Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);
Введение. стр. 3
Понятие об инвестиционном климате. стр. 5
Проблемы формирования инвестиционного
климата в России. стр. 12
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти.
Условия активизации инвестиционного
процесса за счёт внутренних источников. стр.25
Заключение. стр. 31
Список использованной литературы. стр. 33
В последние годы изменения в налоговой системе стали одним из главных позитивных достижений правительства по улучшению инвестиционного климата в российской экономике. уровень номинальной налоговой нагрузки ниже, чем в среднем по странам с переходной экономикой, причём существенно сократилась фискальная нагрузка на малый бизнес и обрабатывающие отрасли промышленности.
В настоящее время работа по совершенствованию налогового законодательства продолжается. С 2006 г. расширяется перечень расходов, вычитаемых при исчислении налога на прибыль, упрощаются процедуры возмещения НДС при капитальных вложениях. Ожидается, что с 2007 г. будут улучшены условия расчётов по НДС в области экспортных операций. Кроме того, предусмотрено создание режима налоговых льгот для инвесторов, ведущих деятельность в особых экономических зонах. Можно позитивно оценить и решение об отмене налога на наследование и дарение, поскольку это будет способствовать укреплению института частной собственности в России.
Вместе с тем в данной области остаются ещё нерешённые проблемы. Назовем, прежде всего, нестабильность налоговой системы и норм налогового администрирования. Так как общая налоговая нагрузка включает издержки, связанные с проведением мероприятий налогового контроля и с деятельностью налоговых органов в целом, то систему налогового администрирования можно оценить как крайне затратную и для государства, и для бизнеса.
Серьёзной
проблемой российского
Кроме того, бизнес-сообщество разочаровано тем, что номинальное снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговой и таможенной систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую. Согласно оценке представителей бизнеса и юристов, правоприменительная практика налоговых органов зачастую прямо противоречит законодательству. Социологические исследования показывают, что ¾ предпринимателей в ближайшие два года ожидают усиления давления на бизнес со стороны государства в целом и налоговых органов в частности. Это – прямое ухудшение инвестиционного климата страны и сдерживание инвестиционного процесса. Из-за неправомерной практики налоговых органов в первую очередь страдает отечественный бизнес, так как иностранцы могут достаточно жёстко потребовать исполнения норм НК по отношению к ним, а российский бизнес – нет. По сути, в России сосуществуют несколько инвестиционных климатов для различных групп и типов инвесторов.
В нынешней редакции проект федерального закона, направленного на улучшение налогового администрирования, будет способствовать не столько совершенствованию налогового контроля, сколько его ужесточению. Проблему налогового администрирования в нём предлагается решить путём расширения полномочий налоговых органов. Бизнес-сообщество же считает, что двигаться нужно в другом направлении – обеспечивать баланс интересов налогоплательщиков и государства. При доработке законопроекта основное внимание, по мнению предпринимателей, надо уделить установлению чётких процедур на всех стадиях отношений налогоплательщиков и налоговых органов: во-первых, закрепить в нём принцип добросовестности налогоплательщика; во-вторых, регламентировать налоговые проверки; в-третьих, установить процедуры обжалования налогоплательщиком действий и решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, в суды будут передаваться только те споры, которые не могут быть разрешены во внесудебном порядке. Для этого целесообразно ввести порядок приостановления исполнения решения налогового органа в случае его обжалования. Принятие компромиссного (то есть с учётом позиций бизнеса) варианта законопроекта – абсолютно необходимое условие улучшения инвестиционного климата.
В
последние годы в российском корпоративном
секторе происходили серьёзные
институциональные
Российские
предприятия и экономика в
целом заинтересованы в притоке
крупных инвестиционных ресурсов, причём
на регулярной основе и в течение
длительного периода времени. Однако
инвестиции идут туда, где владельцы
капитала могут участвовать в контроле
над бизнес-процессами и принятии стратегических
решений о развитии компании. В противном
случае риски инвестирования оказываются
слишком высокими.
Определяющими институциональными и финансовыми условиями инвестиционной активности самого государства и хозяйственных структур на его территории, как свидетельствует мировой опыт, являются:
К
сожалению, в России ни одно из названых
условий не соблюдается. В стране
создан механизм «отделения» фундаментальной
науки от прикладной, и это нашло отражение
в новой бюджетной классификации, в ликвидации
самостоятельного раздела функциональной
классификации расходов бюджета «Фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому
прогрессу». Ухудшается финансирование
науки в целом, фактически разрушена отраслевая
прикладная наука. В «годы реформ» (1992-2005гг.)
расходы на гражданскую науку не превышали
1,7% расходов федерального бюджета, а по
отношению к объёму ВВП составляют символическую
величину.10
Нет государственной инвестиционной стратегии и адекватной ей институциональной системы разработки, реализации и финансирования инвестиционных проектов национальной значимости. С 1997 года в соответствии с законом формировался для реализации национальных инвестиционных проектов бюджет развития. Но с 2000 года он не создается, и не было государственной системы кредитования инвестиционных проектов, реализуемых совместно государственными и негосударственными инвесторами, как это предусматривалось статусом Бюджета развития. Спустя пять лет после прекращения его формирования, начиная с 2006 года, становится реальностью инвестиционный фонд, величина которого (около 70 млрд. руб. в год) составит лишь около 500 руб. на душу населения. Этот масштаб затрат близок к затратам на мелкие бытовые приобретения, то есть при таких инвестициях активизировать действие факторов экономического развития практически невозможно.
При высочайшей степени износа технологического оборудования в большинстве отраслей не оказалось накопленного для возмещения выбытия основных фондов амортизационного фонда. В течение всего периода «реформ» он растворялся в общем потоке оборотных средств предприятий, амортизационные отчисления не аккумулировались для воспроизводства основных фондов. А теперь оказывается, что чем выше степень износа оборудования, тем в меньшей степени можно рассчитывать на этот источник капитальных вложений.
В сложившейся ситуации никаких заданий по разработке подлинно национальных инвестиционных проектов никому не давалось, их пришлось искать на конкурсной основе. И все это является результатом осуществления концепции «дерегулирования» экономики и социальной сферы. Дееспособных государственных проектных институтов практически не осталось. Проекты теперь, как правило, государством не заказываются. Прежняя система национального планирования разрушена, а новая не создана, и в ближайшее время её не будет, несмотря на официально декларированную политику перехода к трёхлетнему бюджетному планированию. Нет и единой государственной промышленной политики. Но имеются инициативные проекты корпораций, местных органов власти. Среди них можно найти и вполне соответствующие нынешним требованиям, предъявляемым к так называемым национальным проектам. Например, известен совместный проект (с затратами около 4,5млрд. дол.) ОАО «Автоваз» и Российского банка развития. Его суть - в создании «Автовазом» нового производства автомобильных двигателей. Банк развития как его финансовый агент намерен привлекать для этого синдицированные кредиты российских и зарубежных кредитов под разрабатываемые им бизнес-планы и проекты. Подобный проект отвечает интересам структурной модернизации автомобилестроения и может быть дополнен строительством нового автозавода в городе Тольятти. Однако даже такие проекты инициируются бизнесом, а не государством. Правильный отбор их должен производиться по адекватным промышленной стратегии критериям. К сожалению, они все ещё неопределенны и формируются, что называется, «на марше» и не вполне отвечают требованиям, которые следовало бы предъявить к национальным инвестиционным проектам. В последнее время, например, опубликовано представление о национальных проектах, согласно которому они осуществляются:
В соответствии с приоритетами развития страны могут быть реализованы проекты и профинансированы любые текущие расходы. Более короткое время реализации (например, по сравнению с федеральными программами) также явно недостаточный критерий отнесения проектов к национальным. К тому же дело не только в сроках. Требовалось устранить самые значимые дефекты:
Средства на сумму 138 млрд. руб., которые на 2006 год заложены в федеральном бюджете для осуществления национальных проектов (а с учетом гарантий государства – 161 млрд. руб.), будут израсходованы в более короткий срок, но с теми же изъянами. 11
Сегодня
важно при определении
Информация о работе Проблемы формирования инвестиционного климата в России