Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:19, реферат

Описание

“Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.

Работа состоит из  1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики (2008) - БГЭУ.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

     Примечание. Источник: [10] 

Таблица 3.2. Экспериментальные оценки человеческого капитала стран СНГ на начало XXI в.

Страна Потенциальный человеческий капитал Удельный  вес в НБ
Всего, трлн. дол. На душу населения, тыс. дол.
1 2 3 4
Всего 39,9 142,2 49,1
Азербайджан 0,6 70,0 42,2
Армения 0,2 58,0 54,3
Беларусь 1,8 181,6 55,4

 

Окончание таблицы 3.2

1 2 3 4
Грузия 0,3 58,8 52,2
Казахстан 1,5 100,7 35,4
Киргизия 0,2 50,0 45,9
Молдова 0,2 53,5 51,4
Россия 28,7 197,1 50,9
Таджикистан 0,2 26,8 53,7
Туркмения 0,3 55,0 10,2
Узбекистан 1,4 58,6 50,1
Украина 4,5 91,8 53,1

     Примечание. Источник: [10] 

     Повышение эффективности использования человеческого  капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы . В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

 

Заключение

 

     В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.

     С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования наличной данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала.

     Оформление  теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.

     Классическим  сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание – 1964 г., второе – 1975 г.)

     В целом эта концепция лежит  в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

     Центральная методологическая установка "чикагской  школы" человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

     Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно  важными для семьи и для всего общества.

      К ожидаемой отдаче от инвестиций в  человеческий капитал относятся  более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

     К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

     1) прямые затраты, в том числе  плата за обучение и другие  расходы на образование, смену  места жительства и работы;

     2) упущенный заработок, являющийся  элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

     3) моральный ущерб, так как получение  образования является трудным  и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает  нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

     В целом неоклассическая теория рынка  труда содержит: " (1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций; (2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал".

     Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его  производительной силы. “Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг".

     "Он  есть форма капитала, потому что  является источником будущих  заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека".

     Производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход: "В последние десятилетия идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов".

     Рентабельность  человеческого капитала исчисляется  путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов – неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

     Важнейшими  формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве (on – the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

     Образование и здравоохранение - это факторы  долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.

     Проведение  государством эффективной политики, направленной на улучшение человеческого  капитала, предполагает выполнение следующих  программ: стимулирования экономического роста; целесообразного распределения благ; обеспечения гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться в республике.

     Ослабление государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого стоить в будущем. Недостаточное инвестирование в человеческий капитал, даже ввиду отсутствия средств, является ложной экономией и ведет к социальной нестабильности общества, недоеданию, болезням и росту преступности.

 

Список  использованных источников

 

     1 Верещагина А.Л. Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь//БЭЖ. 2005. №6. С.18-26.

     2 Демин П. Человеческий капитал Республики Беларусь как фактор европейской экономической интеграции//Журнал международного права и международных отношений. 2003. №3. С.9-14.

     3 Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №8. С.31-35.

     4 Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого  капитала. М., 2003.

178 с.

    5 Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн.: ФУАинформ, 2004. 573 с.

     6 Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями//Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №6. С.18-22.

     7 Михайлова Е. Оценка человеческого капитала//Менеджмент сегодня. 2006. №3. С.22-26.

     8 Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал//Инновации. 2005. №1. С.4-9.

     9 Хадиуллина Ю.В. Роль и значение инвестиций в человеческий капитал в современном мире//МЭ и МО. 2006. №2. С.40-44.

    10 Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Мн.,2005. 844 с.

     11 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн.,2003. 229 с.

     12 Экономика и общество: диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн.,2007. 95 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси