Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо было стране по нескольким причинам:
- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как к конкретным проектам в сфере производства, так и в бюджетной сфере (через увеличение внешнего государственного долга);
Введение. стр. 3
Понятие об инвестиционном климате. стр. 5
Проблемы формирования инвестиционного
климата в России. стр. 12
2.1. Формы капиталопотоков и их характеристика.
2.2. Возможен ли в России инвестиционный бум?
2.3. Проблемы диалога бизнеса и власти.
Условия активизации инвестиционного
процесса за счёт внутренних источников. стр.25
Заключение. стр. 31
Список использованной литературы. стр. 33
Третья группа инвестиционных потоков включает в себя «прочие краткосрочные и долгосрочные инвестиции» - торговые кредиты, банковские займы, финансовые лицензионные сделки, краткосрочные депозиты, сделки с иностранной валютой.
Рассмотренные
три группы капиталов – прямые, портфельные
и прочие инвестиции – характеризуются
разной стабильностью, взаимозависимостью
между объемом и направлениями вложений,
различной ролью доходов как одного из
источников финансирования. Разные формы
финансовых потоков могут выполнять разнообразные
функции, как для инвесторов, так и для
реципиентов. Одно из таких отличий связно
с их неустойчивостью. Самыми стабильными
считаются прямые инвестиции, а наименее
стабильными – прочие инвестиции.
Период экономического роста, начавшийся в России после кризиса 1998 г., можно разбить на несколько этапов. Первый этап (с лета 1999 г. до лета 2002 г.) характеризовался следующими факторами роста: двукратная девальвация рубля в реальном выражении, повышение загрузки производственных мощностей и вовлечение свободной рабочей силы, а так же слабый рубль; обесценение (в долларах) и списание рублёвых долгов предприятий, рост цена на нефть и другие товары российского экспорта. Когда эти возможности в значительной мере оказались исчерпанными, темпы экономического развития существенно замедлились. Сыграла свою роль и отмена так называемой «инвестиционной льготы», позволявшей предприятиям минимизировать налогообложение и одновременно интенсивно вовлекать собственные средства в процессы модернизации оборудования, использовать их в качестве важнейшего источника финансирования инвестиций в основной капитал.
В ходе второго этапа (с лета 2002 г. до весны 2004г.) экономический рост был обусловлен главным образом усилением инвестиционной активности частного сектора. Инфляция в рамках данной модели снижалась, можно сказать, автоматически, так как почти весь прирост уходил на эффективные инвестиции. При этом отмечались повышение прозрачности предприятий и переориентация частного бизнеса на долгосрочное развитие с извлечением корпоративных доходов в форме увеличения капитализации дивидендных выплат.
Третий этап (с весны 2004 г. по настоящее время) характеризуется формированием механизма роста нового типа, в значительной степени основанного на инвестиционной активности предприятий с преобладающим участием государства, бюджетных расходах и частично на активности частного сектора. Госпредприятия начали шире использовать возможности финансового рынка, частично вытесняя с них частные предприятия. Особенно заметными эти процессы стали на долговых рынках, ведь надёжность государства выше и поэтому предприятия с государственным участием могут привлекать долговое финансирование на заведомо лучших условиях, чем частные. В результате доля предприятий с преобладающим участием государства в общем объёме инвестиций, привлечённых российскими компаниями на рынке еврооблигаций, выросла с 47% в 2004 г. до 62% в 2005г.6
Прирост денежной массы распределялся между инвестициями и потреблением примерно в той же пропорции, что и на первом этапе экономического роста. Но поскольку этот прирост был намного более масштабным, чем в 1999-2002 гг., объём инвестиций оказался достаточно велик, однако их эффективность существенно уменьшилась из-за всё большей концентрации принятия инвестиционных решений у государственных чиновников и связанных с ними лиц. Как следствие, темпы роста экономики снизились, при этом их дальнейшему падению в значительной мере препятствует эффект от инвестиций, сделанных частными компаниями в предыдущие годы.
Снижение темпов экономического роста в 2004-2005 гг. вынуждает сформулировать вопрос: какими темпами могла бы характеризоваться российская экономика в случае сохранения предыдущей модели экономического роста (инвестиционного развития, опирающегося на частные инвестиции)?
Сложившаяся в 2002-2003 гг. в России модель экономического роста подверглась (в значительной мере заслуженно) серьёзной критике. Но именно она обеспечивала решение двуединой задачи повышения монетизации экономики с одновременным снижением инфляции, или, что же самое, стимулирование инвестиций, эффективность которых позволяла увеличивать темпы экономического роста. Если бы эта модель реализовывалась в 2004-2005 гг., в Росси наступил бы полноценный инвестиционный бум, заметно ускорился экономический рост, была бы решена проблема инфляции.
Расчёты показывают, что при сохранении прежней модели темп прироста промышленного производства мог бы составить 7,5 – 8,5 % в 2004 г., 7,7 – 10% - в 2005 г., а прирост ВВп – соответственно 8,5 – 9,6 % и 10,2 – 12,6%. 7 Понятно, что при таких темпах роста проблему удвоения ВВП за 10 лет удалось бы легко решить.
Падение деловой активности в результате давления власти на бизнес привело к насыщению спроса на деньги и снижению потенциально возможных темпов роста ВВП. Причиной послужил рост неопределённости и рисков, возникших вследствие участившихся повторных налоговых проверок и возросшей нестабильности «правил игры» в российской экономике. В такой ситуации часть экономических агентов вынужденно отложила реализацию планов долгосрочного развития и ограничила инвестиции.
Однако принципиальная возможность существенного оживления инвестиционных процессов в российской экономике сохраняется. Одной из мер в этом направлении должно стать формирование региональной государственной политики, которой у России на протяжении всех пятнадцати лет постсоветской трансформации практически не было.
Без политики государственного перераспределения капиталовложений движение капиталов детерминируется деятельностью компаний и региональных администраций. Последние располагают весьма небольшим и сокращающимся в пользу центра инструментарием формирования своего предпринимательского и инвестиционного климата.
В последние годы развитие регионов во многом определяется политикой ФПГ и действием естественных ресурсов (ресурсных, географических) факторов, что приводит к углублению их неравенства. Регионы получают доходы от крупных предприятий в форме заработной платы и налогов, но при этом не обязательно «улавливают» инвестиционные потоки фирм, расположенных на их территории. Если учесть ещё и возможное воздействие трансфертных цен, налоговых «гаваней» и других финансовых факторов оптимизации собственниками уплаты своих налогов и размещения доходов, то даже высокая норма накопления в стране не означает равномерного распределения инвестиций по регионам.
Развитые
Среднеразвитые
Менее развитые
На рисунке 3 представлено распределение прямых иностранных инвестиций по типам российских регионов, поскольку именно для прямых вложений важен нормальный инвестиционный климат. Видны их сильная концентрация в столицах, моноэкспортёрах и резкое снижение в других регионах. Даже с учётом перераспределения через Москву плотность инвестиций в них остаётся очень низкой.
Переход
к модели инвестиционного роста,
очевидно, невозможен без внятной
региональной политики нового типа, когда
во главу угла вместо традиционного
перераспределения бюджетных
В отношениях государства и бизнеса за последнее время произошёл качественный перелом. Ощутимо укрепилась бюрократия. Снизилась роль бизнес - сообщества при выработке государственной экономической политики. Вызывает тревогу усиление влияния государства на происходящие в стране социально-экономические процессы. Если до 2004 г. руководство России по вопросам экономики в основном придерживалось либеральных идей и заявляло о необходимости развития рыночных механизмов и улучшения инвестиционного климата, то в последние годы всё сильнее заметна склонность к расширению сферы контроля государства над экономическими активами в нефтяной отрасли, банковском секторе, машиностроении. Нерыночный сектор в российской экономике не только не сократился, но и характеризуется тенденцией к расширению. Соответственно сузилось рыночное пространство, на котором могла бы разворачиваться конкуренция.
Мониторинг административных барьеров, проведённый ЦЭФИР весной 2005 г., показал, что предприниматели отмечают существенный рост нестабильности «правил игры» и коррупции. Серьёзные проблемы создают недобросовестная конкуренция и частые изменения законодательства. По данным Всемирного банка, в России доля фирм, считающих интерпретацию норм и правил непредсказуемой, в последние годы составляет около 75%.8
По
оценке Всемирного банка, повышение
предсказуемости
Российские
Очевидна
необходимость более
Много сложностей возникает в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности из-за волокиты и отсутствия слаженности в работе таможенных и других служб. По результатам исследования «Россия как объект инвестиции», коррупция и административные барьеры занимают первые два места среди барьеров для иностранных инвесторов.
Результаты
Несмотря на высокую законодательную активность и интенсивную работу министерств и ведомств, в 2005 году были достигнуты весьма скромные результаты в плане продвижения структурных реформ. В таких секторах, как электроэнергетика, ЖКХ, здравоохранения и образования, армия, МВД, реформирование идёт со значительным отставанием от графика.
После 2002 года в российской экономике сократилось число лицензируемых видов деятельности, упростились процедуры регистрации. Однако, как показывают результаты мониторинга административных барьеров, проводимого ЦЭФИР, в других аспектах реформы по дебюрократизации экономики ощутимых изменений нет.
Учитывая, что Россия приближается к рубежу нового политического цикла, высока вероятность, что в ближайшее время реформаторская активность правительства усилится, но уже в формате предвыборного популизма.
История
с монетизацией льгот в начале
2005 года продемонстрировала слабость
системы государственных
Важнейшим
инструментом совершенствования
Диалог власти и бизнеса, однако, не всегда так результативен. Характерный пример «с обратным знаком» - сфера налогообложения, и, прежде всего налоговое администрирование. Органы государственной власти гордятся налоговой реформой и снижением налогового бремени, а бизнес-сообщество считает, что налоговый режим чрезмерно тяжёл и не содействует главному – капиталовложениям.
Информация о работе Проблемы формирования инвестиционного климата в России