Проблемы формирования современной теоретической концепции местного самоуправления в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических основ формирования современной концепции местного самоуправления, а также в выявлении проблем закрепления и особенностей реализации этих концептуальных положений в действующем законодательстве о местном самоуправлении.
Эта цель определила конкретные задачи работы:
- определить идейные и научно-теоретические основы местного самоуправления;
- проанализировать современную концепцию местного самоуправления РФ;
- рассмотреть действующую Концепцию реформы местного самоуправления в Ярославской области на 2007 - 2008 годы;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...……………3
Глава 1. Идейные и научно-теоретические основы местного самоуправления……...……..5
1.1. Понятие местного самоуправления…………………...…………………………………..5
1.2. Основные теории местного самоуправления……………………………...……………12
1.3. Местное самоуправление и государственная власть……………………...……………21
Глава 2. Современная концепция местного самоуправления РФ……………...…………..28
2.1. Современное состояние и конституционные основы концепции местного самоуправления в Российской Федерации……………………………...…………………...28
2.2. Концепция реформы местного самоуправления в Ярославской области на 2007 - 2008 годы……………………………...…………………………….……………………………….33
Глава 3. Проблемы формирования современной теоретической концепции местного самоуправления в России и пути их решения………………….……………...……………39
Заключение ……………………………………...…………………………………………….45
Список использованной литературы …………………………

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы формирования современной концепции местного самоуправления.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Концепция реформы местного самоуправления в Ярославской области на 2007 - 2008 годы

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"41 в Ярославской области приняты следующие Законы Ярославской области:

- от 21 декабря 2004 г. N 65-з  "О наименованиях, границах  и статусе муниципальных образований Ярославской области"42;

- от 30 марта 2005 г. N 18-з  "О представительных органах  первого созыва и главах вновь  образованных муниципальных образований  Ярославской области";

- от 28 декабря 2005 г. N 90-з  "О порядке решения вопросов  местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период" (далее - Закон Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 90-з).

В Ярославской области  образовано 112 муниципальных образований, в том числе:

- 3 городских округа;

- 17 муниципальных районов;

- 12 городских и 80 сельских поселений.

Закон Ярославской области  от 28 декабря 2005 г. N 90-з43 установил, что органы местного самоуправления вновь образованных поселений Ярославской области в течение 2006 года поэтапно приступают к решению вопросов местного значения поселений, установленных федеральным законодательством. В целях определения готовности вновь образованных поселений к решению вопросов местного значения Законом Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 90-з образована комиссия по реформе местного самоуправления при Администрации области, на основании заключений которой принимались постановления Администрации области о готовности поселений к решению вопросов местного значения.

Таким образом, на первом этапе реформы местного самоуправления в Ярославской области (далее - реформа) в течение 2006 года индивидуально по каждому поселению решался вопрос о готовности к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения.

Вторым этапом реформы  является 2007 год.

Законом Ярославской  области от 29 сентября 2006 г. N 52-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период" определено, что с 1 января 2007 года по 1 января 2008 года органами местного самоуправления муниципальных районов области осуществляется решение следующих вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области (за исключением городских поселений Тутаев и Углич):

- казначейское исполнение  местных бюджетов поселений;

- организация в границах  поселений электро-, тепло-, газо- и  водоснабжения населения, водоотведения,  снабжения населения топливом;

- обеспечение малоимущих  граждан, проживающих в поселениях  и нуждающихся в улучшении  жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- расчет субсидий на  оплату жилого помещения и  коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством44.

Остальные вопросы местного значения, определенные федеральным  законодательством, при условии  принятия уставов и бюджетов поселений  до 1 января 2007 года решаются поселениями самостоятельно.

С 1 января 2007 года решение  вопросов местного значения городскими поселениями Тутаев и Углич осуществляется органами местного самоуправления указанных  поселений в соответствии с действующим  федеральным законодательством, за исключением следующих вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления Тутаевского и Угличского муниципальных районов соответственно:

- казначейское исполнение  местных бюджетов поселений - до момента создания казначейств поселений;

- организация в границах  поселений электро-, тепло-, газо- и  водоснабжения населения, водоотведения,  снабжения населения топливом - до 1 июня 2007 года;

- расчет субсидий на  оплату жилого помещения и  коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, - до 1 января 2008 года.

Таким образом, законодательно определен четкий перечень вопросов местного значения, решаемый районами и поселениями соответственно, с изъятием из ведения большинства поселений вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством.

Третий этап реформы - 2008 год, в течение которого большинство  поселений должно приступить к решению  вопросов местного значения в полном объеме, чтобы к 2009 году - году окончания переходного периода, после окончательного вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - все муниципальные образования области получили возможность решать вопросы местного значения, закрепленные за ними федеральным законодательством45

Целями проведения реформы  на период до 2009 года являются повышение  эффективности системы местного самоуправления, развитие территорий и улучшение качества жизни населения.

Реформирование местного самоуправления в условиях административной реформы становится одним из приоритетных направлений деятельности органов  государственной власти Ярославской  области и предполагает решение  следующих основных задач:

- приведение системы  местного самоуправления в соответствие  с требованиями законодательства  и экономическими условиями деятельности  органов местного самоуправления;

- повышение уровня  сбалансированности местных бюджетов  путем мобилизации доходов и оптимизации бюджетных расходов;

- совершенствование форм  и методов управления муниципальной  собственностью, разграничение муниципального  имущества между муниципальными  районами и находящимися в  их составе поселениями;

- проведение эффективной кадровой политики в сфере муниципальной службы, совершенствование областного законодательства о муниципальной службе;

- повышение доверия  граждан к местному самоуправлению, обеспечение открытости и доступности  органов местного самоуправления  муниципальных образований области, улучшение качества оказываемых услуг;

- использование современных  информационных технологий в  практике муниципального управления;

- совершенствование материально-технического  обеспечения местного самоуправления.  

Основными направлениями развития местного самоуправления на период 2007 - 2008 годов являются:

В сфере управления экономическим  развитием муниципальных образований:

- внедрение комплексного  планирования социально-экономического  развития муниципальных образований  области;

- использование механизмов программно-целевого планирования социально-экономического развития муниципальных образований области, в т.ч. путем применения процедур мониторинга реализации муниципальных программ и проектов; а также использование механизмов оценки результативности муниципальных программ и проектов;

- разработка паспорта  муниципального образования, характеризующего  состояние экономики и социальной  сферы;

- создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций  путем формирования инвестиционной  политики, установления четких критериев и механизмов оказания муниципальными образованиями области содействия инвесторам;

- поддержка малого  предпринимательства.

В сфере муниципальных  финансов:

- укрепление финансовой  самостоятельности местных бюджетов;

- переход к системе формирования и исполнения бюджетов, позволяющей органам местного самоуправления муниципальных образований области сопоставлять результаты текущей деятельности и производимые бюджетные расходы с поставленными целями;

- соблюдение принципов разграничения расходных обязательств;

- разработка муниципальных  минимальных социальных стандартов;

- составление и ведение  реестров расходных обязательств  муниципальных образований;

- отбор инвестиционных  проектов, финансируемых за счет  средств муниципального бюджета, на основе критериев общественной значимости и общественной полезности.

В сфере управления муниципальной  собственностью:

- разграничение муниципальной  собственности между Ярославской  областью и муниципальными образованиями,  муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав;

- инвентаризация объектов  и создание реестра муниципальной  собственности;

- совершенствование механизмов  управления муниципальной собственностью.

В сфере использования  информационных технологий в муниципальном  управлении:

- применение единой  системы электронного документооборота  между различными уровнями и  структурами власти;

- внедрение в практику  муниципального управления функциональных  информационных систем (жилищно-коммунальное  хозяйство, бюджет, похозяйственный учет и т.д.);

- использование правовых, бухгалтерских программ в практической  деятельности органов местного  самоуправления.

В сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  служащих:

- формирование эффективной  областной системы подготовки, переподготовки, повышения профессиональной квалификации и компетенции управленческих кадров муниципальных образований;

- ежегодное формирование  Администрацией области государственного  заказа на подготовку, переподготовку  и повышение квалификации муниципальных служащих по всем формам и видам обучения и проведение соответствующего конкурса среди вузов области.

В сфере информационной политики:

- усиление роли региональных  и местных средств массовой  информации в освещении реформы  местного самоуправления;

- повышение уровня  правовой культуры населения;

- создание официальных  интернет-сайтов органов местного  самоуправления;

- развитие общедоступных  средств массовой информации  на муниципальном уровне.

В сфере совершенствования  нормативной правовой базы развития местного самоуправления:

- создание единого  реестра нормативных правовых  актов муниципальных образований  и разработка системы их мониторинга;

- внесение изменений  в Закон Ярославской области  от 28 декабря 2005 г. N 90-з в части  передачи полномочий поселениям с 01.01.200846.

 

Глава 3.  Проблемы формирования современной теоретической концепции местного самоуправления в России

 

 

 Вопросы правового регулирования  местного самоуправления, а также  находящиеся в тесной взаимосвязи  с ними проблемы в последнее время неизменно вызывают пристальный интерес широкого круга специалистов, представляющих различные сферы правовой науки. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня во многих отраслях права России (конституционном, административном, гражданском, финансовом и других) идет активный процесс осмысления проблем, находящихся на стыке публично-правовой и частно-правовой действительности и составляющих предмет детального изучения именно муниципального права.

В связи с этим первоочередное значение приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления, ее способность служить надежной основой сложных процессов, происходящих в правовом регулировании местного самоуправления и характерных для современного этапа его развития. К тому же, следует отметить тот факт, что изменение государственного строя и правовой системы Российской Федерации оказали серьезное влияние на систему и содержание правовой системы местного самоуправления. В последнее время в его составе появились новые правовые институты, возросло число соответствующих юридических норм, изменилось содержание отдельных муниципально-правовых категорий, что с неизбежностью обуславливает изменение теоретико-правовых основ данной системы, которые нуждаются в соответствующем осмыслении.

В правовой системе местного самоуправления наглядно обозначилась тенденция к насыщению его  частно-правовым содержанием. Однако, несмотря на увеличение количества частно-правовых норм и институтов, все же основу в правовой системе местного самоуправления в настоящее время составляют публично-правовые нормы и институты, что предполагает публично-правовой характер ее содержания, который, в достаточно специфичном виде проявляется и в содержании частно-правовых образований, таких как право муниципальной собственности на различные имущественные и неимущественные объекты; право хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальных предприятий и учреждений; производные от права муниципальной собственности специфические обязательственные правоотношения (муниципальный заказ); гражданско-правовые способы защиты прав местного жителя на осуществление местного самоуправления; комплексные институты муниципального законодательства, включающие частно-правовые нормы (лицензирование на муниципальном уровне) .

Информация о работе Проблемы формирования современной теоретической концепции местного самоуправления в России и пути их решения