"Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека".
Производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход: "В последние десятилетия идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов".
Рентабельность человеческого капитала исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов – неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.
Важнейшими формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве (on – the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.
Проведение государством эффективной политики, направленной на улучшение человеческого капитала, предполагает выполнение следующих программ: стимулирования экономического роста; целесообразного распределения благ; обеспечения гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться в республике.
Ослабление государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого стоить в будущем. Недостаточное инвестирование в человеческий капитал, даже ввиду отсутствия средств, является ложной экономией и ведет к социальной нестабильности общества, недоеданию, болезням и росту преступности.
1 Верещагина А.Л. Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь//БЭЖ. 2005. №6. С.18-26.
2 Демин П. Человеческий капитал Республики Беларусь как фактор европейской экономической интеграции//Журнал международного права и международных отношений. 2003. №3. С.9-14.
3 Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №8. С.31-35.
4 Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. М., 2003.
178 с.
5 Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн.: ФУАинформ, 2004. 573 с.
6 Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями//Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №6. С.18-22.
7 Михайлова Е. Оценка человеческого капитала//Менеджмент сегодня. 2006. №3. С.22-26.
8 Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал//Инновации. 2005. №1. С.4-9.
9 Хадиуллина Ю.В. Роль и значение инвестиций в человеческий капитал в современном мире//МЭ и МО. 2006. №2. С.40-44.
10 Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Мн.,2005. 844 с.
11 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн.,2003. 229 с.
12
Экономика и общество: диспропорции и
перспективы развития. Национальный отчет
о человеческом развитии. Мн.,2007. 95 с.
Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси