Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:19, реферат
“Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи.
Исследования американских экономистов показали, что сначала заработная плата иммигрантов относительно ниже заработной платы коренных американцев того же возраста и уровня образования. В 1981 г., например, недавние иммигранты из Азии и Европы зарабатывали примерно на 25 % меньше, чем их коллеги американского происхождения, а выходцы из Латинской Америки – даже на 35 % меньше. Однако иммигранты, которые прибыли в США в начале 60-х годов, в 1980 году зарабатывали уже на 8-10 % больше, чем коренные американцы с теми же характеристиками. Эти данные свидетельствуют о том, что заработки иммигрантов могут расти быстрее, чем заработки коренных американцев с аналогичным уровнем образования и опытом работы. По-видимому, более низкие в первые годы уровни заработков у иммигрантов по сравнению с коренными американцами объясняются плохим знанием языка, обычаев и американской культуры. Со временем эти их недостатки исчезают и иммигранты добиваются успехов на рынке труда, зачастую даже больших, чем коренные американцы, не имеющие таких сильных стимулов к самосовершенствованию, как иммигранты.
Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.
Всемирный банк и Международный валютный фонд разработали расширенную концепцию национального богатства, включив в нее человеческий и природный капиталы.
В настоящее время национальное богатство Республики Беларусь по официальной статистике включает только совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени. В соответствии с экономическим назначением элементы национального богатства делятся на основные фонды, материальные оборотные средства, а также домашнее имущество населения.
Сегодня наука и образование становятся главными факторами рыночного успеха, экономического роста и научно-технического прогресса. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решают состояние науки, уровень образования и объем накопленных обществом знаний. Сложные условия переходного периода, неоднозначные социальные последствия экономического реформирования напрямую затрагивают как объемы и способы инвестирования в науку, образование и здравоохранение, так и эффективность использования производительных сил людей, реализуемых в форме совокупного человеческого капитала. Поэтому изучение данной проблематики становится не просто актуальным, но выдвигается в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований.
В соответствии с законом Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" в истекшем пятилетии большое внимание уделялось совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и его ориентации на нужды республики и конкретных производств. Принятые меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере, развернувшиеся в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что численность работающих в науке и научном обеспечении в 1995 г., по сравнению с 1990 г., уменьшилась в 2,2 раза, научные исследования и разработки в 2005 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслей экономики. В их числе -819 докторов наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке незначительны. Вместе с тем, пока еще с трудом удается остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г.; в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий [10, c. 149].
В соответствии с принципами анализа человеческого капитала в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания.
Качественное и доступное здравоохранение имеет определяющее значение для перспектив человеческого развития в Беларуси. Совершенствование системы здравоохранения сдерживается унаследованной от бывшего СССР структурой отрасли, приоритетом развития которой долгое время был количественный рост в ущерб технической оснащенности, уровню оплаты персонала и другим аспектам качества медицинского обслуживания.
Подобный подход во многом сохраняется в финансировании здравоохранения и воспроизводится в структуре подготовки медицинского персонала.
Все это приводит к неэффективному расходованию средств и нерациональному использованию ресурсов. Указанные проблемы усугубляются острой нехваткой средств для финансирования отрасли. Для обеспечения устойчивости и доступности национальной системы охраны здоровья необходим поиск решений, которые обеспечили бы не только эффективное использование ресурсов, но и привлечение дополнительного финансирования.
Проблемы, порожденные преимущественно экстенсивными подходами к развитию здравоохранения, наиболее заметны при сопоставлении качественных и количественных показателей Республики Беларусь и стран Западной Европы. Беларусь существенно уступает Германии, Франции и Швеции по уровню технической оснащенности и состоянию материальной базы многих медицинских учреждений, а также по срокам и уровню излечиваемости отдельных заболеваний. При этом в Беларуси число коек в больничных стационарах на 10 тыс. населения на 24,4% больше, чем в Германии, на 36,4% – во Франции и более чем в 3 раза – в Швеции. Средний срок пребывания больного в стационаре примерно в 2 раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что в Беларуси,
помимо непосредственного лечения, больной часто проходит в стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на дому или в амбулаторных условиях.
Кроме того, в Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача, тогда как в Австрии – 44, Франции – 40, Швеции – 37 врачей. При это соотношение численности врачей и средних медицинских работников в Беларуси существенно ниже, чем в промышленных странах Запада. В Австрии и США, например, на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работника, тогда как в Беларуси – 2,6. Становится все более очевидным, что выпуск в республике квалифицированных медицинских сестер недостаточен для удовлетворения настоящих и будущих потребностей здравоохранения. Прямым следствием недостатка сестринского персонала является снижение качества медицинского ухода в стационарах. Кроме того, переизбыток врачей-специалистов часто приводит к неоправданному применению дорогостоящих медицинских процедур, что повышает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает риск нежелательных последствий медицинского вмешательства для пациента.
Проблемы, вызванные преобладанием экстенсивных подходов к развитию здравоохранения, воспроизводятся в структуре подготовки специалистов. В настоящее время подготовка сосредоточена, главным образом, на лечебно-диагностическом направлении. Очень важно расширить обучение в вузах, ординатуре, аспирантуре и системе повышения квалификации специалистов в области профилактики, а также по управлению, экономике и организации здравоохранения [12, c. 47].
В финансировании здравоохранения по-прежнему сохраняется устаревший механизм экономических взаимоотношений, который предусматривает обезличенное финансирование отрасли, зависящее от мощности медицинских учреждений и численности персонала, а не от объема и качества предоставляемых медицинских услуг. В связи с этим идет разработка и апробация новых подходов, включая подушевое финансирование. Подушевое финансирование предполагает оказание поддержки медицинским учреждениям первичного уровня в зависимости от численности прикрепленных к ним пациентов, что создает стимулы для активизации профилактической работы и повышения эффективности лечебно-диагностических процедур. Механизм подушевого финансирования был опробован в ходе известного Витебского эксперимента.
Таким образом, система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР набор сложных проблем, и прежде всего преимущественную направленность на экстенсивный путь развития и относительно низкую приоритетность качества медицинского обслуживания. Происходит распыление ресурсов среди большого количества медучреждений, что мешает решению ключевых задач – значительному повышению заработной платы медицинскому персоналу и оснащению лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.
В Беларуси происходит сокращение числа больничных коек на душу населения и количества больничных учреждений. Хотя эти тенденции в целом свидетельствуют о росте эффективности системы здравоохранения, существенное повышение качества медицинского обслуживания и его доступности может быть обеспечено только при увеличении объемов финансирования отрасли. Государственное финансирование в настоящее время является основным источником бюджета здравоохранения.
Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь, одобренной Советом Министров в октябре 1998 г., предусмотрено довести объем финансирования отрасли к 2010 г. до 10% ВВП. Для сравнения отметим, что в США уже сегодня соответствующие расходы составляют 13,6% ВВП, в Канаде – 10,3%, в Финляндии, Франции, Голландии, Германии, Италии, Норвегии – от 9,7 до 8,2% ВВП.
Однако, удельный вес расходов на здравоохранение в ВВП недостаточно полно отражает картину финансового обеспечения отрасли. Необходимо также учитывать абсолютные расходы на здравоохранение в пересчете на душу населения. В США они достигают примерно 3 тыс. дол. в год, в странах Западной Европы – около 1,5 тыс., а в Беларуси – около 90 дол.
Одним из крайне тревожных проявлений недостаточного финансирования здравоохранения является низкая заработная плата работников этой сферы. Не компенсируется в достаточной мере круглосуточный режим работы медицинских учреждений, сверхурочная работа, контакт с опасными патогенными факторами.
В
итоге часть медицинских
В условиях, когда средства государства ограничены, необходимо повысить роль других заинтересованных сторон (включая работодателей и работников) в финансировании здравоохранения. В этой связи представляется целесообразным разнообразить его источники путем внедрения системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Обязательное медицинское страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников. Право на медицинскую страховку, ее нормы и условия выплаты должны увязываться с продолжительностью уплаты и объемов страховых взносов. В число лиц, имеющих право на медицинскую страховку, следует включить всех работающих по найму, а также некоторых других граждан, охваченных системой медицинского обслуживания.
Для обеспечения равенства прав застрахованных необходимо упорядочить систему предоставления медицинских льгот и пересмотреть подходы к их финансированию. Это позволит сократить нерациональные затраты и обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости, поскольку объем получаемых благ будет в большей степени зависеть от размера участия застрахованного.
В целях рационального расходования бюджетных и страховых средств необходимо обеспечить согласованную политику органов управления здравоохранением и фондов обязательного медицинского страхования. Средства фондов ОМС должны направляться в первую очередь на оказание необходимых объемов медицинской помощи. Следует обеспечить автономный статус фондов ОМС, одновременно усилив роль правления, расширив его полномочия и увеличив число представителей органов здравоохранения в его составе. Это повысит заинтересованность фондов во внедрении прогрессивных форм оплаты медицинской помощи, создающих стимулы к эффективному хозяйствованию.
Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси