Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);
Введение. стр. 3
Понятие об инвестиционном климате. стр. 5
Проблемы формирования инвестиционного
климата в России. стр. 12
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти.
Условия активизации инвестиционного
процесса за счёт внутренних источников. стр.25
Заключение. стр. 31
Список использованной литературы. стр. 33
Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (территориально-экономические комплексы /включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).
В мире существует немало общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности, каждый из которых ориентирован на определённый круг инвесторов. Прямые инвесторы в основном пользуются рейтингом привлекательности для прямых инвестиций (дословно – индексом доверия прямых иностранных инвесторов), который является продуктом компании A. T. Kearney. Этот рейтинг рассчитывается на основе опросов руководителей, членов советов директоров и старших стратегических аналитиков 1000 крупнейших мировых компаний, владеющих активами по всему миру на общую сумму более 14 трлн. долл.
При составлении рейтингов A. T. Kearney ведущую роль играют параметры, наиболее важные для прямых инвестиций: качество регулирования и защиты инвестиций, объём внутреннего спроса, уровень бедности, уровень коррупции, качество защиты прав интеллектуальной собственности, уровень образованности населения, темпы увеличения или снижения численности бюрократии и т. д.
В соответствии с последним рейтингом A. T. Kearney, окончательная версия которого была опубликована в январе 2006 г., Россия в последнее время переместилась с одиннадцатого места на шестое (см. рис. 1).2 Примечательно, что столь высокое место России в рейтинге 2005 г. было обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор.
Но из приведённых данных не следует, что инвестиционный климат в России лучше, чем в Германии (9 место в рейтинге 2005 г.), Франции (14 место), Японии (15 место), Италии (19 место) или Канаде (21 место). На самом деле они означают, что потенциальная рентабельность прямых инвестиций в Россию выше, чем в эти страны, что обусловлено не только качеством инвестиционного климата, но и большим количеством «свободного пространства» для инвестиций в нашей стране, относительно низким предложением инвестиционных ресурсов и интенсивной экономической динамикой.
К сожалению, от высокого места в указанном рейтинге выигрывают не всё население страны, а в первую очередь политическая элита (в том числе региональная) и крупные предприниматели. Именно они получают наибольшие преимущества от прихода в страну крупных прямых инвестиций.
Наиболее важный индикатор инвестиционной привлекательности страны для портфельных инвесторов – тот, на который ориентируются самые консервативные и долгосрочные инвесторы – пенсионные фонды. Таким ориентиром выступает рейтинг CalPERS – калифорнийской пенсионной программы государственных служащих, одного из крупнейших в мире инвесторов долгосрочных инвестиционных ресурсов – пенсионных резервов3. Как показывает детальный анализ, если бы качеству рынка и бизнеса соответствовало качество государства, то Россия уже два года назад могла бы войти в число стран, являющихся объектами инвестирования пенсионных резервов. Но именно те аспекты инвестиционной привлекательности, которые формирует государство, получают наиболее низкую оценку крупнейших долгосрочных инвесторов.
По уровню политической стабильности Россия делит последнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу. Наиболее сильное её отставание от большинства стран с развивающимися рынками отмечается по таким параметрам, как независимость судебной системы и уровень частных предпочтений при принятии решений государственными органами.
По уровню прозрачности Россия занимает место в середине рейтинга, но только благодаря высокой оценке действующих в России требований листинга на фондовых биржах и отчасти хорошей оценке прозрачности денежно-кредитной политики, а по такому фактору, как свобода прессы, Россия делит последнее место с Пакистаном, Египтом и Китаем.
За
последние четыре года существенно
улучшились оценки качества российского
финансового рынка с точки
зрения его ликвидности и
Заметного
улучшения наша страна добилась в
области регулирования
Вывод многих экспертов состоит в том, что деятельность бизнеса в России считается более эффективной, чем действия государства. Более того, есть мнение, что российский рынок становится, наконец цивилизованным, но, к сожалению, зачастую не благодаря, а вопреки усилиям государства.
Состояние
отечественной экономики можно
оценить также на основе места
России в рейтингах
В рейтинге Всемирного банка, составленном по результатам исследования 155 стран, Россия находится на 79 месте. Несмотря на улучшения в макроэкономической сфере и начало ряда структурных реформ, слабость институтов государства и банковского сектора, коррупция, неэффективность защиты прав собственности определяют низкую итоговую позицию России в рейтингах.
При всех известных недостатках методик подобных исследований нужно признать, что в глобальном масштабе российская экономика пока не так привлекательна, чтобы обеспечить массированный приток инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе. Несмотря на позитивный настрой инвесторов, уровень инвестирования в российскую экономику не позволяет осуществлять необходимые масштабные программы по модернизации промышленности и транспорта.
В соответствии с принятой классификацией различают производительный и ссудный капиталы. Под ссудным или финансовым капиталом понимается капитал, который приносит владельцу доход в форме фиксированного процента. Финансовый капитал включает в себя займы и кредиты, финансовую помощь, гранты в рамках «официальной помощи развития» (отличие которой заключается в наличии не менее 25% субсидий в общей сумме помощи), операции с ценными бумагами. Напротив, производительный капитал (или инвестиции) приносит доход в форме дивидендов, размер которых зависит от суммы полученной прибыли, а значит, может колебаться. Производительный капитал подразделяется на прямые и портфельные инвестиции, главное различие между которыми заключается в наличии права контроля над вложенными средствами у прямого инвестора и отсутствие такого у портфельного инвестора.
Также различают долгосрочные и краткосрочные капиталы, при этом к долгосрочным ресурсам относят прямые инвестиции, долгосрочные банковские займы и кредиты и др., к краткосрочные капиталовложениям - портфельные инвестиции, краткосрочные займы и кредиты и др. Следует выделить еще одно деление капитала: на государственный (или официальный) и частный.
По методологии МВФ (международного валютного фонда) инвестиционные потоки подразделяются на три группы:
Прямые инвестиции подразделяются на капитальные ресурсы и нематериальные активы. К первым относятся капитал в форме акций, реинвестируемые доходы и другие межфирменные долгосрочные сделки, а нематериальные активы включают непроизводственные и нефинансовые ресурсы, права собственности, такие как патенты, права пользования торговой маркой материнской компании, промышленным дизайном, права на производство, франшизы и др., а также использование этих активов на основе заключения лицензионных соглашений по передаче прав издания, производства и пр. оригиналов и копий, в частности манускриптов, фильмов.
Таким образом, понятие «прямые инвестиции» включает в себя:
Портфельные инвестиции рассматриваются как капиталовложения, не дающие инвестору права контроля. Они включают в себя финансовые инструменты, которые являются предметом торговли на организованных и других финансовых рынках, - облигации, акции, денежно-рыночные инструменты. К портфельным капиталовложениям относят покупку инвесторами ценных бумаг, выпущенных компаниями или государством; при этом инвесторами могут быть компании, коммерческие банки, инвестиционные трактовые фонды, в частности пенсионные фонды, хеджевые фонды, совместные фонды, общественные и региональные фонды.
Причинами
осуществления портфельных
Прямые и портфельные инвестиции имеют разную природу и оказывают различное влияние на экономику.
Можно выделить несколько различий между прямыми и портфельными инвестициями.
Информация о работе Проблемы формирования инвестиционного климата в России