Проблемы формирования инвестиционного климата в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);

Содержание

Введение. стр. 3
Понятие об инвестиционном климате. стр. 5
Проблемы формирования инвестиционного
климата в России. стр. 12
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти.
Условия активизации инвестиционного
процесса за счёт внутренних источников. стр.25
Заключение. стр. 31
Список использованной литературы. стр. 33

Работа состоит из  1 файл

Проблемы формирования инв. климата.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)
 

ФГОУ  ВПО «Северо-Кавказская академия государственной  службы»

Институт мировой экономики

Кафедра международных экономических отношений 
 
 

Курсовая  работа

  на тему: 

Проблемы  формирования

инвестиционного климата в России. 
 
 

Выполнил: студент группы № 313

      Сероштанова

                                                      Анна Андреевна 
 

                    Проверил:                                          к. э. н. доцент Миронова О. А. 
                     
                     
                     

Ростов-на-Дону

             2007 г. 

Содержание:

   

Введение.                                                                                  стр. 3

    1. Понятие об инвестиционном климате.                 стр. 5
    2. Проблемы формирования инвестиционного

      климата в России.                                                    стр. 12 

      2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.

    2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?

    2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти. 

    1. Условия активизации инвестиционного 

          процесса за счёт внутренних источников.           стр.25 

Заключение.                                                                              стр. 31 

Список  использованной литературы.                                 стр. 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:

      - экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);

      - привносимые иностранными инвесторами в российскую экономику современные технологии способны существенно повысить конкурентоспособность отечественного производства (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей);

      - предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочие места, способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;

      - конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;

      - в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

    Активная  деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики).

    Причиной  низкой активности инвесторов является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат в России, основными характеристиками которого являются:

      - высокая общая политическая нестабильность;

      - резкий спад производства в  период с 1991 года, следствием которого, в частности, явилось резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

      - сверхвысокая инфляция и низкая  предсказуемость курса рубля  по отношению к иностранным  валютам;

      - несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности;

      - высокий уровень налогообложения  и внешнеторговых пошлин;

      - неразвитость российского рынка  капиталов;

      - недостаток качественной инфраструктуры; 

      - фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

      Все эти причины приводят к тому, что  в рейтингах инвестиционной привлекательности  Россия в последние годы устойчиво  занимает место во второй сотне государств мира - потенциальных получателей иностранных инвестиций (лидерами этих рейтингов - наиболее привлекательными для инвесторов странами - являются в последние годы государства Юго-Восточной Азии).

      Вместе  с тем уже существующая практика иностранных и отечественных инвестиций в России выявила определенные закономерности, которые позволяют анализировать и прогнозировать развитие инвестиционного процесса в ближайшие годы.  
 

    1. Понятие об инвестиционном климате.

    Инвестиционный  климат представляет собой набор  факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования налогообложения бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность. Исследование Всемирного банка показывает, что к числу важнейших факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат, относятся политическая неопределённость (28%), макроэкономическая нестабильность (23%), налоги (19%), правовое регулирование (10%) и коррупция (10%).1

    Этап  экономического роста в России в 2000-2005 гг. характеризовался быстрым  наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением производительности труда в частном и государственном производительных секторах. Этому способствовали макроэкономическая стабильность, устойчивость государственной финансовой системы, заметное снижение инфляции и безработицы по сравнению с 1998-1999 гг.

    Благодаря росту мировых сырьевых и энергетических цен для отечественной экономики  сложились исключительно благоприятные  внешние условия. В 2007 г. реальный ВВП  России выйдет на уровень 1990 г. (90% в 2005 г.), хотя его структура будет совершенно иной.

    Постепенно  преодолеваются последствия длительного  трансформационного кризиса 1990-х годов. С 2000 г. началась реализация комплекса социально-экономических реформ, направленных на модернизацию российской экономики, улучшение инвестиционного климата и стимулирование деловой активности. Расширяется горизонт принятия решений рынка, формируется поколение бизнесменов, планирующих свою деятельность, исходя из ожиданий будущего роста. Завершение переходного периода в России позволяет всё больше рассчитывать на естественные силы рыночной экономики и предпринимательства.

  • Однако в последние годы российская экономика могла бы расти гораздо быстрее, а модернизационные процессы – осуществляться более интенсивно. Дело в том, что в экономике продолжают накапливаться ограничения, для ликвидации которых необходимо преодолеть сложившуюся инерционную динамику развития и скорректировать экономическую политику. Многие принципиально важные для российского бизнеса вопросы до сих пор не решены.

    Экономика и предпринимательское сообщество получают от государства смешанные, противоречивые и не всегда предсказуемые  сигналы, что повышает неопределённость прогнозов экономических агентов  и ухудшает условия для реализации долгосрочных проектов. Отсюда и сравнительно невысокая с учётом в целом благоприятной конъюнктуры предпринимательская активность, и создающееся у российского бизнеса ощущение нарастающих среднесрочных рисков. Норма накопления в стране находится на уровне примерно 20%, что ниже, чем у большинства стран со сравнимыми экономическими условиями, и абсолютно недостаточно для проведения структурных преобразований.

    Хотя  в значительной мере правовая база рыночной экономики сформирована, необходимы дальнейшие реформы. Причём эффективная экономическая политика властей  - это не только поток законопроектов, постановлений и распоряжений, но в первую очередь – предсказуемость среды, правовая защищенность, система партнёрских отношений, учёт объективных интересов основных сторон по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся предпринимательской среды и инвестиционного климата.

    В настоящее время важным фактором ускорения экономического роста  становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области усиления предпринимательской активности, улучшения инвестиционного климата. В стране со сложившейся и устойчивой правовой системой, благоприятным инвестиционным климатом бизнес способен решать серьёзные модернизационные задачи в условиях глобальной конкуренции.

    Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

          -привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным  инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

          - регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

          - привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

          - создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

    На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время. До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в том числе - Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, так как отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база.

Информация о работе Проблемы формирования инвестиционного климата в России