Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);
Введение. стр. 3
Понятие об инвестиционном климате. стр. 5
Проблемы формирования инвестиционного
климата в России. стр. 12
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти.
Условия активизации инвестиционного
процесса за счёт внутренних источников. стр.25
Заключение. стр. 31
Список использованной литературы. стр. 33
ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»
Институт мировой экономики
Кафедра
международных экономических
отношений
Курсовая работа
на тему:
Проблемы формирования
инвестиционного
климата в России.
Выполнил: студент группы № 313
Сероштанова
Проверил:
Ростов-на-Дону
2007 г.
Содержание:
Введение.
климата
в России.
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3.
Проблемы диалога бизнеса
и власти.
процесса
за счёт внутренних
источников.
стр.25
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение.
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);
- привносимые иностранными инвесторами в российскую экономику современные технологии способны существенно повысить конкурентоспособность отечественного производства (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей);
- предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочие места, способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;
- конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;
- в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики).
Причиной низкой активности инвесторов является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат в России, основными характеристиками которого являются:
-
высокая общая политическая
- резкий спад производства в период с 1991 года, следствием которого, в частности, явилось резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;
-
сверхвысокая инфляция и
-
несовершенство нормативно-
-
высокий уровень
-
неразвитость российского
-
недостаток качественной
- фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.
Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционной привлекательности Россия в последние годы устойчиво занимает место во второй сотне государств мира - потенциальных получателей иностранных инвестиций (лидерами этих рейтингов - наиболее привлекательными для инвесторов странами - являются в последние годы государства Юго-Восточной Азии).
Вместе
с тем уже существующая практика
иностранных и отечественных инвестиций
в России выявила определенные закономерности,
которые позволяют анализировать и прогнозировать
развитие инвестиционного процесса в
ближайшие годы.
Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования налогообложения бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность. Исследование Всемирного банка показывает, что к числу важнейших факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат, относятся политическая неопределённость (28%), макроэкономическая нестабильность (23%), налоги (19%), правовое регулирование (10%) и коррупция (10%).1
Этап экономического роста в России в 2000-2005 гг. характеризовался быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением производительности труда в частном и государственном производительных секторах. Этому способствовали макроэкономическая стабильность, устойчивость государственной финансовой системы, заметное снижение инфляции и безработицы по сравнению с 1998-1999 гг.
Благодаря
росту мировых сырьевых и энергетических
цен для отечественной
Постепенно преодолеваются последствия длительного трансформационного кризиса 1990-х годов. С 2000 г. началась реализация комплекса социально-экономических реформ, направленных на модернизацию российской экономики, улучшение инвестиционного климата и стимулирование деловой активности. Расширяется горизонт принятия решений рынка, формируется поколение бизнесменов, планирующих свою деятельность, исходя из ожиданий будущего роста. Завершение переходного периода в России позволяет всё больше рассчитывать на естественные силы рыночной экономики и предпринимательства.
Экономика
и предпринимательское
Хотя в значительной мере правовая база рыночной экономики сформирована, необходимы дальнейшие реформы. Причём эффективная экономическая политика властей - это не только поток законопроектов, постановлений и распоряжений, но в первую очередь – предсказуемость среды, правовая защищенность, система партнёрских отношений, учёт объективных интересов основных сторон по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся предпринимательской среды и инвестиционного климата.
В настоящее время важным фактором ускорения экономического роста становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области усиления предпринимательской активности, улучшения инвестиционного климата. В стране со сложившейся и устойчивой правовой системой, благоприятным инвестиционным климатом бизнес способен решать серьёзные модернизационные задачи в условиях глобальной конкуренции.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
-привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время. До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в том числе - Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, так как отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база.
Информация о работе Проблемы формирования инвестиционного климата в России